Морские оленеводы. Эвенки и эвены Эвены народ где проживают

Общая информация

Эвены — один из коренных малочисленных народов на северо-востоке Сибири. Большинство современных эвенов называет себя эвен. От этого самоназвания в начале 30-х гг. было образовано нынешнее официальное обозначение народа. Вариантами самоназвания являются ывын, эбен, эвун. Исследователи по-разному переводят этот этноним - «местный», «здешний», «спустившийся с гор». Дополнительным самоназванием у части эвенов-оленеводов Охотского побережья служит этноним ороч - оленный (мн. число - орочел). У оседлых эвенов до недавнего времени бытовал еще один этноним - мэнэ. Так эвены-оленеводы называли пеших тунгусов. Старое русское название эвенов - ламуты, ламские тунгусы, ламские мужики (от эвенкийского ламу - море).

Говорят на эвенском языке, который относится к тунгусо-маньчжурской ветви алтайской языковой семьи. В эвенском языке насчитывается около 20 диалектов и говоров, объединяемых в три наречия: восточное, среднее и западное. В качестве литературного языка используется диалект эвенов Магаданской области, имеющий достаточно широкое распространение. Письменность для эвенского языка на основе латинской графики была разработана в 1931 г., в 1936 г. она была переведена на кириллицу.

Эвенский язык считают родным около 44 % эвенов. Происхождение эвенов связано с тунгусскими племенами, поглотившими в процессе расселения по северо-восточной Якутии, Чукотке и Камчатке часть юкагиров и коряков. В Якутии эвены испытали сильное якутское влияние.

Территория расселения и численность

К середине XVII века эвены кочевали на Охотском побережье и к западу от него в отрогах Верхоянского хребта, в бассейнах Колымы, Индигирки и Омолона. Появление здесь русских, опустошительные эпидемии второй половины XVII века положили начало интенсивной миграции эвенов в бассейн Уды и Амгуни. На северо-востоке они проникли в земли юкагиров и коряков, часть которых вошла в состав эвенских родов и способствовала увеличению численности эвенов. Продвижение эвенов на северо-восток продолжалось и в XIX веке. К началу 40-х гг. они оказались уже на реке Гижиге, а еще через несколько лет - на Камчатке. В процессе расселения по северо-востоку эвены увеличились в численности со второй половины XVII до конца XIX века в 3 раза - с 3,6 тыс. до 10,7 тыс. человек. Перепись 1989 г. зафиксировала в СССР 17199 эвенов. По переписи 2002 года численность их составила 19071 человек.

Основная часть эвенов живет сегодня в Якутии, Магаданской и Камчатской областях, Корякском и Чукотском АО, Хабаровском крае. Есть они также в Приморье, Сахалинской и Амурской областях, а также за пределами Дальнего Востока.

Преимущественными районами расселения эвенов в Якутии являются улусы Усть-Янский - 939 чел., Эвено-Бытантайский - 903, Томпонский - 735, Кобяйский - 677, Момский - 645, Аллайховский - 544, Нижнеколымский - 520, Булунский - 384, Среднеколымский - 364, Оймяконский - 322. В остальных их численность колеблется в пределах 100-200 человек. В Магаданской области основными районами проживания эвенов являются Ольский (822) и Северо-Эвенский (734). Более 700 эвенов живет в колымских районах области, в том числе в Омсукчанском - 295. На Чукотке эвены концентрируются в Билибинском и Анадырском районах - соответственно 807 и 448 человек. На Камчатке - в Быстринском районе (672) и Корякском автономном округе - 713. В Хабаровском крае эвены живут в Охотском районе - 1125. В период между переписями 1979 и 1989 гг. численность эвенов выросла на 4676 человек (37 %), при этом естественный прирост составлял 2843 чел, а 1833 человека восстановили национальность. Восстановление национальности особенно характерно для эвенов Якутии. На их долю приходится 73 % восстановивших национальность «эвен».

Образ жизни и система жизнеобеспечения

Основное традиционное занятие эвенов - кочевое оленеводство. Развита также охота на северного оленя, лося, горного барана. Большое значение имела товарная пушная охота, особенно на белку. Подсобное значение имело речное рыболовство. Эвены, живущие на охотском побережье, вели полуоседлый образ жизни, занимались рыболовством в устьях рек, промыслом морского зверя. Между оседлыми и кочевыми эвенами существовал натуральный товарообмен - оленьи мясо и шкуры на нерпичью кожу.

