Ньюкасл-апон-Тайн – портовый город Англии. Portsmouth – древнейший портовый город Англии

Долгие годы Англия удерживала позицию морского государства.

Этому способствовало географическое положение страны — расположенная на островах, Англия со всех сторон окружена водой, поэтому порты Англии долгое время занимали первые места по объемам грузооборота и позволяли государству поддерживать экономику за счет регулярных перевозок водным транспортом.

Морские порты расположены по всему побережью Великобритании, часть их находится далеко от устья рек. В крупных британских портах имеются доки со шлюзами. Во время морских приливов суда с глубокой осадкой свободно проходят в доки. Во время отливов шлюзы закрываются и удерживают в доках высокий уровень воды, позволяющий самым крупным судам оставаться в порту для разгрузки или погрузки при отливе.

Крупнейший британский порт — Лондон, являющийся вторым в мире после Нью-Йорка,— расположен на Темзе, в 45 км от ее устья. Через Лондон проходит 40—50% всего импорта Великобритании и около 25% экспорта. Доки, причальные пристани, товарные склады, растянувшиеся на десятки километров, преимущественно на северном берегу Темзы, строились в разное время различными компаниями. Для разгрузочно-погрузочных работ в лондонском порту, кроме плавучих подъемных кранов, широко применяют около 9 тыс. так называемых лихтеров (лайтерс) — самоходных барж грузоподъемностью от 20 до 100 т.

Лондону уступает по грузообороту Ливерпуль, в эстуарии Мерсея, также относящийся к числу крупнейших мировых портов. По своей роли в экспорте Ливерпуль соперничает с Лондоном. Через ливерпульский порт проходит также 30% морского пассажирского оборота страны (около 1 млн. пассажиров в год). Кроме доков самого Ливерпуля, растянувшихся на 18 км по правому берегу эстуария Мерсея, к Ливерпульскому порту относятся и доки близлежащих городов, входящих в конурбацию Большого Ливерпуля, в частности Беркенхеда и Уолласи на левом берегу эстуария Мерсея.

Почти на одном уровне по судообороту с Ливерпулем стоит крупнейший из портов Ла-Манша Саутгемптон. Он расположен в большой естественной гавани, защищенной от бурь о. Уайт и подверженной действию двойных морских приливов — с запада и востока, чередующихся каждые 3 часа. В ввозе Саутгемптона выделяются продовольственные грузы — фрукты, ранние овощи и молодой картофель, мясо, масло, зерно, из прочих товаров — нефть и лес. Саутгемптон — пассажирский аванпорт г. Лондона и конечный пункт рейсов пассажирских экспрессов между Америкой и Англией: высаживающийся в Саутгемптоне пассажир, прибывший с запада, достигает Лондона поездом через 3—4 часа, тогда как если он продолжит свое путешествие морем, то попадет в Лондон лишь через день. Через Саутгемптон проходит свыше 60% пассажирского морского движения Великобритании.

Вдвое уступает Ливерпулю по грузообороту ближайший к нему манчестерский порт, к которому причисляются доки и товарные склады вдоль Манчестерского морского канала, прорытого в конце XIX в. от эстуария Мерсея до Манчестера.

На западе у входа в канал, где развилась нефтеперерабатывающая промышленность, построены большие доки для разгрузки танкеров и нефтехранилища — у Истхема и Элсмир-Порта.

Из прочих портов Великобритании выделяются в Бристольском заливе Суонси, Кардифф и Бристоль, в эстуарии Хамбера — Гулль (Халл), на северо-востоке Англии — Ньюкасл и Мидлсбро, на западе Средней Шотландии — Глазго. У Па-де-Кале расположен порт Дувр, через который проходит пассажирское сообщение с Францией (паромы перевозят поезда линии Лондон — Париж). В Северной Ирландии большую роль в сообщении с Великобританией играет порт Белфаст.

Сегодня порты Англии заметно снизили объем перевозимых грузов, однако продолжают работать и приносят стране стабильный доход.

Сегодня в Англии функционирует 89 портов — грузовых и пассажирских.

Ньюкасл-апон-Тайн - город-порт в северо-восточной Англии и административный центр в графстве Тайн и Уир, имеющий многовековую историю, а сегодня представляющий собой один из основных центров ночной жизни Великобритании. Живой и дружелюбный студенческий Ньюкасл входит в число главных английских городов с богатым культурным и архитектурным наследием. Сегодня это самая густонаселенная область северо-востока страны – здесь проживает около 300 000 жителей. Кроме того, Ньюкасл-апон-Тайн имеет славу центра студенчества Великобритании — в двух популярнейших университетах страны (Нортумбрийском и Ньюкаслском) обучается более 40 тысяч студентов из разных стран мира. В городе имеется развитая сеть метрополитена.

