Рождение озера сиху. Легенда о рице на английском и русском языках Миф о боге Фуси, научившем людей ловить рыбу

На Алтае есть великое множество озер, окутаны они тайнами и мифами разными.

Легенда об озере Аккем

В белом безмолвии Катунских белков лебедей не видели никогда. Горную красавицу Белуху увидеть можно. Но всякому, кто это хочет, нужно прежде остановиться у озера Аккем. Угрюмое озеро темного цвета, мутная вода, безжизненные каменистые берега, ни травинки окрест, ни живности какой-либо нет. Но забредшие в те места охотники да альпинисты не раз видели на берегу горных серых гусей, причем в самое предзимье, уже по первому снегу – как, зачем они появляются на берегу Аккема – непонятно. Возможно, столь странное явление породило одну едва ли не самую красивую легенду Горного Алтая…

Высоко в небе летела стая лебедей. Выстрел грянул внезапно. Красивая молодая самка с пробитым крылом камнем упала вниз. С разрывающим сердце горестным «ак» (в лебедином языке это означает опасность) увел в полете стаю могучий красавец-вожак от этого места. Упасть рядом с раненой подругой и тем самым погубить стаю, он не мог. Одна слезинка выкатилась из глаз лебедя, упала в долину, превратившись в серое печальное озеро.

«Ак-ак-ак» – тревожное многоголосье лебединой стаи заполнило долину над озером. «Кем-кем-кем» – резко выкрикнул вожак, что означало: «Вверх, вперед, на крыло». В полете он не смог даже обернуться, чтобы еще раз увидеть подругу, даже это неуловимое движение могло сбить стаю с курса. А потому он не увидел, как рядом с ней на берег озера тихо опустился самец-лебедь из его стаи.

Шло время. Оно несло миру свет и мрак, радость и горе, встречи и расставания, любовь и ненависть. Много это видел в своей непростой жизни и судьбе мудрый вожак-лебедь. Не было в его жизни испытания, которое он бы не вынес с честью, оставшись при этом таким же сильным, как в юности. Большая, одна-единственная Любовь и Преданность ей берегли его, придавали жизни смысл и питали силой. Он не терял надежды найти озеро и свою Любовь, по злой воле людей попавшую в беду.

Однажды именно это и случилось. Знакомое озеро приближалось, как счастье. Вожак не выдержал и, забыв предупредить стаю, стремительно ринулся вниз, к озеру, там его должна ждать подруга, единственная, неповторимая, первая и последняя… Сноп огня от выстрела накрыл его уже у земли. Лебедь упал на берег озера перед парой серых жирных гусей. Однако одного мгновения лебедю хватило, чтобы узнать в толстой неповоротливой гусихе нежную белую подругу. «Кем» – «вверх» – хотел крикнуть лебедь своей брошенной стае и не успел. «Кем-кем-кем» - молча кричали его мертвые глаза, они смотрели на гусыню. «Ак-ак» – отчаянно кричали лебеди, потерявшие вожака. Огненные полосы выстрелов выхватывали одного за другим белых красавцев из беспорядочно метавшейся стаи. Живые улетели, чтобы никогда не возвращаться на это озеро. Их отчаянный крик «ак» соединился с криком «кем» вожака и навсегда остался в названии озера Аккем, озера, в котором похоронена большая Любовь и живет Предательство. Серые гуси появляются в предзимье, по первому снегу. В утренних сумерках их можно увидеть на берегу. Припорошенные белым снегом, они издали неуловимо напоминают лебедей.

Легенда о Каракольских озерах

Давным-давно на Алтае жило чудовище Каракул. Когда чудовище шло, то шум его панциря был подобен грому, дыхание его заволакивало туманом Алтай. При его появлении ни одна живая душа не давала знать о себе, не видно было никого из дышащих. Реки и воды расплескивались из берегов. Тайга и горы, трясясь, рассыпались черными россыпями. Всему живому не давал покоя Каракул. Долго терпел богатырь Бучай коварство Каракула и решил сразиться с ним. Долго ехал. За семью тайгами, за семью степями увидел он гору, черную, как сажа. На конце черной, как сажа, горы виднеются пять круглых озер. Спрашивает тогда Бучай своего аргамака (коня) Темичи: «Что это за место такое необыкновенное?». Конь и отвечает: «Необыкновенная гора – это и есть Каракул. Пять озер – это его глаза, ноздри носа и рот. Черная гора – это его нос. Если черный туман появляется перед горой – это его дыхание».

