Феодосийские серьги. Крым: Феодосийские серьги

Диковинки древности подчас ставят перед исследователями такие загадки, которые современная наука спешит объявить нерешаемыми.
Всем, наверное, известен знаменитый экспонат Эрмитажа - золотые серьги с золотой зернью, которую можно различить только с увеличением. Изделие датируется IV в. до н.э.

Эти «золотые серьги филигранной работы, найденные во время раскопок в 1853 году в одном из курганов на окраине Феодосии, являются одним из ярких образцов работы греческих ювелиров IV в. до н.э. и исполнены в так называемой микротехнике, достигшей в Афинах этого времени необычайно высокого уровня. В верхней части серег - круглые диски с изящным цветком в центре, которые окаймлены рядами мельчайшей зерни и украшены орнаментом из филигранных пальметок и розеток… Особенно прославились феодосийские серьги именно благодаря применению зерни, когда мельчайшие капельки металла расположены группами по четыре и размещены правильными рядами» .
Сколько ни пытались ювелиры повторить этот результат - у них ничего не получалось. Мельчайшее зерно плавилось при нагреве. Попытки прекратились, искусство древних греков было признано непревзойденным.

Так каким же образом сумели в IV в. до н.э. выполнить то, что не удалось повторить в ХХ в.?
В книге Альтшуллера «Алгоритм изобретения» в случае проблем с регулировкой и контролем температуры советуют использовать фазовый переход. Фазовый переход, как плавление, здесь вряд ли приемлем. Но металл может становиться жидким еще в одном случае - в амальгаме, сплаве со ртутью. Попробуйте представить себе такой вариант: мельчайшие шарики золота (получить их несложно, достаточно расплавить коротко нарубленную тонкую проволоку на несмачиваемой поверхности, например, древесном угле) на короткое время погружаются в ртуть. На поверхности формируется тонкий слой амальгамы. Ртутью натирается и подложка, на которую наносится зернь. Зернами выкладывается нужный рисунок, после чего вся композиция нагревается до температуры, которая ниже плавления золота, но достаточна для удаления (испарения) ртути из амальгамы. Золотая зернь накрепко соединяется между собой и с подложкой. Подобная технология испарения ртути из золотой амальгамы (огневое золочение) - наиболее древняя техника золочения. Восточные славяне были знакомы со способом составления золотой амальгамы "из сплава золота с ртутью" и покрытия ею серебряных и бронзовых изделий. Работы с амальгамой требуют строго соблюдения мер безопасности, так как можно получить тяжелые отравления. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора в 1838-1841 гг. от действия паров ртути погибло 60 рабочих.

Неудивительно, что технология афинских мастеров была утеряна на многие века. Ведь мастера неукоснительно хранили свои секреты, а смерть настигала таких умельцев так же неумолимо, как двумя тысячами лет позже - питерских позолотчиков.

Владимир Репин

большая история маленького мыса

Горы Крыма Май 27, 2014

Мыс Святого Ильи является самой крайней восточной оконечностью Главной гряды Крымских гор, дальше на восток начинается Феодосийский залив.

У подножия мыса, на берегу, среди каменных глыб и отвесных скал любители минералогии могут найти интересные образцы белоснежного кальцита, друзы и щеточки коричневого минерала анкерита, голубоватого стронцианита.

Тропа на мыс Ильи ведет мимо разрушенного дзота, последнего свидетеля прошедшей войны, и поднимается к зеленому оазису, где расположен маяк.

Выше маяка, на юго-запад, на одной из платообразных вершин мыса находилась древняя греческая церковь в память св. Ильи, где ежегодно 20 июля на престольный праздник совершалось торжественное богослужение. По преданию церковь была посвящена рыбакам, чудом спасшимся от гибели во время бури у берегов мыса.

Существует и феодосийская легенда о том, как моряк-купец Илья Тамара дважды потерпел кораблекрушение у берегов мыса св. Ильи. Видя близкую гибель, Тамара молил пророка Илью смягчить свой гнев, утихомирить бурю. В своей молитве он обещал в случае благополучного исхода построить на мысе храм.

Огненная молния рассекла грозное небо, опалила воздух, озарила корабли и скалы, в последний раз скользнула по мачте и загорелась сиянием впереди судна, стихла буря, в стороне зажглись каффинские огни...

