Музей подводных лодок — одна из важнейших достопримечательностей Балаклавы. Уютный бункер Читать полностью - развернуть

60 лет назад в Крыму началось строительство одного из самых уникальных фортификационных сооружений современности - "гнезда подлодок" в Балаклаве.


С рабочих и инженеров брали подписку о неразглашении. И многие ветераны до сих пор, ссылаясь на запрет КГБ (!), отказываются говорить о предприятии под кодовым названием "Объект 825 ГТС". Сегодня по подземелью уже можно побродить с экскурсоводом (пешая экскурсия - 140 руб., водно-пешая - 200 руб.). Засекреченный объект с 2004-го работает как музей - самый большой в Европе.

Подземелье настолько огромно, что там уместилась бы египетская пирамида. В 90-х, когда объект достался после раздела флота украинцам, применения ему не нашли. В составе ВМСУ была всего одна неходовая субмарина "Запорожье", которая нужна была не для устрашения врагов, а для адмиральских звезд - без "подводной секции" в составе ВМС командующий звание выше контр-адмирала получить не мог. В середине 90-х объект разграбили - загоняли грузовики. Металла вывезли столько, сколько вся пионерия Крыма не собрала за всю своего существования.

Наводить порядок там стали энтузиасты. Когда организовали первые экскурсии, выяснилось - интерес к объекту грандиозный, особенно у иностранцев. Бывшие шпионы из разных стран с открытыми ртами смотрят на "гнездо" субмарин - в свое время они так и не разгадали эту тайну подводников. В штольнях Балаклавы, побывали послы Италии, Китая и Израиля в Украине. А потрясенная увиденным, племянница Черчилля, графиня Кларисса Иден нацарапала шпилькой на стене свое имя.

Без преувеличения объект-шедевр военной инженерной мысли, - рассказывает один из создателей музея "Балаклава" Валерий Садовниченко. - Объект задумывался как защитное сооружение от реальной тогда ядерной угрозы.

Незаметно для потенциальных врагов СССР на рубеже 50-60-х гг. в Балаклаве появилась база подлодок. 1,5-километровый искусственный канал (глубина 8-9 м и ширина от 12 до 22 м) с системой тоннелей насквозь прошивает 126-метровую скалу. Субмарины 608, 613 и 633-го проекта, стоявшие на вооружении ЧФ, из открытого моря своим ходом по каналу попадали внутрь горы и незаметно под водой выходили из нее на боевое дежурство. Параллельно с каналом проходит сухой док - 107 м, где ремонтировали лодки.

Канал, как и сухой док, перекрывался мощными батопортами (водонепроницаемый затвор шлюза). Например, у входа в скалу со стороны бухты установлен 150-тонный батопорт (8 м под и 7 м над водой), который перемещался с помощью мощных двигателей и компрессоров. Все внутренние помещения изолировались от внешней среды, в укрытии могло находиться 7-8 подводных лодок и до 1500 человек.

Американские разведчики были сильно озадачены, - говорит Валерий Федорович, - куда исчезают советские подлодки. Со спутника в Черном море отслеживались передвижения лодок, и вдруг они пропадают в "черной дыре". Понятно, что шпионам хотелось выяснить, что же происходит в этих координатах. Но объект и подступы к нему тщательно охранялись, все было замаскировано так, что даже с 5-10 метров нельзя было заметить вход в штольни. Все это оставалось для всех тайной, пока мы ее сами не раскрыли.

Во времена ядерного противостояния особенно берегли от чужих глаз арсенал, который также находился в недрах скалы, и под землей имел выход к каналу.

Объект должен был выдержать ядерный удар в 100 килотонн (на Хиросиму и Нагасаки американцы сбросили бомбы по 20 Кт. - Прим. авт.) и не утратить дееспособность, - рассказывает капитан 1 ранга Валерий Калач, в 60-70-х гг. старший офицер отдела по эксплуатации . - Если бы ядерная бомба взорвалась в районе Балаклавской бухты, она не причинила бы арсеналу, докам никакого вреда. Высота горной породы над объектом - 70 м.

Каждая подлодка участвовала в учениях минимум дважды в год. Но на боевое дежурство с боеголовками корабли стали выходить постоянно - даже в Средиземное море - после Карибского кризиса в 1962 г. За год до "осложнения политической обстановки" на объекте побывал сам Никита Хрущев.

Он осмотрел подземный завод, прогулялся вдоль канала, - вспоминает контр-адмирал Безпальчев, - к нам не зашел.