  • Основан: во II веке;
  • Площадь: 58 км²;
  • Часовой пояс: UTC+0, летом UTC+1;
  • Население: 281 900.

Погода

Ньюкасл расположен недалеко от Пенинских гор, немного изменяющих его климат от стандартного английского. Основное отличие – влажность в данном регионе существенно меньше, вследствие чего местные жители практически не сталкиваются с туманом и обильными осадками. Зима здесь прохладная и сухая, со средней температурой воздуха +3⁰C, а лето умеренно теплое – воздух прогревается до +15⁰C…+20⁰C. Жара – явление такое же редкое, как и заморозки.

Как добраться

Ньюкасл-апон-Тайн – крупный транспортный узел. В 10 километрах от города располагается международный аэропорт, откуда до центра можно добраться с помощью метро, автобусов или такси. Посредством железных дорог и автомагистралей, Ньюкасл связан практически со всеми населенными пунктами страны.

Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

Откуда - Куда Дата вылета Найти билет

Малага → Ньюкасл

Дублин → Ньюкасл

Саутгемптон → Ньюкасл

Белфаст → Ньюкасл

Рига → Ньюкасл

Лондон → Ньюкасл

Париж → Ньюкасл

Аликанте → Ньюкасл

Тенерифе → Ньюкасл

Тель-Авив → Ньюкасл

Франкфурт-на-Майне → Ньюкасл

Амстердам → Ньюкасл

Краков → Ньюкасл

Минск → Ньюкасл

Бордо → Ньюкасл

Пафос → Ньюкасл

Ноксвилл → Ньюкасл

Пекин → Ньюкасл

Бейрут → Ньюкасл

Сеул → Ньюкасл

Абуджа → Ньюкасл

А для подбора междугороднего транспорта (самолеты, поезда, автобусы) по Европе попробуйте , сервис предлагает оптимальные способы перемещения по популярным маршрутам.

Экономика Великобритании находится в большой зависимости от состояния национального морского торгового флота. По данным Министерства транспорта и Судоходной палаты Великобритании, около 95% тоннажа и 75% стоимости британских внешнеторговых грузов, а также до 25% товаров внутренней торговли перевозится водным путем.

Для обслуживания морских торговых и пассажирских судов, а также обработки грузов, в Великобритании построено более 70 международных морских торговых портов, имеющих коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются местные грузы. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн.тонн грузов, из них около 220 млн. тонн импортных и 180млн. экспортных, а также перевозится до 30 млн. пассажиров.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, связанны с морскими портами, служащими основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Бристоль, Ньюкасл. (На рис.1 представлены все порты Великобритании).

Крупнейший британский порт -- Лондон , являющийся вторым в мире после Нью-Йорка, -- расположен на Темзе, в 45 км от ее устья. Через Лондон проходит 40--50% всего импорта Великобритании и около 25% экспорта. Доки, причальные пристани, товарные склады, растянувшиеся на десятки километров, преимущественно на северном берегу Темзы, строились в разное время различными компаниями. Для разгрузочно-погрузочных работ в лондонском порту, кроме плавучих подъемных кранов, широко применяют около 9 тыс. так называемых лихтеров (лайтерс) -- самоходных барж грузоподъемностью от 20 до 100 т.

Лондону уступает по грузообороту Ливерпуль , в эстуарии Мерсея, также относящийся к числу крупнейших мировых портов. По своей роли в экспорте Ливерпуль соперничает с Лондоном. Через ливерпульский порт проходит также 30% морского пассажирского оборота страны (около 1 млн. пассажиров в год). Кроме доков самого Ливерпуля, растянувшихся на 18 км по правому берегу эстуария Мерсея, к Ливерпульскому порту относятся и доки близлежащих городов, входящих в конурбацию Большого Ливерпуля, в частности Беркенхеда и Уолласи на левом берегу эстуария Мерсея.

Манчестер - крупный порт Великобритании. Соединён с устьем р. Мерси, впадающей в Ирландское море, 58-километровым судоходным каналом. Порт Манчестер включает 20 приливных доковых бассейнов, часть канала, пирсы и причалы. Длинна причального фронта 17 км с глубинами до 12,2 м. В порту оборудованы специализированные причалы для танкеров, рудовозов и судов перевозящих контейнеры. Около 70% общего оборота морских грузов составляют наливные грузы: нефть, бензин, жидкая сера.

Суммарный оборот морских грузов прходящих через Манчестер составляет 11,4 млн. т. Порт имеет мощные погрузочно-разгрузочные средства, 3 сухих дока и плавдок обеспечивают любой ремонт судов и кораблей до эсминцев и ПЛ включительно. Через канал и устье р. Мерси связан с портом Ливерпуль.