Тамара сдержал обещание и построил на горе храм. Сколько он простоял — неизвестно, но уже в 1816 году на месте деревянного храма была возведена часовня св. Ильи. Рядом, у кромки мыса находилось кладбище Общества Красного Креста.

В сентябре 1861 года Феодосию посетил император Александр II. После литургии в Николаевской соборной церкви, осмотра военного госпиталя, археологического музея, армянского халибовского училища и древностей города, Александр II поднялся верхом на лошади к вершине горы и посетил часовню св. Ильи.

В 1854 году И.К. Айвазовский совместно с князем-археологом Сибирским во время археологических раскопок на мысе Ильи недалеко от часовни при раскопке кургана среди многих предметов быта обнаружил изумительные по своей красоте женские золотые серьги (IV век до н.э.).

Эта находка вошла в мировую науку под названием «Феодосийские серьги» (находится в Эрмитаже). Эти филигранные серьги являются замечательным образцом художественной культуры Эллады, по-видимому, привозная работа.

Диаметр щитка — 2,5 см. Невооруженному глазу разглядеть детали невозможно. И вот, вооружившись лупой, глазу открывается монументальная композиция: Ника, богиня победы правит колесницей, в которую впряжена четверка скачущих коней.

Древний художник проявил, окрыленную вдохновением, фантазию при создании подлинного произведения искусства. Это читается и в орнаменте серег, и во всей их композиции. То, как мастер передал стремительное движение в фигурках крохотный коней ясно говорит о его изумительной «сноровке».

Бессильны воспроизвести эти серьги оказались лучшие современные ювелиры. Какой-то секрет «микротехники», очевидно, утрачен.

Среди находок в курганах мыса Ильи — различные статуэтки из терракоты, античные монеты и амфоры, расписные вазы, покрытые позолотой и разноцветными красками.

Вот как выглядят на январь 2014 года оборонительные укрепления на мысе Святого Ильи в Феодосии. Грустно смотреть как вандалы-строители планомерно разрушают памятники истории.





Скифские сокровища из сибирской коллекции Петра I

В 1715 году уральский горнозаводчик Никита Демидов прислал в подарок Екатерине I («на зубок» новорожденному царевичу) 100 тысяч рублей золотом и несколько золотых предметов из сибирских курганов. Эти вещи были найдены бугровщиками - людьми, которые промышляли поиском старинных курганов и извлекали оттуда ценности. Многие купцы Сибири и Приуралья покупали добытые таким путем сокровища и переплавляли их, наживаясь на сбыте золота.

Петр I решил положить этому конец и издал указ, предписывавший все интересные и необычные находки сдавать властям. Вскоре князь М.П. Гагарин, губернатор Сибири, прислал в Санкт-Петербург много старинных золотых предметов, которые и легли в основу первой и единственной в мире коллекции золотых сибирских вещей. Сначала коллекцию эту хранили в Петровской кунсткамере, а в 1859 году передали в Эрмитаж. С этого года была учреждена Императорская археологическая комиссия, которой было поручено собирать сведения о памятниках древности и разыскивать предметы старины, относящиеся преимущественно к отечественной истории и жизни народов, обитающих на огромных пространствах России.


С течением времени коллекция разрослась, и составляющие ее экспонаты географически вышли далеко за рамки одних только сибирских курганов. Сейчас в ней находится и знаменитое на весь мир «скифское золото».


…Широкой полосой от Дуная до Енисея (и дальше в Забайкалье и Монголию) тянется огромная степь, разрезанная на части полноводными реками. С давних пор на этих бескрайних, как море, просторах расселялись родственные народы, не стесняемые никакими преградами. Здесь расцветали однородные культуры и создавались обширные империи, часто не очень долговечные. Здесь пролегали пути опустошительных завоеваний и великих переселений народов.


Степь, как и море, редко бывала спокойной: то в одном ее месте, то в другом поднимались бури, которые часто заносили курганы (земляные насыпи) - эти характерные черты евразийского пейзажа. Курганы тянулись во все стороны горизонта, куда бы вы ни смотрели. Одни из них еле возвышаются над степью, другие поднимаются конусовидной или полушаровидной горой. Часто такие горы достигали высоты 20—25 метров и сотен метров в окружности.