В период колхозно-совхозного производства в хозяйствах эвенов сформировались крупные (до 30 тыс. голов) общественные стада оленей. Эвенское оленеводство отличалось высокой продуктивностью, обеспечивало все основные жизненные потребности не только самих эвенов, но и окружающего населения. Реформирование отрасли в начале 90-х гг. привело к образованию новых форм организации оленеводческого хозяйства - родовых и семейных общин, национальных предприятий и т. п. В Магаданской области к началу 1998 г. было зарегистрировано 70 таких хозяйствующих субъектов, в которых работало 700 эвенов. Более 100 родовых оленеводческих общин создано в Якутии, есть они и в других регионах, где живут эвены. Все они получили во владение или аренду территории традиционного природопользования.

С созданием и деятельностью таких форм хозяйства эвены связывали большие надежды, однако, в большинстве случаев они не оправдались. Слабая государственная помощь в становлении и развитии национальных хозяйств, а зачастую полное отсутствие таковой, привели к разрушению промыслово-оленеводческого хозяйства. К началу 1998 г. поголовье оленей в Хабаровском крае сократилось на 44 %, в Магаданской области и Чукотском АО - более чем наполовину, в Республике Саха (Якутия) - на треть. В Быстринском районе Камчатки поголовье оленей к началу 1998 г. сократилось более чем в 3 раза и сейчас здесь насчитывается около 7 тыс. оленей. В связи с ухудшением экологической обстановки, снижением численности диких зверей, запасов рыбы во многих районах снижаются квоты на их добычу, усложняется выдача лицензий. В результате, в семьях эвенов, проживающих в сельской местности, сложился крайне низкий уровень денежных доходов. В Якутии они покрывают лишь 80 % стоимости необходимого питания, в Корякском АО не обеспечивают и половины прожиточного минимума. Население по существу перешло к натуральному жизнеобеспечению. Осуществляемые в регионах компенсационные выплаты оленеводам в размере 2-2,5 кратного размера минимальной оплаты труда не решают проблемы. Во многих эвенских селах люди зачастую живут за счет гуманитарной помощи.

Опыт работы родовых общин, крестьянско-фермерских оленеводческих хозяйств, муниципальных сельхозпредприятий, возникших в результате реорганизации совхозов, государственных промысловых хозяйств показывает, что в одиночку и без государственной помощи им не выжить. Повсеместно наметилась тенденция к их объединению в хозяйственные ассоциации с различными формами собственности. Зачастую эта инициатива идет от самих аборигенов, которую, как правило, поддерживают местные органы власти. В этой связи, одной из первоочередных задач по стабилизации оленеводческой отрасли является формирование госзаказа на продукцию оленеводства, проведение нового землеустройства с учетом изменившихся форм организации хозяйства. Необходимы новые схемы кочевок с учетом оленеемкости пастбищ, организация ветеринарной службы, существенное обновление материально-технической базы отрасли. Необходимо также решить отношения собственности в оленеводстве, с предоставлением условий по созданию и господдержке частного оленеводства.

Этно-социальная обстановка

В ряде регионов (северо-восток Якутии, Магаданская и Камчатская области) эвены среди малочисленных народов Севера составляют основной массив коренного населения и во многом определяют этносоциальную и этнополитическую обстановку. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются здесь местные органы власти и население, следует назвать, прежде всего, безработицу и состояние здоровья. С 1992 по 1997 г. число безработных среди народов Севера в Магаданской области выросло в 3,1 раза, в Камчатской области в 3,7, в Республике Саха (Якутия) - в 8,5 раз. В условиях экономического кризиса население само ищет выход из создавшегося положения. Многие аборигены покидают села и возвращаются в исторические места своего хозяйствования. В Быстринском районе Камчатки, например, около 30 национальных хозяйств из 61, созданных с 1988 г. по родственному или семейному принципу, большую часть года проводят на месте ранее закрытых поселков и постоянно живут в лесных условиях. В основном живут за счет потребительского рыболовства, охоты и сбора дикоросов. В районе стихийно формируется новая поселенческая структура.

Но как положительный фактор, влияющий на развитие местных инициатив, является участие коренного населения в различных международных проектах на Камчатке (поселки Эссо, Анавгай и др), связанных с защитой биоразнообразия и развитием традиционной деятельности. Это способствует укреплению потенциала местных организаций, развитию малого бизнеса и созданию новых рабочих мест.