За много километров учуял Каракул Бучая, встал на ноги, зарычал, слышно было на всю округу. Да тут же улегся, сраженный меткой стрелой Бучая. Так и лежит он черной горой на Алтае. У подножья этой горы осталось пять озер – Каракольские озера. Это все, что осталось от чудовища Каракула.

Легенда о соленом озере

В нашем крае много озер, в том числе соленных и горько-соленых. Откуда же появились соленые озера?

В давние времена, когда ни одно из озер не было соленым, на берегу одного жили люди. Моста через озеро не было, и они вынуждены были ходить за солью вокруг озера. Среди людей жил один великан. Он не причинял никому зла, но из-за его огромного роста все его боялись. Великан решил сделать людям добро, чтобы его не боялись. Он сел на один берег и перекинул ноги на другой. И люди прошли по его ногам за солью. Когда они пошли обратно, великана укусил муравей. Великан дернул ногой, и люди упали в озеро. Соль, которую они несли в своих руках, рассыпалась и растворилась в озере. С тех пор и стало озеро соленым, от него и другие озера в окрестностях стали солеными. Их много в степной зоне нашего края.

О Колыванском озере

Шел долго богатырь Колыван степью. Но вдали замаячили скалы, подошел к ним – под ними ниша громадная из гранита, словно ковш великана водой заполнен. Озеро, стало быть, на пути неизвестное встретил. Подумал Колыван: «Кстати оно. Передохнуть и места новые рассмотреть лучше можно». Не сразу увидел речушку: торопится, журчит, к озеру бежит. Нарек её Колыванкой. Затем на гору поднялся, к скале близко сел, стал в руке камни подкидывать, рассматривать. Поблескивает крапинками гранит, да не всяк камень Колывану по душе, много камней уже мохом поросли. Стал богатырь камни очищать, содрал мох, вспомнил, как заморские мастера каменных дел колдовали над такими же, многое он повидал на своем веку по чужим землям. Подхватил две глыбы, стал одну к другой притирать, углы да шершавинки всякие сглаживать. Затем поймал тучку дождевую, сжал её в своей пятерне богатырской – она дождем пролилась, заблестел камень после воды? поправил еще Колыван немножко его, и перед взором чудо-чаша каменная засияла. Ладно, получилось. Не хуже заморских мастеров. Так и стали с тех пор озеро Колыванским называть, а камнерезное искусство славу Алтаю далеко разнесло.

О Лебедином озере

Никто не помнит, в какие годы случилось такое. Поднялся в горах сильный ураган. Ураган такой сильный, что выплескивал озера, вспять поворачивал реки, рушил скалы; на самые вершины гор выплеснул ураган красивое озеро Кёлюкон – Лебединое озеро, вместе с плававшими там лебедями. Стая стремительно взметнулась вверх, спасаясь от гибели; не успел взлететь молодой лебедь и, ударившись о скалу, разбился, только перья белые закружились в воде. Подруга схватила в клюв его перо и стала кружить над озером в том месте, где разбился лебедь.

Наутро ураган стих, лишь над озером с пером в клюве кружила одинокая лебедь. Наконец она обессилела, упала в озеро и утонула. Ветер унес перо её друга на берег. Оно упало. В том месте, где это случилось, забил из земли чистый, прозрачный ключ. Ключ снова наполнил сухую лощину дна высохшего озера водой. И оно заплескалось как прежде. А стон подруги лебедя над озером, говорят, слышен до сих пор, особенно при ветреной погоде.

Озеро горных Духов Дены-Дерь

Из поколения в поколение передаются ойротами (алтайцами) страшные легенды об озере неземной красоты, в самом деле существующем в Горном Алтае. Вот одна из них…

Красота озера издавна привлекала к себе людей. Озеро искали годами, но найти не могли. Старики говорили: души злых людей, причинявших при жизни страдания, уносились далеко в горы в какое-то озеро. Тот, кто это озеро найдет, может победить духов, но если долго будет искать, может опоздать и погибнет сам.