Глазго - крупный порт Великобритании и один из главных центров судостроения на реке Клайд, в 34 км от устья, на западном побережье Шотландии. Порт включает доковые бассейны, пирсы и причалы. Длинна причального фронта составляет 20,4 км с глубинами до 12,5 м. Суммарный объем морских грузов проходящий через порт Глазго превышает 5,5 млн. т. В порту Глазго имеются 6 сухих доков и слипы, обеспечивающие любой ремонт судов. Продукция судостроительных заводов Глазго составляет около 45% всего английского судостроения. Порт связан каналом с заливом Ферт-оф-Форт Северного моря.

Бристоль -крупный порт Великобритании, расположенный в вершине одноименного залива в устье р. Эйвон. Включает рейд Кинг, 7 приливных бассейнов-доков, занимающих всё устье реки, и рейдовые причалы для танкеров. Остальные суда из-за больших приливо-отливных течений обрабатываются только в доках. Длинна причального фронта до 14 км с глубинами до 14 м. Суммарный оборот морских грузов порта Бристоль составляет 3,9 млн. т. Структура морских грузов проходящих через порт отличается разнообразием с преобладанием во ввозе нефти. Порт Бристоль обеспечивает все виды ремонта кораблей и судов.

Ньюкасл - порт Великобритании на р. Тайн, впадающей в Северное море, в 11 км от устья. Порт Ньюкасл включает 3 доковых бассейна, набережную и причалы. Глубина на рейде 6,4--12,6 м. Длина причального фронта до 6 км с глубинами до 11 м. В порт Ньюкасл ввозятся следующие морские грузы: нефть и нефтепродукты, цветные металлы, железная руда, химикалии, цемент, продовольствие; вывозятся -- кокс, уголь, чугун, машины, свинец и другие металлы. Суммарный оборот морских грузов проходящих через порт Ньюкасл составляет 5 млн. т. Причалы оснащены погрузочно-разгрузочным оборудованием, имеются склады, грузовые площадки, нефтехранилища, судостроительная верфь, сухой док.

Островное положение страны на перекрестке важных морских путей между Европой и другими континентами и зависимость экономического развития страны от внешних рынков сырья и сбыта и возможность осуществления внешнеторговых перевозок только морем - все это способствует развитию морского торгового флота страны и превращению ее в крупнейшую морскую державу мира.

В течении нескольких столетий Великобритания владела самым большим морским флотом в мире.

в 1904 году морской флот Великобритании был равен почти половине мирового тоннажа.с 1948 по 1964 торговый флот Великобритании занимал второе место в мире.

В британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 так назывемых "длинных" тонн. Их суммарная грузоподъемность 15 млн. тонн. Среди них: 149 судов общим дедвейтом 5,5 млн.тонн для перевозки нефти, газа и химикатов; 453 судна дедвейтом 9,3 млн тонн, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов; 47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тысяч тонн.

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем. Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

По данным британского статистического ведомства 77% судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном королевстве, на острове Мэн или британских заморских территориях.

При въезде в этот крайне южный город на берегу Английского канала на глаза то и дело попадается лозунг: Portsmouth, the great waterfront city («Портсмут, великий прибрежный город»).

Расположенный в основном на острове Portsea Island , город отделен от остальной Англии узким ручьем Portsbridge Creek , пересеченным многими мостами и дорогами, так что понять, что ты на острове, можно, только забравшись на площадку обозрения 170-метровой башни Emirates Spinnaker Tower , которую еще называют Парусом Солента за ее особую архитектуру (Solent – это пролив, который отделяет остров Wight от остальной территории Англии). Смотровая площадка находится на высоте 100 м, а внизу на первом этаже – кафе-стекляшка Waterfront Café с видом на порт. С высокой башни видны центр и окрестности старого города, исторический порт, береговые укрепления времен Тюдоров и новые многоэтажные застройки с возвышающимся над всеми остальными зданием в форме тюбика губной помады.

Несмотря на непрерывный сильный ветер, принесенный ураганом Doris , в один из серо-голубых февральских дней с рваными тучами и внезапными солнечными озарениями я отправилась на экскурсию с местным профессиональным гидом Andrew Starr , и он подробно рассказал мне о многовековом портовом прошлом города, в названии которого, как и во всех географических названиях его окрестностей, присутствует слово «порт».

В Old Portsmouth мы шли вдоль набережной, о которую с шумом разбивались мутно-зеленые волны. Здесь высится одна из древнейших фортификаций – Квадратная башня, Square Tower , построенная в 1494 г. и служившая также резиденцией губернатора. На северной стене башни в специальной нише находится позолоченный бюст короля Карла (Чарльза) Первого, преподнесенный городу им самим в 1635 г. Обвиненный в абсолютизме, войне против парламента и предательстве интересов народа Англии и его «прав, свобод, справедливости и мира», Карл Первый был осужден и обезглавлен под предводительством Оливера Кромвеля в январе 1649 г. В день своей казни король потребовал дополнительную рубашку из опасения, что начнет дрожать от холода и тем самым даст толпе повод думать, что дрожит от страха. Местная легенда гласит, что каждый раз, когда бюст короля вынимали из ниши Квадратной башни, чтобы почистить, в истории Англии происходили самые ужасные события. Только в прошлом веке его чистили в 1939 г., накануне Второй мировой войны, и в 1982 г., накануне войны за Фолклендские острова. С тех пор нишу закрыли металлической сеткой, чтобы не дать доступа птицам, и оставили короля в покое.