После экскурсии Хрущеву пришла в голову идея перепрофилировать объект - оборудовать в штольнях хранилище для вин. Но закрутились события вокруг Кубы, и Никита Сергеевич уже не сомневался в необходимости подземной базы. Но когда на флоте стали появляться лодки нового поколения с приоритетом атомоходов, для них "дыра" оказалась слишком тесной. Тогда еще поднимался вопрос о расширении ходов, и, говорят, адмиралы ЧФ даже выбили на это средства, но генсек Горбачев был занят глобальной перестройкой. В конце концов объект потерял значимость. После распада СССР ядерное оружие в 1991-1992 гг. было вывезено в Россию, и балаклавский завод по ремонту подлодок прекратил существование.

А украинцам сверхпрочные затворы пригодились лишь во время денежной реформы - сюда со всего Крыма грузовиками свозили карбованцы. Вместо ракет на стеллажах высились в человеческий рост кучи денежной массы.

Где находится "черная дыра"?

Район Балаклавы расположен в юго-западной части Крыма на одной параллели с итальянским Миланом и французским Лионом (44 градуса 30 мин. сев. широты; 33 градуса 36 мин. вост. долготы). Город с населением 40 тыс. чел. административно входит в состав Севастополя, хотя и расположен в 12 км от него. Секретную "подземку" построили на западном склоне Балаклавской бухты. По другую сторону бухты, почти не заметный со стороны моря, раскинулся "старый город".

GPS г. 44.501160,33.596599 (формат используется в онлайн-картах)
GPS г.м. 44°30.69", 33°35.795" (формат используется в навигаторах и геокешинге)
GPS г.м.с. 44°30"4.18", 33°35"47.76"

Попасть на бывшую базу подлодок можно легко с экскурсией, она отправляется каждые 2 часа и длится полтора часа. Внутри остатки былой роскоши. На самом деле почти ничего нет, голые стены. Все, что можно, вынесли, включая герметичные двери...

Добраться до входа можно пешком от конечной остановки автобуса (минут 20).

Основная достопримечательность Балаклавы — музей подводных лодок. После 1945 года, в частности, после Хиросимы и Нагасаки, советским правительством разрабатывается программа по защите основных промышленных и военных объектов от применения ядерного оружия. В Балаклаве в это время начали базироваться подводные лодки. И в первую очередь для защиты большого количества людей и техники в военное время было построено это убежище. В мирное время объект предназначался для ремонта подводных лодок.

Строительство началось в 1957 году в условиях полной секретности и завершилось в 1961 г.

Сложный изгиб и глубина бухты позволяли сразу восьми подводным лодкам незамеченно проходить внутрь и прятаться за высокими берегами, данный природный объект стал идеальным местом для строительства тоннеля через гору. В этот тоннеле подлодки прятались, заправлялись, ремонтировались и все было круто. Балаклаву стерли со всех советских карт, с жителями часто производили общения чуть ли не с детекторами лжи относительно отношения к существующему политическому режиму.

А потом подводные лодки "выросли" и перестали помещаться в узком тоннеле, Холодная война потеплела, сменилась власть. В мае 1995 г. их бухты выведена последняя подводная лодка и база перестала существовать. База стала объектом посещения вандалов вплоть до 2003 года. Мир получил на повторную обработку тонны металла, людям стало светлее жить с лампочками из военного объекта. Всё так мимолетно.

Затем там решили сделать музей, и не прогадали — он процветает. Заново провели освещение, поставили кучу экспонатов, в том числе куски подводных лодок, и радуют людей, прикоснувшихся с когда-то такому большому секрету.

Здесь есть два вида маршрутом — эффектный лодочно-пешеходный (водный канал, арсенальная штольня) и просто пешеходный, но уже полнее (водный канал, арсенальная штольня, заводская штольня). В любом случае, точно следуйте порядку осмотра, т.к. маршрут линейный и иногда не позволяют вернуться обратно.

Перед самым стартом становится жутко — что там, впереди? 608 метров длины тоннеля, глубина 8 метров, максимальная ширина 22-24 метра.

Козырек над входом закрывал вход в тоннель с воздуха, с этого козырька свисала защитная сетка так, что даже с противоположного берега вход сливался с окружающими серыми камнями. Плавучий морской затвор весом 150 тонн закрывает вход в канал за 12 минут.

Прощай, белый свет! И новая группа жаждущих впечатлений.

В минно-торпедном отделении проверялись на герметичность торпеды, в арсенале ТРБ — Ремонтно-Технической Базе хранились ядерные боевые заряды и проводились работы по регламенту ядерных зарядов.

Проведут не во все боковые отходы, и, к сожалению, вряд ли мы из-за этого что-то потеряем — там уже нет секретных лабораторий, это просто туристический объект. Хотя кто знает...