На поиски озера отправился самый сильный и красивый юноша Тарын. Наконец, нашел он это озеро. Место это в Катунском хребте, на его восточном конце. Это глубокое ущелье между Чуйским и Катунским белками. Километрах в сорока вверх по Аргуту от его устья. Справа по течению выходит речка Юнеур. Это место приметно, потому что Аргут дает здесь кривун и устье Юнеура выходит в широкое плоское место. От устья Юнеура юноша пошел вверх по Аргуту левым берегом, где-то пять-шесть километров. Справа по ходу оказалась маленькая речка – ключ. Речка эта маленькая, а долина широкая и глубокая, уходит она в Катунский хребет. По этой долине Тарын и пошел. Место сухое. Лиственницы большие, раскидистые. Когда он поднялся уже высоко, увидел большой, крутой порог, а с него водопад маленький, и в этом месте долина сворачивает вправо. На дне долины, плоском и широком, Тарын увидел несколько озер. Их было пять, они лежали цепью: одно за другим. Меж ними расстояние: где с полверсты, где с версту. Все пять озер были красоты неземной, но последнее, пятое, как магнитом тянуло к себе юношу.

Тарын подошел к нему. На противоположном берегу прямо в озеро обрывались кручи зазубренных гор со скалистыми ребрами фиолетовых и палевых оттенков. Горы гигантской лестницей спускались прямо в озеро. От воды веяло какой-то отрешенностью и холодом. Тарын напряженно всматривался в озеро. У подножия горы поднималось зеленоватое облако, излучавшее слабый свет. А в тех местах, где из-за белых вершин хребта проникали лучи солнца, над водой, над камнями на берегу вставали длинные, похожие на людей, сине-зеленые тени, принимавшие зловещий вид.

У Тарына задрожали руки, подогнулись колени, а сине-зеленые громадные человеческие фигуры то стояли на месте, то быстро передвигались и таяли в воздухе. С чувством гнетущего страха смотрел на небывалое зрелище юноша. Вдруг он почувствовал прилив сил. Схватив меч, ринулся в воду, стараясь ударить им призраков. Но вдруг ощутил страшную слабость. Словно окружавшие озеро снеговые пики надавили ему на голову чудовищной силой. В его глазах началась жуткая пляска световых лучей. Но Тарына неудержимо тянуло к горе на противоположный берег, где ему мерещились сотни злых духов. Все-таки, задыхаясь, юноша добрался до той горы.

Но как только он сделал это, все исчезло. С угнетенной душой, мрачный, едва передвигая ноги, Тарын отправился в стойбище, прочь от этого рокового места. Сильного юношу смерть настигла у самой ближайшей юрты. Много еще охотников пытались повторить его путь к страшному озеру. Но обязательно потом или кто-то из них долго болел, невероятно мучаясь от удушья, а кто-то навсегда терял былую силу и храбрость. С тех пор широко разнеслась недобрая слава о Дены-Дерь, и люди почти перестали бывать на нем. Там нет ни зверья, ни птицы, а на левом берегу, где собираются духи, не растет даже трава-подруга.

Первым отыскал и нарисовал это волшебное озеро алтайский художник Г. Чорос-Гуркин в 1909 году. Его картины предоставляют прекрасную возможность познакомиться с Горным Алтаем ближе.


Озеро горных Духов Дены-Дерь. Рисунок Г. Чорос-Гуркина.

Происхождение озера

В городе Даесянь, что в провинции Хубэй, есть озеро Лянди. Вот какую легенду рассказывают о его происхождении.

Лет пятьсот тому назад на месте озера находился оживленный и многолюдный город Сянь. Его жители погрязли в грехах и отвергли истинное учение. Лишь одна женщина, которую звали Нян Цзы, следовала заповедям Будды, совершала добрые дела и не ела мяса. Однажды ночью ей приснилось, что скоро город погибнет под водой и что предвестником несчастья станут кровавые слезы, которыми заплачут каменные львы, которые стоят у входа в ямынь. На следующее утро Нян Цзы вышла на улицу и стала громко предупреждать жителей о наступающей катастрофе. Но жители не вняли предостережениям и сочли ее сумасшедшей. А один мясник в насмешку испачкал морды каменных львов свиной кровью. В отчаянии Нян Цзы убежала из города, осыпаемая насмешками и руганью. А через несколько часов Небеса потемнели и город опустился под землю. В провал хлынули воды реки Янцзы, и на месте городских улиц образовалось озеро. Только клочок земли, на котором стоял дом Нян Цзы, уцелел. Теперь на этом месте остров, носящий ее имя. Во время бури здесь укрываются плывущие по реке лодки. Боги охраняют их в память о добропорядочной женщине, жившей здесь когда-то. Говорят, что в погожие дни сквозь толщу воды можно увидеть улицы и остатки домов, а рыбаки время от времени вытаскивают сетями домашнюю утварь.