Катастрофически ухудшается состояние здоровья аборигенов. В Камчатской области заболеваемость среди них в полтора раза выше средней и составляет 1127 на 1 тыс. человек. Как и у других народов, наиболее распространены среди эвенов болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, алкоголизм и связанные с ним травмы и отравления. В последние годы наблюдается значительное ухудшение эпидемиологической обстановки по туберкулезу. В Магаданской области уровень выявляемых активных форм туберкулеза среди эвенов превысил областной по сравнению с 1992 г. в 6,8 раза.

Этно-культурная ситуация

Мощный импульс росту национального самосознания эвенов дал съезд эвенского народа, состоявшийся в Якутске в 1992 г. В его работе приняли участие представители всех территориальных групп. Решения съезда заметно активизировали деятельность эвенских общественных организаций по развитию традиционной духовной культуры. Имеются первые положительные результаты. В Быст-ринском районе Камчатки работают народные ансамбли «Нургэнэк», «Орьякан», «Нулгур», фольклорный театр «Геван», детский ансамбль «Бисеринка». Возрождены детские соревнования по национальным видам спорта, гонки на собачьих упряжках, праздник первого олененка. Пять национальных эвенских ансамблей работает в Магаданской области; в учебно-производственном комбинате Северо-Эвенска налажено сувенирное производство изделий из кости, цветных камней, прикладного искусства.

Весьма болезненная для многих малочисленных народов Севера языковая проблема характерна и для эвенов, но говорить об утрате эвенского языка преждевременно. По оценке специалистов, хорошо владеют родным языком лица старшего и многие представители среднего поколений.

Среди лиц в возрасте 18-35 лет на родном языке говорит от 30 до 60 % эвенов, знает его и примерно пятая часть всех школьников. Чаще всего язык используется в семье и производственных коллективах, состоящих из одних эвенов. Эвенский язык преподается в большинстве регионов в 1-4 классах начальных школ, в некоторых школах ведется факультативно. В Билибинском районе Чукотки языку учат до 11 класса включительно. Здесь же работает экспериментальная кочевая школа с преподаванием эвенского языка. Как предмет его изучают в Якутском, Паланском (Корякский АО) и Анадырском педучилищах, колледже малочисленных народов в Черском (Якутия), в Якутском университете, Международном педагогическом университете в Магадане, в РГПУ им. Герцена в С-Петербурге, Хабаровском педагогическом университете. Эвенский язык изучают также в некоторых дошкольных учреждениях. В последние годы, в связи с недофинансированием бюджетной сферы, есть случаи сокращения ставок учителей эвенского языка (напр: Быстринский район Камчатки), что крайне недопустимо.

На эвенском языке ведут радиопередачи в Якутии, Корякском и Чукотском АО. Художественная литература издается Магаданским книжным издательством и в Якутии. Странички на эвенском языке публикуются в Чукотской окружной газете, в районных газетах Якутии. В Быстринском районе Камчатки на эвенском и русском языках издается газете «Айдит». В селе Эссо на средства федерального бюджета создан этнокультурный центр эвенов.

Органы управления и самоуправления

В регионах проживания эвенов существует две основные формы самоуправления: собственные политические и экономические (с политическими функциями) институты (национальные районы, советы, ассоциации, национальные общины и т. п.) и участие в различных программах, которые связаны с использованием природных ресурсов территорий и затрагивают интересы эвенов. Национальный район эвенов (Эвено-Бытантайский) создан в Якутии, хотя эвены на его территории и не составляли большинства населения. Статус национальных имеют фактически Северо-Эвенский район в Магаданской области и Быстринский на Камчатке, а также многие муниципальные образования, где эвены и другие народы Севера составляют большинство населения. Наличие такого статуса предполагает широкое участие коренного населения в работе представительных и исполнительных органов власти. В эвенских районах Магаданской области в органах исполнительной власти и местного самоуправления работает 32 представителя коренных народов, 5 из них являются главами муниципальных образований.

Важные функции самоуправления выполняют ассоциации коренных малочисленных народов Севера, созданные в начале 90-х гг. во всех районах проживания эвенов (Якутия, Камчатка, Магадан). Они активно взаимодействуют с органами государственной власти, различными организациями в области распределения лимитов на добычу рыбы, копытных животных, трудоустройства аборигенов, в процедуре отвода земель хозяйствующим субъектам из числа коренного населения и т. п. Так, например, Ольская районная Ассоциация (Магаданская область) самостоятельно распределяет среди коренного населения лимиты на вылов рыбы лососевых пород. Расширяется практика договорных отношений ассоциаций различного уровня с коммерческими структурами. Ассоциация Северо-Эвенского района стала соучредителем Омолонской золоторудной компании. Это позволяет ей за счет соответствующих отчислений от прибыли компании оказывать материальную поддержку оленеводами, развивать культуру, вести подготовку кадров, решать проблемы трудоустройства аборигенов на предприятиях компании. Предметом таких договоров является также выделение коммерческим организациям лимитов на добычу рыбы в обмен на продукты питания, горюче-смазочные материалы.