В производственных площадях находился станочный парк, на втором этаже — узел связи и помещения запасного командного пункта дивизии.

А походить-побродить там есть где, наверное, "сталкерам" лет двадцать назад тут было жутко интересно.

Строительство началось в декабре 1953, в 1954 в Балаклаву приехал Хрущев, его не устраивали темпы. У военных не хватало опыта и с 1955 года в Балаклаву стали приезжать профессиональные строители-метростроевцы. Все работы велись под большой секретностью — с тех пор в Балаклаву проезжали только по пропускам.

Грунт вывозили в темное время суток на понтонах или камазах. К 1961 году закончен первый этап стройки, в этом же году в док вошла первая подводная лодка. последняя лодка ремонтировалась в 1991 году.

Серебряный свет белого дня контрастирует с золотым освещением подземного тоннеля.

Производственные и складские помещения могли функционировать в автономном режиме 30 суток и принимать до 3000 гражданского населения, в каналах могли разместить до 9 малых дизельных или 7 средних подводных лодок.

Заходы лодок и погрузки боеприпасов осуществлялись во время регулярных учений.

Некоторые детали интерьера там весьма радуют глаз.

Куда еще деть допотопные костюмы химзащиты с закрытого двадцать лет назад оборонительного завода? Конечно же, отдать в местный музей!

Данное сооружение могло выдержать ядерный взрыв прямого попадания до 100 килотонн. Для сравнения, в Хиросиме и Нагасаки взрывы были мощностью 20 килотонн.

А в закрытой половине тоннеля располагаются ремонтные мастерские для подводных лодок.

Общий объем объекта составляет 15 000 м2: заводская часть, арсенал, минно-торпедная часть и топливное хранилище южнее от входа в саму заводскую часть.

И сказочный свет выхода из темного мрачного тоннеля.

Горизонтальная конструкция на выходе представлял собой три горизонтальные плиты общей массой 100 тонн. Вход в балаклавскую бухту не виден с открытого моря.

Сверху прилетают ныряющие, так что плавать туда мы не будем, просто полюбуемся зелеными волнами и выходом из балаклавской бухты.

Сейчас использовать этот объект уже нельзя, при современном оружии от ядерной войны сооружение уже не спасет, к тому же уже не работает ни один механизм — только централизованно после 1991 года, все остальное просто вырезалось. Музей открылся лишь в 2003 году и в тоннель заново было проведено электричество.

И старые подписи бесплатно в свое время посетивших объект, им было куда более атмосферно, однако темно и всегда на голову могло упасть что-нибудь железное.

Объект предназначался для ведения военных действий. Подлодки могли подзаряжать аккумуляторные батареи. Под пешеходной дорожкой проложен ряд труб из топливного хранилища.

И блики на воде обратной дороги. Вот бы проплыть тут! Разумеется, без вероятность попасть под экскурсионную лодку. Ощутить себя Джеймсом Бондом на военном объекте заброшенного острова, где до сих пор проводятся жуткие опыты...

Ну и музей, главное правило музея — чем больше всего понаставишь и понавешаешь, тем лучше! Больше старых фото, крупнее фотографии!

Первые подводные лодки были настоящими гробами, они взрывались и тонули, поэтому офицерам на их борту платили в десять раз больше, чем на кораблях — все равно не долго.

Ниши могли использоваться для установки необходимого инструмента или для подрыва базы в случае ее захвата.

Люди в противогазах пропали, наверное, ушли куда-то... В прошлое.

Когда-то тут кипела жизнь, ходили военные в полной выправке, бегали ремонтники, решая сложные военные задачи.

Сухой док — железобетонный док для ремонта отделен от водной части канала. Лодку затягивали в сухой док, устанавливали, отцентровывали, за 2-3 часа насосами из насосного отделения откачивалась вода. Здесь могли ремонтироваться только средние и малые подводные лодки, больших и атомных подводных лодок здесь никогда не было. Стены обшиты асбестовыми щитами, чтобы устранить возможность возгорания.

Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС) на интерактивной панораме

Изображение на панораме можно перемещать курсором мыши, а также отдалять-приближать (колёсиком).

Противоатомные защитные ворота — двустворчатые арочные. Предназначены для перекрытия проема размером 4х5,6 м. Ворота представляют собой сварные коробки из стали, заполненные внутри бетоном и подвешенные на петлях к закладной раме. Части ворот приводили в движение гидравлические механизмы. Общий вес одной «дверцы» около 10 т. Ворота впечатляют, все-таки подлодки были на ядерном топливе, лучше лишний раз обезопаситься.

Всякие разные рубильнички с циферблатиками и стрелочками, ух!