Из книги Приключения Тома Бомбадила и другие истории автора Толкин Джон Рональд Руэл

Из книги Природа Фильма. Реабилитация физической реальности автора Кракауэр Зигфрид

Из книги Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы автора Сустель Жак

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

Из книги Чеченцы автора Нунуев С.-Х. М.

Происхождение озера Галанчеж Близ аула Ялхорой, в месте, называемом Амка, было озеро. Однажды одна мать с дочерью отправилась на берег озера и по неразумению стала мыть грязные пеленки в его хрустально чистой воде. Дух озера за это осквернение обратил обеих женщин в камни,

Из книги Сказки и легенды маори автора Кондратов Александр Михайлович

Из книги Волхвы, колдуны упыри в религии древних славян автора Афанасьев Александр Николаевич

Озера и реки Озера: ИЛЬМЕР и СТУДЕНЕЦ, реки: БУГ и ДОН были обожаемы наравне с прочими божествами. Им посвящены были огромнейшие по берегам черные леса, куда под смертною казнею не только не отваживался заходить стрелок или птицелов для своих промыслов, а рыбак отнюдь не

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Происхождение скифов «Практически каждый из исследователей, в той или иной степени соприкасавшийся с историей и археологией скифов, высказывал – хотя бы и вскользь – свои соображения относительно этногенеза последних, – отмечает известный украинский археолог В.Ю.

Из книги Истоки контркультуры автора Рошак Теодор

Происхождение контркультуры

Из книги Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения автора Глаголева Екатерина Владимировна

Происхождение Изначально общее образование было всесословным. Кем бы ни были родители смышленого мальчика, желавшие отдать его в учение, он мог выбрить себе тонзуру на макушке и обрядиться в черную сутану, ведь в Средние века все студенты были клириками. В дальнейшем это

Из книги Два лица Востока [Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии] автора Овчинников Всеволод Владимирович

Происхождение и пути Первые итальянские архитекторы, последовавшие призыву короля и приехавшие в Краков, были тесно связаны с Флоренцией. Можно также предположить, что их путь в Польшу пролегал через Венгрию, чему могли способствовать личные контакты короля

Пагода Лэйфэна была построена в 977 году (время Северной Сун) правителем Тянь Хунчу в честь рождения его сына. Под пагодой было хранилище буддийских реликвий: серебряная пагода индийского императора Аю (Indian imperor Ayu), статуэтка будды Шакьямуни, восседающем на лотосе, в свою очередь стоящем на голове дракона и редкая, резная по дереву сутра. Старые фото этих реликвий представлены сейчас внутри пагоды, но вот куда они делись - не сказано.

Фото 1. было сделано с лодки на озере Сиху (Западном озере). Деревья, которые выглядят как голые подмосковные ёлки, поеденные жуком, не ёлки вовсе. Это болотный кипарис или таксодиум двурядны, на зиму сбрасывающий хвою. Выяснилось это благодаря kmaal
1.

С пагодой Лэйфэна тесно связана красивая и одна из самых известных китайских легенд о любви "Белая змейка"
Под катом 16 фото и буквы, буквы...

К башне Лэйфэна пристроен эскалатор для тех, кому лень подниматься пешком.
2.

Старая фотография башни Лэйфэна незадолго до крушения. Дело в том, что при поздних Минах, в конце XVI века, Ханчжоу подвергся нападению японских пиратов. Пираты сожгли башню, остался только её кирпичный остов, всё деревянные части пагоды сгорели. После пожара башню не восстанавливали, так она и стояла, обгоревшая, почти 500 лет. Почему? Об этом ниже.
3.

Во времена поздних Цин распространился слух, что части пагоды Лэйфэна защищают от злых духов, способствуют рождению сыновей и помогают в деле разведения шелковичных червей. Конечно, народ стал разбирать пагоду на обереги и амулеты.

В 1924 году башня рухнула. На фото 4 - то, что осталось от древней башни. Над её остатками в 2002 году возвели новую башню Лэйфэна.
4.

Внутри башни - лифт, который поднимет вас на 4-ый, 3-й, 2-ой этаж. Вид на Ханчжоу с 4-ого этажа башни Лэйфэна - на фото 5 и 6.

На фото 5. Краешек Западного озера. Фото 1 (до ката) снято с части той озера, что справа на фото. Вон они ёлки, кт. не ёлки, а болотные кипарисы.
5.

Островок на озере (фото 6) - чудное место, называется остров Трех прудов, отражающих луну. Можно купить билет на теплоходик, идущий на остров с разных сторон озера а потом с него отправится в разные же стороны на теплоходике. Стоит это удовольствие 70 (или 75, точно не помню) юаней на человека.