Активно работают с органами власти по реализации мероприятий ФЦП «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года» ассоциации и родовые общины эвенов в Якутии.

За 10 лет работы ассоциации, родовые общины и другие организации эвенов накопили, безусловно, немалый опыт в сфере самоуправления. Нельзя, однако, не видеть и существующих проблем. Общественный статус этих организаций не дает им возможности реально влиять на принятие решений, с ними далеко не всегда считаются в должной мере.

Правовые документы и законы

Правовых актов, посвященных специально эвенам, в субъектах РФ нет. На них распространяется общее законодательство о коренных малочисленных народов Севера. В Якутии в этом отношении действуют следующие законы: «О кочевой родовой общине малочисленных народов Севера»; «Об общественных объединениях»; «Об особо охраняемых природных территориях»; «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера»; «Об оленеводстве» и другие.

В Корякском автономном округе принят (1997) Закон «О территориях традиционного природопользования». Постановлением Думы округа утверждено (1998) Положение «О национальном предприятии и основных направлениях традиционных видов народных промыслов». Ряд важных положений о гарантии прав коренных малочисленных народов Севера содержится в Уставе (основном законе) Корякского автономного округа.

В Магаданской области утверждено Временное положение «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера», на Чукотке - Временное положение «О порядке передачи земельных участков под фермерские оленеводческие хозяйства», в Камчатской области приняты законы «О территориально-хозяйственных общностях КМНС» и «О ТТП» (1998).

Современные проблемы окружающей среды

Экологическая ситуация в различных районах проживания эвенов не однозначна. Как катастрофическую ее можно рассматривать применительно к колымским районам Магаданской области. За 60 лет промышленных разработок россыпей золота более 200 рек бассейна верхней Колымы потеряли свое рыбохозяйственное значение. По самым оптимистичным прогнозам потребуется не менее 50 лет для их восстановления. В 1995-1996 гг. площадь нарушенных земель в области составила почти 75 тыс. га., которые в прошлом использовались как оленьи пастбища. С серьезными экологическими проблемами начинают сталкиваться в последние годы эвены в Анадырском районе Чукотки и Северо-Эвенском районе Магаданской области. Начавшаяся разработка открытых здесь месторождений золота, (золоторудное месторождение Кубака, добыча золота на р. Пеледон и др.) грозит превратить и эти, некогда экологически благополучные территории, в промышленный полигон. Жители села Ламутского (Анадырский район) на реке Пеледон уже бьют тревогу по поводу гибели рыбы в реке в результате работы старательской артели. Не проведена полная экологическая экспертиза на месторождении Кубака, разработку которого ведет российско-американская золоторудная компания. Серьезную экологическую опасность представляет здесь так называемое хвостохранилище - резервуар пульпы, прошедшей обогащение с помощью цианидов.

Не все благополучно и во многих районах Якутии. В Усть-Янском улусе (районе) пришла в негодность в связи с промышленной разработкой недр треть пастбищ. Деградируют пастбища в Булунском и Аллайховском улусах. Запасы лишайниковых здесь сокращаются ежегодно на 2,5 - 3 %. Главная причина - пожары, промышленный транспорт, после которого тундра не зарастает десятилетиями. В целом по республике за последние десятилетия площадь пастбищных угодий сократилась на 16,5 млн. га. В настоящее время правительство Якутии предпринимает ряд мер по защите среды обитания коренного населения. Так, например, территория Момского улуса, где живет значительная часть эвенов, объявлена заповедной, здесь запрещена всякая промышленная деятельность.

Перспективы сохранения эвенов как этноса

Эвены по численности занимают одну из первых позиций среди коренных малочисленных народов Севера РФ. Несмотря на сложности в развитии традиционных отраслей хозяйства, ухудшающиеся демографические показатели во всех регионах своего проживания они сохраняют все возможности для полноценного этнического развития. Разрешение социально-экономических проблем поможем им развить свою культуру и традиции.