Особенно большими размерами и сложностью могильного устройства отличаются курганы с погребениями скифских вождей. Подавляющее большинство скифских курганов было разграблено еще их современниками, но не только… Так, например, богатые Келермесские курганы в 1903 году были раскопаны не специалистами, а одним кладоискателем - неким техником Д.Г. Шульцем. Он раскопал в Прикубанье четыре неразграбленные насыпи, в которых нашел много дорогих вещей - уборы и вооружение погребенных.


И хотя Келермесские курганы были разграблены, впоследствии ученые нашли здесь прекрасное серебряное зеркало, украшенное с тыльной стороны гравировкой и обложенное тонким золотым листом, на котором оттиснуты замечательные рисунки.


Тыльная сторона зеркала разделена радиусами в виде веревочки на восемь секторов, острые углы которых заполнены двумя лепестками. В центре зеркала эти лепестки образуют большую розетку, а остальная часть каждого сектора заполнена изображениями животных и мифологическими сюжетами, причем те и другие чередуются между собой в правильном порядке. Так, например, в одном из секторов в полный рост в длинной (до пят) одежде представлена Кибела - крылатая восточная богиня, владычица зверей. Она держит за передние лапы двух львов, трусливо поджимающих хвосты. В соседнем секторе изображена борьба быка со львом, а под этой сценой фигура кабана.



Одними из интереснейших экспонатов скифской коллекции стали предметы, обнаруженные в 1862—1863 годы в Чертомлыкском кургане (севернее города Никополя), и среди них великолепный золотой горит - колчан для стрел и одновременно футляр для лука. Сделал этот горит греческий мастер-ювелир, он же украсил его рельефами на сюжеты античной мифологии. В двух ярусах, например, на нем изображены сцены, рассказывающие о жизни и подвигах Ахилла - с момента, когда его ребенком обучают стрельбе из лука, до последнего эпизода - когда его мать, богиня Фетида, сжимая в руках урну с прахом погибшего сына, оплакивает его.



Большие размеры золотой обкладки горита, прекрасно выполненные чеканные рельефы, казалось бы, говорят о том, что такая драгоценная вещь может существовать только в единственном экземпляре. Но более поздние находки позволили ученым предположить, что ювелирная мастерская в какой-то из греческих колоний Причерноморья изготовила с одной формы несколько горитов и отправила их своим заказчикам (скифским царям) в разные места.


Древние эллины исполнили и знаменитый на весь мир золотой гребень из кургана Солоха - одного из редких неограбленных скифских погребений. Это была громадная насыпь высотой 18 метров, включавшая два погребения. Центральная могила имела форму прямоугольного колодца с двумя камерами, вырытыми по его длинным сторонам.


Найденный в кургане гребень относится к рубежу V—IV веков до нашей эры - периоду расцвета древнегреческого искусства. Создатели гребня учитывали вкусы заказчиков, так как были хорошо знакомы с культурой Скифии. Верхняя часть гребня сделана в виде скульптурной группы, изображающей битву между скифами. Запечатлен решающий момент схватки, когда всадник и пеший столкнулись с противником, только что потерявшим своего коня. Детали изображения проработаны настолько тонко, что видна каждая прядь волос на голове одного из воинов, членики панциря на всаднике, нашитые на одежду бляшки-украшения, рана и вытекшая из нее кровь на шее упавшей лошади.


За счет точно рассчитанного расстояния между фигурами древние мастера достигли композиционного единства, гармонии и равновесия объемных масс. Две горизонтальные полосы с зажатыми между ними фигурками пяти львов служат основанием для главной скульптурной группы и создают переход к зубцам гребня.


Очень характерно изображены на гребне лошади - небольшие, с длинными хвостами и коротко подстриженными гривами. Всадник резко осадил своего коня, и тот встал на задние ноги, а раненая лошадь лежит на спине с поднятыми вверх согнутыми ногами.


А в 1853 году во время раскопок близ Феодосии были найдены уникальные по мастерству исполнения серьги. Они явили миру образцы того своеобразного вида древнегреческого искусства, который принято называть микротехникой. Каждая серьга состоит из богато орнаментированного диска, края которого покрыты несколькими рядами зерни. На внутренней поверхности дисков размещены восемь изящных пальметок с розетками у оснований, а центр их украшает пышный многолепестковый цветок.