Недалеко от Квадратной находится Круглая башня, Round Tower , построенная Генрихом Пятым в 1426 г. из дерева и обложенная камнем в 1490-е гг., а также руины церкви 1212 г. Royal Garrison Church , разрушенной немецкими бомбежками в 1940-х гг., и англиканский собор XII–XVII веков Portsmouth Cathedral , в котором венчался сын Карла Первого, Карл Второй.

В 1650-е гг., когда Оливер Кромвель, по обычаю всех победивших революционеров, сам превратился в диктатора, Карл (Чарльз) Второй скрывался во Франции и Нидерландах, а после смерти Кромвеля, в результате политического кризиса, приведшего к реставрации монархии, взошел на престол. После Кромвеля и его пуританских приспешников народ с радостью воспринял «веселого короля», не чуждого земных утех. (Только признанных им самим незаконорожденных детей у него было 12.) Карл Второй женился на Катерине Браганза из аристократической португальской семьи. Будучи «старой невестой» 23 лет, к тому же католичкой, плохо владевшей английским языком, и бездетной (три выкидыша) королевой, бедная Катерина не пользовалась популярностью в Англии. Несмотря на постоянные измены мужа и холодность двора, она была верной женой, справедливой правительницей, которая заступалась за пленных, и смелой разведчицей в мире моды. Обладая стройными ногами, она даже пыталась подать пример ношения коротких юбок, целиком открывавших ее ступни! Однажды ее обвинили в попытке отравить короля, судили и пытались приговорить к смерти, но Карл заступился за жену и сохранил ей жизнь. Англия обязана Катерине Браганза своим священным обычаем послеполуденного чаепития – это она приучила короля и придворных пить чай.

К югу от каменных башен тянется длиннейшая набережная, украшенная памятниками английским морякам, очень чистая и приспособленная для долгих прогулок. Здесь в начале прошлого века был популярный у лондонцев морской курорт. Позже, с появлением больших паромов и дешевых поездок в Испанию, курорт заглох, но на длинных пирсах викторианских времен остались развлекательные заведения, бары и рестораны. На выдающемся в море мысе пешеходная дорожка упирается в средневековую крепость. Это замок Southsea Castle , построенный в 1539 г. Генрихом Восьмым, который активно занимался укреплением морских рубежей (а не только одну за другой рубил головы своим женам). Крепость была построена на деньги, полученные в результате закрытия католических монастырей и в ожидании агрессии со стороны Франции. В 1545 г., во время морского сражения с французами, король наблюдал отсюда потопление своего любимого детища – самого крупного в стране с 1511 г. корабля Mary Rose , который пошел ко дну, унося с собой 500 человеческих жизней.

Остов затонувшего корабля был обнаружен в 1971 г. Правый борт был полностью уничтожен временем, но левый во многом сохранился, так же как и пушки, навигационные приборы, металлическая посуда, инструменты, деньги и даже скелеты и одежда многих моряков и одной собаки. Вокруг остова корабля был построен музей, в котором сегодня можно видеть единственный в Европе корабль XVI века.

В исторических доках Portsmouth Historic Dockyard также находится деревянный военный корабль Ее Величества Victory , на котором воевал и погиб адмирал Нельсон в битве у мыса Трафальгар в 1805 г.

В старом городе в небольшом заливчике можно посетить так называемый Остров специй Spice Island , где размещались таверны и бордели и где часто промышляли контрабандисты. Говорят, что таверн в городе было больше 400, но следует учесть, что они, как правило, представляли собой крошечные заведения на 15–20 человек, а порт всегда жил полной жизнью, и недостатка в моряках, любителях сойти на берег и повеселиться как следует, не было.

Как в каждом приморском городе, в Portsmouth есть музей-аквариум Bluereef Aquari u m , населенный рыбами, крабами и моллюсками английского побережья, гостями из теплых тропических морей и амфибиями. Среди других местных особей здесь находятся европейские пятнистые акулы.

Также на набережной расположен большой современный торговый центр Gunwharf Quays с отличным ассортиментом магазинов и ресторанов. Фирмы от Adidas до Wonderbra продают свои товары со значительной скидкой, а маленькие кофейни и пекарни обеспечивают покупателям перерыв на обед.

Фотографии: Эмма Красов. More at “ Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: [email protected].

Эмма Красов