Есть муляж военного корабля? Давай сюда, у нас тут места много, а посетителям на радость, лишь бы глазу было за что зацепиться.

Периодически в коридоре включали красные лампочки и делали "пип-пип-пип", чтобы посетители могли сделать прикольненькое фотки в тоннеле с аварийной подсветкой.

Маленькая ракета на большой тележке на перекрестке рельсовых путей.

Если ясно показать на лице подлодников морскую болезнь, будет более натурально. Все-таки месяцами плавать в тесной железной коробке удовольствие не для клаустрофобов.

Сейчас я нажму большую кнопку и эта ракета будет преследовать вражеский корабль! Вечно! Ну и что, что она без начинки...

Оранжевая подлодка — это стильно.

Красный флаг и кусок подлодки. Ну а куда его еще, не на цветмет же!

Наверное, если подлодники знают о такой толщине металла и воздушной прослойки, отделяющих их от смерти, им становится не так страшно.

А тут можно выбрать себе любую понравившуютя каюту.

У каждого посетителя базы обязательно есть фотография с пультом управления, а рычажки там, пожалуй, иногда все-таки да отваливаются.

А вот подводная лодка в разрезе — уже интересно, ну как, как они там все умещались?

Квартирка как в лучших традициях Японии и Гон-Конга.

На "окнах" виднеется что-то вроде занавесок, чтобы светящиеся монстры морских глубин не мешали спать по ночам?

Не черный ящик а оранжевый шар, в жизни должно быть больше необычного и позитивного.

Визир батарейный командирский ВБК-1. Визир использовался для наблюдения за стрельбой, а также для автоматической передачи направления до цели (азимута) на центральный пост. На колонне расположены монокуляр и бинокуляр. Возможность 5х и 12х увеличения.

О как, а ты всю жизнь не знал, зачем нужен силикогель, а здесь его еще и сушат.

В конце маршрута традиционные сувениры

На выходе из музея можно встретить маленький голубенький самолетик. ЯК-38 — советский палубный штурмовик, серийный самолет вертикального взлета и посадки. Всего было построено 231 самолетов ЯК-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев". "Минск", "Новороссийск", "Баку").

Вот так закончилась целая страница истории нашей страны, холодной войны и когда-то один из самых секретных объектов страны был разграблен только чудом и остался музеем.

Фотографии от посещения в 2017

Музей подводных лодок в Балаклаве имеет множество других названий. Это и Военно-морской музей, и Балаклавский подземный музейный комплекс, и Музей холодной войны, и Объект 825ГТС (К-825). Ставший сейчас достаточно известным и узнаваемым, он еще совсем недавно был, пожалуй, самой засекреченной, тщательно скрываемой от посторонних глаз военной базой.

Во многом благодаря этому нынешнее учреждение настолько интересно для посетителей, приезжающих в Крым, чтобы лично осмотреть его экспонаты и особенно поистине грандиозные подземные сооружения, в недавнем прошлом, советской секретной базы. В большинстве тут действует принцип «сладости запретного плода», ведь и впрямь интересно посмотреть то, что было недоступно для простых смертных, то, что даже для людей, живущих неподалеку, не существовало в принципе.

Где находится музей в Крыму?

Находится он в южной части полуострова, в Балаклаве, в 17 км от центра Севастополя. Расположен музей в узком, извилистом проливе , в западной ее части, сейчас имеет даже официальный сайт и адрес. Напротив, через залив, обнаруживаются такие достопримечательности, как и .

Объект 825ГТС на карте Крыма

История базы подводных лодок

Местом, для размещения секретного комплекса, известного в высших воинских кругах как Объект 825ГТС, Крым стал неслучайно и можно сказать вполне закономерно. После окончания ВОВ СССР, вслед США, обзавелись новым, страшным оружием, обладавшим огромной разрушительной силой, способным поражать цели на потрясающем расстоянии.

После успешных испытаний ядерных боеголовок началось наращивание их производства, хотя противоракетной защиты не имелось. Единственное, о чем задумывалось коммунистическое руководство – о нанесении ответного удара в случае пуска ракет американцами.

Найти место, где бы военная база была действительно секретной, Сталин поручил Берии, занимавшемуся в то время всем, что касалось «ядерного проекта». Лаврентий Павлович не стал долго думать, да и незачем было.

Вариант с Крымом напрашивался сам, на Балтике, к примеру, такое масштабное строительство при всем желании просто невозможно было скрыть. А вот Балаклавская бухта идеально подходила для этих целей. Скрытность была обеспечена, а близость Военно-морской базы Черноморского флота в делала подобный проект комплексным.