Главное украшение каждой серьги - многофигурная композиция, выполненная в микроскопических формах. Здесь представлен широко распространенный в Афинах вид спортивных состязаний. Во весь опор мчатся четыре коня, запряженные в колесницу, которыми управляет крылатая богиня Ника. Справа от нее стоит воин с большим щитом, готовый вот-вот выпрыгнуть из колесницы, чтобы самому закончить бег до финишной ленты.


Древнегреческий мастер исполнил на серьгах и такие детали, как узор на щите героя-воина, и даже каждое перышко на крыле богини. В «Феодосийских серьгах» зернь настолько мелка, что ее невозможно рассмотреть без лупы. Только при сильном увеличении видно, что крохотные зерна соединены по четыре и размещены рядами. Именно такие детали отделки и создали всемирную славу «Феодосийским серьгам», тем более что изобретенная древнегреческими мастерами техника зерни впоследствии была утрачена.



Неудивительно, что после феодосийской находки эти серьги сразу же привлекли внимание золотых дел мастеров. Многие ювелиры Петербурга и Парижа пытались сделать копию украшения, но задача оказалась невыполнимой из-за незнания способа пайки и состава припоя, которые применяли античные мастера. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «Феодосийские серьги», потерпел неудачу. Он не смог выполнить лунницу, сплошь покрытую зернью. Крохотные, едва заметные простым глазом золотые шарики в античном памятнике были равномерно распределены по всей поверхности. При создании копии К. Фаберже не удавалось соединить даже три зернышка - они сливались и не держались на серьге. А ведь он использовал достижения современной ему техники, в частности, оптику, которой не имели античные мастера. Впоследствии после долгих усилий ювелиры сумели соединить только три зерна вместо четырех, а древняя техника зерни по существу и по сей день остается неизвестной.



Примечания


1. Общим именем «скифы» в науке называется население евразийских степей, жившее от Дуная до Енисея в VII—III веках до нашей эры. Причем состояло оно из многих родственных племен, которые имели свои собственные названия.


2. В Винницкой области, а потом в районе Мелитополя и под Ростовом археологи нашли точно такие же гориты.

Скифское золото из разных коллекций














Пектораль - нагрудное мужское украшение, IV век до н.э.

Итак, в 1853 году известный феодосийский художник - маринист И.Айвазовский получил официальное разрешение от Министерства Императорского Двора и Уделов на проведение археологических работ в районе Феодосии Целью проведения археологических изысканий был якобы поиск "старой, античной Феодосии". В середине 19 века между учеными всего мира якобы шли споры о местоположении средневековой Кафы-Феодосии. Кто-то размещал ее на склонах Тепе-Оба, в районе мыса Св.Ильи, кто-то у подножия Карадага, в районе сегодняшнего Коктебеля , ну а кто-то на полном серьезе относил древнюю Кафу на 70 км восточнее, на мыс Опук. Но вот однажды известный археолог того времени Сибирский А.А. , прогуливаясь по склонам Тепе - Оба, обнаружил старинную греческую монету, предположительно 5 века до н.э. Своей находкой археолог поделился с известным феодосийским художником И.Айвазовским, изложив свое мнение про существование "античного города" в районе мыса Св.Ильи на склонах хребта Тепе-Оба. Художник полностью поддержал идеи Сибирского А.А. и принял непосредственное участие в организации археологической экспедиции.

Уже весной 1853 года на склонах хребта полным ходом шли изыскательные работы, практически сразу были обнаружены 5 курганов - могильников. Четверо курганов оказались полностью пустыми, а вот в пятом...! В пятом было обнаружено захоронение женщины, предположительно 4-5 века до нашей эры, множество изысканных керамических предметов, а также целая плеяда интересных ювелирных украшений, в том числе уникальные по мастерству исполнения ФЕОДОСИЙСКИЕ СЕРЬГИ. Весть об уникальной феодосийской находке облетела весь мир , приковав внимание нумизматов, антикваров и золотых дел мастеров. Ювелиры со всего мира пытались скопировать украшение, но безрезультатно - технологии древнегреческих мастеров были безвозвратно утеряны. Даже знаменитый Карл Фаберже , пытавшийся повторить "феодосийские серьги", потерпел полное фиаско.