Эвенов часто путают с эвенками. Эти два народа хоть и очень похожи, но всё-таки разные. В дореволюционное время их не особо различали: тех и других называли "тунгусами". Впрочем, у эвенов было и другое название. Их называли ещё и "ламутами" от тунгусского слова "лам" - "море", потому что они заселяют северную часть Охотского побережья и северо-восточные районы Якутии, тогда как эвенки живут в остальной части Восточной Сибири, западнее эвенов.

Соответственно, эвены говорят на эвенском или ламутском языке, который, как и эвенкийский, относится к тунгусо-маньчжурской языковой группе. Впрочем, в быту современные эвены пользуются в основном якутским языком.

Оба этих народа (эвены и эвенки) принадлежат к байкальскому типу монголоидной расы, но при этом различаются не только внешне, но и по роду занятий. Основным занятием эвенков, таёжного народа, была охота, а эвены, тундровый народ, издревле занимались оленеводством. Поэтому эвенов также издавна называют "ороч", "орочен" от слова "орон", которое означает "домашний олень".

Оба эти народа считаются древнейшими жителями Якутии, и оба имеют статус малочисленных. Но эвенов в мире гораздо меньше, чем эвенков.

Доподлинно неизвестно, что означает этноним "эвен", который считается более древним, чем "эвенк". В китайских источниках VII века упоминаются оленеводы "увань" как жители горной тайги Забайкалья. Кроме того, в восточных эвенских говорах есть слово "эвэн", которое означает "местный", "здешний".

Дергэл-дергэл, хэруллу, хэруллу

Активная миссионерская деятельность привела к тому, что уже в 50-е годы ХIХ века православные священники отчитывались, что на Колыме "язычники вывелись". С тех пор эвены перевозили православные иконы со стойбища на стойбище на специально выделенном для этого олене.

В XX веке такая же активная антирелигиозная пропаганда заставила эвенов вспомнить их языческие корни. Во всяком случае, обычай "кормления огня" у них жив до сих пор.

Изначально у эвенов был культ "хозяев" тайги, огня, воды и других явлений природы. Они приносили оленей в жертву солнцу. Поводом для жертвоприношения также могла стать болезнь кого-либо из членов общины. Мясо жертвенного оленя общинники съедали сообща, а шкуру вешали на шест.

В ритуальных текстах эвенов много слов, которые подражают крику птиц или не имеют вообще никакого значения. Например, "хэруллу, хэруллу, хэруллу, дергэл-дергэл-дергэл". Хотя тот же слово "дергэл", возможно позаимствовано из монгольского, с которого оно переводится как "полная луна". Поэтому вполне вероятно, что эти тексты были заимствованы вместе с ритуалами, а истинное значение их позабылось.

Медвежий праздник

Как и эвенки, эвены охотились на лесных зверей, но никогда не охотились на волка, потому что считали его запретным животным.

У эвенов был обычай под названием "нимат", который обязывал охотника отдавать свою добычу соседу по стойбищу, который распределял её между всеми членами рода, оставляя добытчику либо незначительную часть туши, либо и вовсе одну шкуру.

Особо строго "нимат" соблюдался в случае, если кому-либо удавалось добыть на охоте медведя, который считался у эвенов священным животным. По случаю добычи медведя эвены устраивали медвежий праздник, а кости животного складывали в анатомическом порядке на свайном помосте.

Комкоуль, он же Бомбыуль

Пока миссионеры не обратили их в православную веру, эвены хоронили своих покойников на деревьях или на свайных помостах в деревянной колоде, которую принято было багрить кровью жертвенного оленя. Причём в самой древней эвенской традиции предназначенного для совершения похоронного обряда жертвенного оленя полагалось удушить, но так, чтобы он не почувствовал страха, а словно заснул.

За эвенскую невесту полагалось платить калым – "тори". Его стоимость должна была превосходить приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и другие родственники невесты привозили её с приданым к родителям жениха. Приданое развешивали возле чума на всеобщее обозрение, а невеста тем временем должна была три раза объехать по солнцу вокруг чума, а потом входила в жилище, брала свой котёл и варила в нём мясо оленя.

Эвены традиционно очень снисходительны к детям. Детей не принято было наказывать, а гость, вошедший в жилище, здоровался за руку даже с самыми маленькими, если они уже начали ходить.

Имя ребёнку давали не сразу, а когда он уже начинал говорить, потому что старались угадать имя умершего родственника, который воплотился в его новом теле.