В 1953 г. в одночасье стала закрытым городом, а в ее окрестностях, в недрах горы Таврос, началось строительство грандиозного подземного объекта, что происходило в строжайшей тайне. Конечно, такая активность на относительно небольшом участке суши не могла не привлекать внимание.

Скрыть строительные работы, как таковые, было делом невозможным – их попросту закамуфлировали под возведение ГТС. Аббревиатура эта, что вошла в кодовое название базы, «осчастливившей» Крым, Объект 825ГТС, расшифровывается как Городская Телефонная Станция, стала официальным объяснением для слишком любопытных.

Уже в 1961 г. базу ввели в эксплуатацию. Произошло это довольно-таки вовремя – как раз накануне разразившегося, но к счастью так и не разродившегося Карибского кризиса.

Секретный военный объект предназначался главным образом для расположения и ремонта подводных лодок, вмещал в общей сложности до 14 их единиц. На его территории находились склады для хранения боезапасов для них, способных нести ядерный заряд, предприятия по сборке субмарин.

На протяжении 30 лет здесь расквартировывалась 155 бригада подлодок, часто приводимая в полную боевую готовность. База имела огромный ядерный потенциал и не меньшее значение для ВМФ, но все усилия и астрономические суммы денег, потраченные на ее постройку, оказались выброшенными на ветер.

Единственный эффект – удивление местных жителей, после закрытия объекта в 1993 г. наконец узнавших, что за ГТС на самом деле находился у них под боком все эти годы.

Чем интересен Музей подводных лодок сегодня?

Музей подводных лодок в Балаклаве открылся в 2003 г. – спустя 10 лет после закрытия и ликвидации секретной военно-морской базы. Среди его экспонатов много всего интересного, особенно настоящая подлодка, пришвартованная у подземного причала центральной штольни.

Но – это сами сооружения Объекта 825ГТС, представленные в виде тематических экспозиций, что особо интересно для всех без исключения посетителей.

Проводится по многим помещениям бывшей базы, но далеко не по всем. Общая площадь всех коммуникаций составляет более 5000 кв. м – это настоящий лабиринт, подобный Кносскому. Многие залы находятся в аварийном состоянии, туда редко заходят даже музейные работники, не говоря о туристов. Но и представленных для осмотра отделов вполне хватает, чтобы получить незабываемые впечатления.

Экскурсионный маршрут проходит по основному, центральному тоннелю, имеющему протяжность 500 м. В его центре пробит проходной канал для подводных лодок длиной 400 м, шириной от 12 до 22 м и глубиной 8 м. Здесь же расположен и сухой док, предназначенный для ремонта субмарин, его длина равняется 110 м.

По обеим сторонам на 300 м тянутся потерны с бесчисленными цехами и мастерскими. Входы в тоннели, штольни и некоторые цеха защищены противоатомными дверями с гидрозатворами, изготовленными из армированного бетона, способные выдержать ядерный удар.


10. Объекты 825 ГТС и 820 РТБ или Сверхсекретная подземная база подводных лодок в Балаклаве
11.
12.
13.
14.
15.

Вскоре после окончания Второй мировой войны между СССР и США началось противостояние, известное в истории как «холодная война». Время было непростое: противоборствующие сверхдержавы на полном серьёзе рассматривали возможность обмена ядерными ударами и по обеим сторонам Атлантического океана с упоением возводили многочисленные военные объекты, которые должны были эти удары пережить. Считается, что секретная директива о поисках места для базирования подводных лодок, способных в случае превентивного нападения со стороны США тоже «бахнуть, и не раз, так, чтобы весь мир - в труху», была разработана лично Сталиным. Поиск подходящего места продолжался в течение нескольких лет, в итоге выбор пал на тихую Балаклаву.

Узкий извилистый пролив, ширина которого в самом узком месте не превышала ста метров, укрытый от всех штормов и недоступный для посторонних глаз (со стороны моря Балаклавская бухта не просматривается ни под каким углом) — всё это сыграло свою роль, и в 1953 году в Балаклаве началось масштабное строительство. Город с историей в несколько тысяч лет был лишён своего статуса, оперативно стёрт со всех карт, превращён в ЗАТО и включён в состав Севастополя. В последующие восемь лет под горой Таврос, расположенной на западном берегу Балаклавской бухты, в условиях тотальной секретности был создан подземный комплекс, включавший в себя два объекта: 825 ГТС - специальный цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок, и 820 РТБ - арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Всего за время строительства было вывезено около 120 тысяч тонн породы. Для обеспечения секретности её удаление производилось по ночам баржами. Работы на объектах велись круглосуточно в четыре смены.