Ободренный невероятной находкой, И.Айвазовский с утроенной энергией продолжил свои археологические поиски, и в течении лета-осени 1853г. вскрыл еще более 80 курганов в окрестностях Феодосии, и удача снова улыбнулась художнику - один из могильников на хребте Тепе-Оба также был полон ювелирных украшений. Естественно, все найденные ювелирные изделия были пересчитаны, описаны и отправлены в Санкт-Петербург , где были выставлены на всеобщее обозрение в Эрмитаж.
По результатам археологической экспедиции, возглавляемой И.Айвазовским, было сделано примерно следующее заключение - на склонах хребта Тепе-Оба находился Греческий Некрополь, примерно 4-5 века до нашей эры.

Эту красивую байку про "феодосийские серьги" можно услышать от феодосийских экскурсоводов либо прочитать на многочисленных "исторыческих" сайтах. Реальность, однако, гораздо суровее и грязнее.

На самом деле, количество так называемых "античных ювелирных изделий", не подлежащих копированию, достаточно велико и насчитывает сотни и тысячи украшений. Естественно, в эту группу входит и так называемое "золото скифов ", ювелирные украшения, найденные в скифских курганах-могильниках. География находок "скифского золота" весьма обширна - от Алтая до Дуная с востока на запад, и от Белого Моря до Северной Африки с севера на юг. Многие из "скифских украшений" реально уникальны и для их создания использовались технологии, неизвестные даже в настоящее время. На приведенных ниже фотографиях("феодосийские серьги на первой") показана малая часть "золотых женских сережек", обнаруженных при раскопках скифских курганов-могильников в совершенно разных местах: Южная Сибирь, Таврия, Тамань , Поднепровье, Поволжье. Объединят эти уникальные изделия одно - они действительно уникальны, подделать их крайне сложно, а зачастую и невозможно, и являются произведениями искусства древнегреческих античных ювелирных мастеров, технологии которых безвозвратно утеряны.

Именно так - в скифских курганах лежало "древнегреческое золото"!!! В том числе в сибирских и алтайских! Каким образом оно туда попало, современную "историческую науку" абсолютно не интересует - да мало ли - купили на базаре, на распродаже!

Единственным аргументов этих "борцов за древнюю грецию " является утверждение, будто скифы - это кочевники, а кочевники не способны создавать неповторимые шедевры.
Но вернемся к "феодосийским серьгам". Итак, на склонах хребта Тепе-Оба археологической экспедицией под руководством И.Айвазовского были обнаружены некие курганы-могильники в количестве порядка 90 штук, которые были идентифицированы как Греческий Некрополь 4 века до нашей эры. Однако, 50 лет спустя, неким немецким лесничим Ф. Зибольдом, на тех же склонах хребта Тепе - Оба были обнаружены порядка 30 объектов средневековой гидросистемы Феодосии , а также значительное количество керамических труб водопровода. Естественно, керамический водопровод был создан не в 4 веке до н.э., а значительно позже, в 15-16 веках.

Получается очень занятная картина - средневековую гидросистему строили прямехонько на древнегреческом некрополе! Тут одно из двух - либо наши предки, строившие керамический водопровод, не имели никакого понятия о гигиене и санитарии, либо кто-то откровенно и нагло врет. Но я не думаю, что наши предки стали бы строить гидросистему посреди курганов-могильников, значит дело в другом!

Кстати, известно, что экспедиция Сибирского-Айвазовского вскрыла порядка 90 курганов-могильников на хребте Тепе-Оба , вот только где они, и почему они не сохранились до наших дней? И как правило, все курганы-могильники, где обнаружено что-то стоящее, имеет свое название(Курган Куль-Оба, Курган Солоха, Царский Курган и т.д.) Как в таком случае называется курган, в котором были обнаружены "феодосийские серьги"? Никак.

Тот же Ф.Зибольд, описывая хребет Тепе-Оба в 1900 г упоминает, помимо гидротехнических конструкций, многочисленные каменные руины других сооружений, но это абсолютно точно были не могильники.

Кстати, большой вопрос, почему господа историки середины 19 века, якобы рассуждавшие о местоположении "старой Феодосии" не видели этих развалин и гидротехнических сооружений, словно их не существовало? Их поразила внезапная слепота?

Но ведь И.Айвазовский, якобы родившийся в 1817 г в Феодосии, должен был наверняка знать про некие развалины на Тепе-Оба, которые в то время могли иметь совсем другой вид.