В древности эвены имели не одно имя, а несколько, получая новые по мере взросления или старения. Этот факт отражён в переписях ясачного населения Туруханского края, произведенных в 60-х годах XVIII века. Переписчик тунгусов Летней волости зафиксировал: "Комкоуль, а ныне при свидетельстве оказался Бомбыуль".

В соответствии с традиционными верованиями тунгусы также старались скрывать от посторонних свои имена. Сборщики ясака в XVII веке сообщали о тунгусах: "Кого же имени сборщиком скажут, того они в книги и напишут, а подлинно имени не скажут".

Для эвенского общества характерен высокий статус женщины в общественной жизни, хотя в экономической всегда главенствовал мужчина.

В эвенском фольклоре много сказаний о героях-богатырях, речи которых принято передавать пением. Интересно, что у каждого эпического героя была своя особая мелодия.

У эвенов есть свой обрядовый хороводный танец – "hээдьэ", полный глубокого религиозного смысла. Эвены танцевали его весной и летом во время больших сборищ с целью почувствовать единение и уверенность в преодолении невзгод.

И в пир, и в мир

Различаются два основных типа эвенских переносных жилищ: "дю" - конический чум, покрытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей или берестой, и "чорама-дю" - цилиндроконическое жилище, каркасом для которой служат четыре жерди, сходящиеся вершинами.

Оседлые эвены жили в землянках ("утан") с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже у них появились срубные четырехугольные жилища ("уран").

Свою одежду эвены обильно украшали вышивкой по швам и краям, чтобы помешать проникновению злых духов под ткань. В эвенских орнаментах преобладают геометрические узоры, которые символизируют сакральную силу и, как верили эвены, наделяют человека неуязвимостью и мужеством.

Основным элементом мужской и женской одежды одинакового кроя был распашной кафтан ("таты") из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Борта и подол этого кафтана обшивали мехом, а швы покрывали вышитой бисером полоской (у женщин - бело-голубым бисером на светлом фоне).

Поскольку борта кафтана не сходились на груди, к нему полагался нагрудник ("нэл", "нэлэкэн") длиной до колен. К мужским нагрудникам на уровне пояса пришивали ровдужную бахрому, нижнюю часть женского нагрудника украшали бисерным оргаментом и подшейным волосом оленя. К подолу пришивали ровдужную бахрому с металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами, серебряными монетами.

Головным убором мужчинам и женщинам служил плотно облегающий голову капор ("авун"), расшитый бисером, поверх которого зимой они надевали большую меховую шапку или платок. Женские перчатки ("хаир") эвены украшали бисерным кружочком в виде солнца.

Праздничная одежда эвенов была одновременно и погребальной.

Как и любой скотоводческий народ, эвены издревле судили о достатке друг друга по количеству животных - оленей. Когда в семье рождался ребёнок, ему тут же выделяли в стаде некоторое количество оленей. Выходя замуж, девушка получала в приданое стадо, образовавшееся от размножения её собственных оленей.

Безоленные эвены с Охотского побережья ("мэ-нэ" - то есть, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

В рационе эвенов вообще традиционно много разнообразных блюд из рыбы и морепродуктов. Основное мясное блюдо эвенов – это отварное мясо ("улрэ"), среди рыбных блюд преобладают тоже отварная рыба ("олра"), а также уха ("хил"), порошок-мука из сушеной рыбы ("порса"), квашеная рыба ("докчэ"), сырая рыба, головы с хрящами, строганина ("талак").

Эвены заготавливали сладкий корень ("кочия") и употребляли его в отварном или сыром виде (иногда с сушеной лососевой икрой), а также ели дикорастущий лук ("эннут") - с отварной рыбой и мясом. В качестве напитка они заваривали цветы, листья и плоды шиповника, листья иван-чая. А ягоды ели свежими.

По данным переписи населения 2010 года в России 38 396 эвенков и 21 830 эвенов.

Елена Немирова

ЭВЕ НЫ, эвен (самоназвание), устаревшее русское – ламуты ("приморские жители", от эвенкийского ламу – "море"), народ в Российской Федерации. Живут локальными группами в Якутии (8,67 тыс. чел.), Магаданской области (3,77 тыс. чел.), Чукотском (1,34 тыс. чел.) и Корякском АО (713 чел.), Камчатской области (1,49 тыс. чел.) и Охотском районе Хабаровского края (1,92 тыс. чел.). Общая численность 17,2 тыс. чел. Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия – восточное, среднее и западное. 52,5 % Эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Верующие – православные.