В 1961 году проект чуть не был свёрнут. Говорят, что во время осмотра почти готового комплекса Никита Хрущёв махнул рукой и сказал: «Лучше отдайте всё это виноделам!». С большим трудом руководству ВМФ удалось отстоять проект и в том же году обе его части были введены в строй.

Для сохранения конфиденциальности база подводных лодок была названа «городской телефонной станцией №825» (сокращённо «Объект 825 ГТС»), а арсенал — «ремонтно технической базой №820» (сокращённо «Объект 820 РТБ»). Комплекс представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и мог выдержать прямое попадание ядерного снаряда с мощностью заряда свыше 100 килотонн (то есть в 5-7 раз мощнее атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Свой закрытый статус Балаклава сохраняла до середины 1990-х годов. Вскоре после развала Советского Союза я с родителями отдыхал в Севастополе, и мы ездили в Балаклаву, чтобы погулять по . База подводных лодок (про существование которой тогда, понятно, ещё никто не знал) уже не функционировала, но охраняющие её зоркие военные выследили нас, гуляющих по разрушенной крепости с фотоаппаратом, заставили достать из него фотоплёнку и засветить её - уровень секретности тогда всё ещё оставался на самом высоком уровне.

В 1990-х годах разваленная империя резалась на куски и бесцеремонно сдавалась в цветмет. Украина объявила себя безатомной державой и база в Балаклаве стала никому не нужна. Уникальный комплекс, неожиданно оказавшийся в соседней стране, Черноморский флот, в отличие от Севастополя, отстоять не смог. В 1991 году отсюда ушла последняя подводная лодка, в 1994 году объект был официально покинут военными. В течение следующих девяти лет база оставалась без присмотра, всё что можно было продать — было разграблено и вывезено. В 2003 году то что осталось превратили в музей.

Вплоть до настоящего времени это — крупнейший из всех рассекреченных военных комплексов времён холодной войны.

В Балаклавской бухте плавают медузы, пустые бутылки и недокуренные хабарики. Сразу вспоминаются бессмертные слава Вадима Галыгина из Comedy Club: «Чтобы сделать , нужно в ванной на полу наплевать семечек, набросать бычков, под ванну насрать, в ванну нассать — вот вам Чёрное море!»

Так выглядит вход в подземный канал со стороны Балаклавской бухты. В случае необходимости он перекрывался 150-тонным батопортом — гидротехническим затвором, полностью закупоривавшим подземную базу. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

В случае нападения объект должен был стать убежищем для жителей Балаклавы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся надписи рядом со входом.

Под защитой объекта смогли бы разместиться до 3000 человек. В этом случае полная автономность составила бы 30 суток.

Объект 825 ГТС включал в себя подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады горюче-смазочных материалов и минно-торпедный склад.

Все подземные помещения были защищены специальными воротами, полностью герметизировавшими внутреннее пространство. Ворота закрывались автоматически за 2 минуты. В случае выхода автоматики из строя существовали специальные двери, которые можно было открыть вручную за 12 минут.

По центру коридоров располагались транспортировочные рельсы для тележек.

Вдоль стен висят информационные плакаты, рассказывающие про подводные лодки времён СССР.

Слева и справа лежат старые корпуса мин и торпед.

В бетонных сводчатых галереях до сих пор витает дух холодной войны.

Коридор, ведущий к подземному доку, проложен полукругом. Считается, что ударная волна при прохождении через этот изгиб должна была ослабиться.

Примерно в этом месте находится наиболее мощный слой скальной пород над головой — 126 метров. Толщина бетонного свода достигает 3 метров. Рецепт и марка цемента, использовавшегося при строительстве, — до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно».

Единственная действующая подводная лодка, демонстрирующаяся в музее, — Тритон-1М. Такие сверхмалые подлодки использовались для скрытной доставки и высадки водолазов, постановки мин, подводного патрулирования и выявления вражеских диверсантов, осмотра корпусов кораблей и других субмарин.

Тритон-1М производился на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было выпущено 32 экземпляра. До наших дней сохранилось не более 7.

Экипаж подлодки состоял из двух человек. Дальность хода — 35 морских миль, предельная глубина погружения — 40 метров, автономность — 7,5 часов.

Подземный канал для подводных лодок имел глубину 8 метров, ширину от 12 до 22 метров, высоту арки — 18 метров.

В мирное время лодки заходили в канал исключительно в надводном положении и в ночное время. Погрузка снаряжения и боеприпасов осуществлялась на специальной подземной пристани. Несмотря на распространённое мнение, атомных подводных лодок на этой базе никогда не было.

В военное время здесь могли укрыться 9 малых или 7 средних субмарин.