На картине К.Боссоли, запечатлевшую в 1842г Феодосию мы можем наблюдать достаточно интересный пейзаж - крепостные сооружения и конструкции непонятного назначения на переднем плане и собственно город на заднем плане, в долине. Совершенно очевидно, что итальянский художник рисовал картину, находясь на склонах Хребта - больше подобного ракурса не найти. Вопрос - что стало с этими сооружениями через 15 лет? Исчезли бесследно или превратились в курганы-могильники?

Надо признать, что никакого Греческого Некрополя, состоящего из скифских курганов-могильников, на хребте Тепе-Оба НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, на хребте были сооружения сосем другого характера, абсолютно не совместимые по своему предназначению с Городом Мертвых.

Но где в таком случае и когда именно проводилась археологическая экспедиция Сибирского-Айвазовского?

Действительно, в окрестностях Феодосии достаточно много непонятных возвышенностей, которые вполне можно идентифицировать, как курганы-могильники, вот только расположены они большей частью на севере и северо-востоке от Феодосии, т.е. в противоположной стороне от Тепе-Оба. Несколько возвышенностей, похожих на курганы, имеются к югу от хребта, в долине Двуякорной бухты, но это вполне могут быть и остатки укреплений.

В любом случае, в окрестностях Феодосии на период середины 19 века существовало достаточно много интересных памятников старины, которые, рискну предположить, еще не были разграблены и осквернены.

Несомненно, археологов-кладоискателей ждала очень богатая нажива.

И тут возникает очень интересный момент. Возраст многих крымских курганов в Крыму порядка 2000 лет и более. Согласно, официальной истории, за эти 2000 лет через Крым прошли десятки племен и народов, однако почему-то не у кого не возникало желания посмотреть, что же хранится в этих самых курганах-пирамидах вплоть до 19 века, когда начались исследования и освоения памятников древности. Поэтому следует признать, что на Крымском Полуострове испокон веков проживал только один народ- потомок тавроскифов - русские, в любом же другом случае все могильники и курганы были бы уничтожены задолго до 19 века. В 19 веке произошла смена хозяина полуострова - он вошел в состав Российской Империи , которая, несмотря на свое название, отнюдь не представляла интересы русского народа, скорее наоборот. Поэтому все без исключения археологические экспедиции на Крымском Полуострове преследовали по большому счету только две цели - уничтожить памятники прошлого Великого Народа и по возможности максимально обогатиться, раздербанив и присвоив богатства, тысячелетиями накапливающиеся на территориях Таврического Полуострова.

Археологическая Экспедиция Айвазовского - не исключение. Достаточно присмотреться к личности главного археолога экспедиции, а по совместительству антиквара и нумизмата - Сибирского А.А., а также к личностям его друзей-покровителей Я. Рейхель, Б.Кене, И.Бартоломей, П.-Ю. Сабатье. Все эти господа явно не русского происхождения стоят у истоков создания Императорского Археологического Общества, куратором которого был непосредственно Дом Романовых . Естественно, у всех этих людей были самые большие в Европе коллекции ювелирных украшений и золотых старинных монет. Думаю, не стоит доказывать, откуда им на головы свалилось это богатство. Это происходило в порядке вещей - большая часть награбленных ювелирных изделий и предметов старины просто оставалась в руках людей, руководивших "археологическими поисками" и оседала затем в многочисленных частных коллекциях, меньшая часть доставалась музеям.

Кстати, у И.Айвазовского также была достаточно большая ювелирная коллекция, которая после смерти художника в 1900 году осталась его вдове - А.Бурназян - Саркисовой. После Октябрьской Революции за коллекцией вдовы была устроена самая настоящая охота , а так как в Крыму власть менялась по нескольку раз в год, то за ювелирной коллекцией Айвазовского охотились буквально все - и оккупационное караимско-немецкое правительство Соломона Соломоновича Крыма, бывшего приятеля И.Айвазовского, и белогвардейский "черный барон" Врангель, и чекисты Дзержинского. Последние, надо сказать, преуспели больше всех. А. Бурназян была арестована ВЧК и по крайней мере полгода провела в тюрьме, из которой вышла только после сдачи ювелирной коллекции новым властям.

Возможно, что А.Бурназян удалось сохранить какую-то часть коллекции, так как известно, что в годы Великой Отечественной Войны некие ювелирные изделия из коллекции художника каким-то образом оказались у немцев, оккупировавших Феодосию. Дальнейшая судьба ювелирной коллекции И.Айвазовского неизвестна, ибо из тьмы пришло, во тьму ушло.