Расселение тунгусских племён (предков Эвенов, эвенков и др.) из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в 1-м тысячелетии нашей эры. В процессе расселения Эвены включили в себя часть юкагиров, в последствии были подвергнуты частичной ассимиляции якутами. Под влиянием якутского языка сформировалось западное наречие эвенского языка. С началом контактов с русскими в 17 веке Эвены испытали их сильное влияние. С 20-х годов 20 века большинство Эвенов переходит к оседлости, массовому двуязычию. В 1990-е годы стала проводиться активная политика, направленная на возрождение языка и культуры Эвенов.

В 1931 была создана письменность на основе латинского, в 1936 – на основе русского алфавита. На эвенском языке ведутся радиопередачи, издаются полосы газет, оригинальная и переводная литература. Ведётся преподавание эвенском языке в школах, педучилищах, ВУЗах.

Традиционное хозяйство Эвенов внутренних континентальных областей Сибири (донрэткэн – буквально "глубинные, внутренние") – оленеводство, охота (дикий олень, лось, горный баран, пушной зверь) и рыболовство. Группы Эвенов-наматкан (буквально "приморские жители") кочевали весной из континентальной тайги к побережью Охотского моря и осенью – обратно. Безоленные Эвены на Охотском побережье (самоназвание – мэнэ, "оседлые") занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак. В 18 веке у якутских и камчатских Эвенов распространилось коневодство, заимствованное у якутов.

Эвенское оленеводство преимущественно малостадное с вольным выпасом оленей. Перекочёвки совершались на 10-15 км. Олени использовались для верховой езды и под вьюк. В лесотундре распространены прямокопыльные нарты, заимствованные у якутов, на Камчатке и в Магаданской области – дугокопыльные нарты, заимствованные у чукчей и коряков. Было известно также крупнотабунное оленеводство мясо-шкурного направления. Охотились верхом на оленях или на лыжах (голицах – кайсар и подклеенных мехом – мэрэнгтэ), гоньбой, скрадом, с помощью оленя-манщика, охотничьей собаки. Прибрежные Эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек – кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны Эвенам лишь в 20-х годах 20 века. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, из сушёной рыбы делали порошок-порсу. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов. Занимались также собирательством ягод, орехов, коры и игл кедрового стланика и др. Мужчины занимались кузнечеством, обработкой кости и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжи и т.д., женщины – обработкой шкур, выделкой ровдуги и др. Железо и серебро получали путём обмена у якутов, позднее – у русских.

У Эвенов существовали два типа переносных жилищ: конический чум – дю, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой, близкий к эвенкийскому, и цилиндро-коническое каркасное жилище чорама-дю. Оседлые Эвены до 18 века жили в землянках (утан) с плоской крышей и входом через дымовое отверстие. Позже появились срубные жилища (уран). Хозяйственные постройки – свайные амбары, невысокие помосты и др.

Мужская и женская одежда близка к эвенкийской: распашные кафтаны, нагрудники и натазники, ноговицы, унты. Зимняя одежда шилась из меха, летняя – из ровдуги. Одежда украшалась бахромой, вышивкой бисером и подшейным волосом оленя, металлическими подвесками-колокольчиками, медными бляхами, кольцами и серебряными монетами. Головным убором был плотно облегающий голову капор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок. Традиционная мужская одежда вытесняется в тундровых районах чукотской, в лесных – якутской, женская сохраняется более устойчиво.

Традиционная пища Эвенов – оленина, мясо диких животных, рыба, дикорастущие растения. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

У Эвенов существовали патрилинейные экзогамные роды: Кукуюн, Мямяль, Дойда, Долган, Уяган, Дутки, Деллянкин и др., распадавшиеся на территориальные подразделения во главе с выборными старостами, представлявшими род перед администрацией. Стойбищная община объединяла несколько родственных и неродственных семей. Был распространён обычай взаимопомощи (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи соседу.

Семья малая. Брак сопровождался уплатой калыма. Встречались многожёнство, помолвки малолетних. Жену могли брать в любом роде, кроме собственного, но предпочтение отдавалось роду матери.

До 18-19 веков практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах.

Были развиты промысловые культы, культ медведя, духов-хозяев природы, шаманизм. Фольклор включает богатырский эпос, исторические предания, сказки, песни и др. В настоящее время возрождаются традиционные праздники Эвенов (Эвинэк, Уркачак, Праздник оленевода и др.).