В центре канала расположен сухой док — особое гидротехническое сооружение, отделённое от канала малым батопортом и предназначенное для ремонта и технического обслуживания внешних корпусов лодок.

В наполненную водой камеру дока заводили субмарину, после этого в течение четырёх часов вода откачивалась, и корабль вставал на кильбоки (специальные опоры). Далее в течение одного-двух дней подлодка обшивалась ремонтными лесами, и начинался её ремонт, который в среднем длился 3-4 недели.

С противоположной от объекта 825 ГТС стороны канала располагался объект 820 РТБ - арсенал для хранения и подготовки к боевому применению ядерного оружия.

Сейчас из одного объекта в другой можно перейти по перекинутому через канал мосту. В советские времена моста не существовало, оба объекта функционировали независимо друг от друга.

Объект 820 РТБ имел высочайший статус секретности, и ни один человек, несший службу на соседнем с ним объекте 825 ГТС, даже и не подозревал о том, что с другой стороны канала находится ядерный арсенал. Всё-таки, умели в то время государственные тайны хранить (а болтунов прилюдно вешали за яйца на ржавые гвозди, и правильно, к слову, делали).

Вход в арсенал преграждают двое ворот: жёлтые защитные из листового металла с бетоном внутри весом в 10 тонн каждая — на случай бомбового удара — и красные герметичные — для защиты от радиации, ядовитых газов и воды. Говорят, что при входе на объект 825 ГТС раньше тоже было двое ворот, но в 1990-х годах они были сданы в металлолом.

Все ворота имели электрический привод. В случае отключения электричества их можно было открыть и вручную.

В арсенале строго соблюдался температурно-влажностный режим (температура — от +5 до +15 градусов, влажность от 50 до 60 процентов). Так же в целях конспирации здесь была сделана максимально возможная звукоизоляция.

На объекте 820 РТБ постоянную службу несло около 150 военнослужащих.

Арсенал включал в себя техническую площадку, локальную зону, большой транспортный коридор, склад для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочную площадку.

В случае чрезвычайной ситуации (например, превентивного ядерного удара со стороны США) в арсенале включалась красная подсветка.


Здравствуйте, это мой первый пост, в котором речь пойдёт о подземной базе подводных лодок в Балаклаве, более известной как объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времён холодной войны в Балаклавской бухте.
Итак начну:
В период после Второй Мировой войны обе сверхдержавы — СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961



. В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528 (перевёрнутый номер в последствии получил объект), которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы. Но потом, после постройки объекта и удачного его функционирования на протяжении 32 лет, а именно до 1993 года, как всем извстно распался Советский Союз, и база была частично заброш ена. Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины. В период с 1993 по 2002 год база активно разворовывовалась на металл и всё, что можно было демонтировать и продать. С огласно приказу Государственного секретаря Министерства обороны Украины от 30 декабря 2002 г., был принят приказ о создании филиала Центрального музея Вооруженных Сил Украины — Военно-морского музейного комплекса „Балаклава“.

Объект 825 ГТС представлял собой сооружение противоатомной защиты первой категории и общей площадью около 15 тысяч кв.м. Автономность жизнедеятельности - 30 суток, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3000 человек. Комплекс был способен выдержать прямое попадание ядерного заряда мощностью до 100 килотонн, то есть в 5-7 раз мощнее бомбы, сброшенной на Хиросиму. Название объекта 825 ГТС - не случайно. Как говорилось ранее, Балаклава была засекречена и, номер 825 - это ничто иное, как перевёрнутый номер строительной бригады, а ГТС - гидротехническое сооружение или городская телефонная станция (в целях конспирации).
А теперь хватит истории и, пойдёмте, лучше посмотрим, что это из себя представляет:

1. Вход в канал со стороны бухты. Вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим батопортом, который всплывал после поддува воздухом. Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект. Выход на северную сторону также перегораживался батопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

2. Главная галерея, ведущая к сухому доку.

3. А, если, посмотреть направо от галереи, то можно увидеть ещё одну штольню, в которой лежит, всего лишь, корпус от старой торпеды, ведущую в "закрытую" часть музея, а именно в минно-торпедную часть.
Могу смело заявить, что таких "закрытых" штолен, там довольно-таки много и, попасть в них не составляет ни малейшего усилия)

4. А, вот, собственно, и одно из закрытых от посторонних глаз помещений. Это и есть минно-торпедная часть. Минно-торпедная часть п редназначалась для подготовки и проверки торпед. Она включала в себя рабочие участки, где торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли их электрические схемы, аппаратуру самонаведения, герметичность корпусов.

Пройдя далее по этому залу можно наткнуться на бассейн (в котором до сих пор плавает торпеда), который видимо и предназначался для проверки герметичности снарядов.

6. А в этом месте когда-то дислоцировался ремонтный завод подводных лодок "Металлист".


7. Особым гидротехническим сооружением спеццеха был сухой док - бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором (малым батопортом). При постановке подводной лодки в док батопорт открывали, лодку вводили в заполненную водой камеру дока, центровали и, после этого, закрывали затвор. Мощные насосы, расположенные под преддоковой площадкой, в течении 3 часов из дока откачивали воду. После откачки воды подводная лодка опускалась на кильблоки, ее корпус обшивался деревянными лесами и, начинались ремонтные работы. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3-4 недели. После окончания ремонтных работ через кингстоны батопорта камеру дока заполняли водой, подводная лодка всплывала с кильблоков и, после открытия затвора, ее выводили кормой вперед в акваторию Балаклавской бухты.

8. Температура пол землёй составляет примерно 12-15 градусов.

9. Собственно, карта самого объекта, точнее 2х объектов. Одна часть - это объект 825 (предназначался для ремонта торпедных подводных лодок проектов А615, 613, 633, 633РВ ), а вторая - это 820 (ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. ) Так же, в сети нашёл более точную карту, точнее дополнящую всю картину: http://www.bellabs.ru/Balaklava/Photos/Balaklava_Object-825_Scheme-2010.jpg


10. Водный канал, ведущий к северной стороне, где подлодки могли напрямую выйти в открытое море.

11. Собственно, сам выход. И, как я писал ранее, он тоже перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море.

12. Идём обратно)
Знаете что за отверстия справа в стене, которые идут по всему водному каналу? Это самые что ни на есть "дыры для взрывчатки". Если вдруг враг захочет завладеть базой, то на готове всегда был динамит, который с лёгкостью можно было взорвать, предварительно законсервировавшишь в частях 825 и 820!

13. Всё ещё по-прежнему водный канал, но этот как раз ведёт в сторону выхода в бухту.
Видите эти жёлтые лампы по бокам? Так вот, охранник мне поведал о том, что здесь, оказывается, снимали фильм (множество фильмов, а один из них называется "Солдаты удачи") и эти лампы - это самый настоящий съёмочный реквизит. Да и ещё кучу чего интересного рассказал)

14. Малый батопорт сухого дока объекта 825 ГТС.

15. Слева погрузочная площадка объекта 825 ГТС.

16. Тот же самый малый батопорт.

17.

18. Пройдя дальше, мы попадаем в объект 820(РТБ) "Арсенал". Ремонтно-техническая база для учета, хранения, сборки и выдачи силам флота боеприпасов, в том числе и с ядерными боевыми зарядами. На базе проходили службу около 150 военнослужащих. Арсенал состоял из технической площадки, локальной зоны, большого транспортного коридора, склада для хранения подготовленных боеприпасов и погрузочной площадки. В арсенале строго соблюдался и поддерживался температурно-влажностный режим (от 5 до 15 °С влажность - 50-60%), а также максимально возможная звукоизоляция.
Противоударные гермоворота объекта 820, сделанные из листовой стали и залитые бетоном М-500. Выдерживают нагрузку 60кг/см2. Общий вес каждой двери 10 тонн. Ворота имеют электрический привод.


19. Подводники)

20. Фрагмент подводной лодки проекта 690 "Кефаль" с прибором ВИПС.

21. Пульт управления системами гидравлики, напором воздуха и всплытием погружением с подлодки 690 "Кефаль".

22. Ещё один зал объекта 820, который отдали под экспонаты. Насколько помните, базу хорошенько разграбили в 1993-2002. И то, что, в принципе, показать народу, кроме самой постройки и экспонатов, напоминающих о том времени, нечего - это нормально.

23. *** *** вкл. лох)
** ** ** вода в отсеке!

24. Множество помещений и рельсы с поворотным стендом, ведущие к водному доку. Одна такая тележка весит 996 кг, грузоподъёмностью 7 тонн и перемещалась вручную!

25. Людской ходок. Проще говоря, полукруглый обход гермоворот)

27. Один из выходов с базы или объекта 820, который искусно прикрыт старой маскировочной сетью.

28. А во дворе... Целый склад - когда-то торпед, но уже металлолома.

29. Если пройти от главного входа в музей буквально метров 150 и, перелезть через забор, то можно наткнуться на такое вот чудо. Это непосредственно входы в объект 825, а именно через них вносили/ввозили ГСМ.

30. Вот такие вот туннельчики)


А на этом всё. Спасибо за внимание)

При написании данного фотоотчёта использовались следующие материалы:
travelworld