А. А. Петров

По данным Переписи населения 2002 года численность эвенов, проживающих на территории России, составляет 19 тысяч человек.

Эве́ны - сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

Язык

Эвенский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи; имеет более десятка говоров, которые объединяются в три наречия - восточное, среднее и западное. 52,5 % эвенов свободно владеют русским языком, 27,4 % считают его родным. Но абсолютное большинство эвенов перешло на якутский язык.


В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей.

В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин.

Общая численность

Общая численность - около 20 тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке РФ.

Численность эвенов в России по годам:


Численность по России за 2002 г.


Религия и обычаи эвенов

Эвены были одним из наиболее христианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность. В местах расселения эвенов строились православные церкви и часовни. В 50-е годы XIX в. протоиерей С. Попов издал на эвенском языке тексты молитв, Евангелие и «Тунгусский букварь» на церковной основе. Священник А. И. Аргентов, указывал, что на Колыме «язычники вывелись» уже в начале XIX в. Христианство охватывало практически все стороны жизни эвенов. Рождение, брак, смерть, бытовое поведение, исполнение обрядов и праздников, все регулировалось православной традицией. Характерно, что гижигинские эвены заключали браки с коряками только в том случае, если они принимали православие. Обязательными в убранстве жилища, вне зависимости от его типа, были иконы, которые при перекочевке перевозились на специально предназначенном для этой цели олене. Ещё в 1925 г., на съезде эвенов Ольской волости ими была высказана просьба «дать приходского священника на Олу, а то родится ребёнок, не знаешь как его назвать и крестить некому».


В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей. Были развиты промысловые культы, духов-хозяев природы, шаманизм. До XVIII-XIX вв. практиковалось воздушное захоронение на деревьях или свайных помостах. После принятия православия, эвены начали хоронить умерших в земле, ставя над могилой кресты. В XVII-XVIII вв. эвены одевали покойника в самое лучшее платье, сообразно времени года, укладывали в деревянную колоду и ставили её на деревья или на столбы. Заколов несколько оленей, их кровью обагряли гроб и деревья. Чум умершего, его утварь и прочее оставляли под деревьями. И. А. Худяков писал, что индигирские ламуты (эвены) хоронили покойников головой на запад, ибо верили, что он «отправится на восток». Томпонские эвены, по материалам В. А. Туголукова, обряжали покойников в одежду, сшитую без узлов - «чтобы облегчить душе освобождение от тела, когда она начнет своё путешествие». Обычай удушения оленей у эвенов, как предполагают ученые, является наиболее древним тунгусским способом умерщвления жертвенных животных при похоронном обряде.

Пища эвенов

Модель питания эвенов определялась видами хозяйственной деятельности, но в основе имела общетунгусские истоки. Это преобладание мясной пищи, причем, несмотря на значительный удельный вес в хозяйстве домашнего оленеводства, в пищу предпочитали использовать мясо диких животных, специфичной является и технология приготовления мяса способом жарения. Спецификой системы питания эвенов является увеличение доли рыбных блюд и их разнообразие, а также региональное распространение молочной пищи. Наряду с привозным чаем употребляли заваренные кипятком цветы, листья и плоды шиповника, засушенные листья иван-чая.

Безоленные эвены на Охотском побережье (самоназв. - мэ-нэ, «оседлые») занимались прибрежным рыболовством, охотой и тюленьим промыслом, разводили ездовых собак.

Прибрежные эвены ловили проходную рыбу лососёвых пород, в среднем течении и верховьях рек - кунжу, гольца, хариуса. Основным орудием лова рыбы была крючковая снасть, сети и невода стали доступны эвенам лишь в 20-х гг. XX в. Рыбу заготавливали впрок вялением юколы, квашением, сушили. Ели также сырую и мороженую рыбу. По воде передвигались на лодках-долблёнках, которые покупали у соседних народов.

Традиционная одежда

Более традиционной является эвенская одежда, соответствующая общетунгусскому костюму. Заимствование отдельных элементов и деталей, фиксируется, прежде всего, в виде промысловой одежды у мужчин, это палеоазиатская одежда «глухого» кроя. Эвенскую женскую одежду охотно использовали палеоазиатские женщины. В качестве материала для изготовления одежды использовались шкуры морских животных. Головным убором был плотно облегающий голову ка-нор, расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку. Женщины иногда надевали платок.

Готовцев Егор
М-РК - 17