Слева на фото 6 - дамба Су, построена Су Дунпо - поэтом и губернатором Ханчжоу в 1089 году. gern_babushka13 прислала чудное, написанное поэтом Су Ши.

Дождь над Сиху перестал.
Осенняя даль чиста.
За осень на полшеста
Прибавилось здесь воды.
......................
Я правлю в обратный путь
Один, не зная забот...
Пускай же мой утлый челн
Укачивает волна!
Су Ши (Су Дунпо)

6.

Ну и о том, почему башню Лэйфэна не восстанавливали, хотя её не забыли, она была очень известным, популярным местом. Императоры Канси (1654 - 1722) и Цяньлун (1711 -1799) посещали башню несколько раз и делали надписи, ей посвященные.

Не восстанавливали башню потому, что с башней и её разрушением связана очень популярная легенда "Белая змейка". Легенда в вырезанных картинках представлена на одном из этажей современной башни Лэйфэна. Их и буду использовать для повествования.

Белая и Синяя змейки - сестры. Много лет они занимались самосовершенствованием и стали Небожительницами. Но на Небе им стало скучно и они сбежали на землю постичь жизнь людскую.

На фото 7. - Небожители, наблюдающие за полетом Белой змейки на землю. Справа на фото многие узнают Восемь Бессмертных. На троне Матушка Владычица Запада с посохом-драконом в руке и в головным уборе-занавеске, какие носили правители в старом Китае.
7.

Белая змейка, в человеческом обличье носившая имя Бай Сучжэнь, летит с Небес на Землю, глупышка....
8.

На земле Синяя змейка, сестра Белой змейки, стала служанкой по имени Сяо Цин, она не накопила так много заслуг, как сестра.
Девушки поселились в Ханчжоу. На прогулке в день праздника Цинмин (день поминовения усопших), у Сломанного моста на озере Сиху (ещё одно знаменитое место в нынешнем Ханчжоу) девушки встретили молодого человека Сюй Сяня, помощника аптекаря. Сяо Цин, увидев, что молодой человек понравился сестре, волшебством вызвала дождь. Сюй Сянь укрыл девушкек под навесом своей лодки и одолжил зонтик, взяв адрес девушек. Встреча у Сломанного моста и зонтик как повод для знакомства - популярная тема китайских картин.
9.

Вскоре Бай Сучжэнь и Сюй Сянь поженились, перехали в Чжэньцзян и открыли свою аптеку. Бай Сучжэнь забеременела. Молодые были счастливы, но тут в историю вмешивается буддийский монах Фа Хай. В прошлой жизни он был огромной черепахой во дворце на Небе и стащил у Будды Жулая три драгоценных, волшебных предмета: накидку, посох в виде дракона и золотую чашу. Он поселился в монастыре Цзиньшань и наслал на людей лихорадку, чтобы те приносили в монастырь побольше пожертвований. Но аптекарь Сюй Сянь и его жена Бай Сучжэнь успешно справлялись с лихорадкой и Фа Хай был рассержен.

Фа Хай сказал Сюй Сянь, что его жена - нечистая сила, оборотень. В день китайского праздника Драконих лодок, наряду с прочим, принято пить вино с реальгаром (моносульфидом мышьяка). Реальгар, как считается, защищает от нечистой силы. Это вино и подал жене Сюй Сянь. Бай Сучжэнь под действием реальгара приняла облик большой белой змеи. Пораженный Сюй Сянь упал замертво (вот он лежит на фото 10).
10.

Бай Сучжэнь спасла мужа, выкрав для него зелье с горы Кунлун и сразившись с Небожителями по пути.

Монах Фа Хань заманил Сюй Сяня в монастырь и запер его там, уговаривая стать буддийским монахом.
Бай Сучжэнь и Сяо Цин спешат на помощь Сюй Сяню. Они поднимают на сражение с Фа Ханем жителей реки креветок, крабов, черепах (на фото 11). Но они не справились с Фа Ханем, обладателем трех волшебных предметов. Сюй Сянь убедился в том, что его жена - нечистая сила.
11.

Девушки возвращаются в Ханчжоу. Сюй Сянь сбегает из монастыря и тоже приезжает в Ханчжоу, где он вновь встречает свою жену и её сестру у Сломанного моста на озере Сиху.
Синяя змейка (Сяо Цин) в гневе поднимает мечь на мужа сестры за то, что тот был так мягкотел (на фото 12). Но Бай Сучжэнь прощает мужа и они вновь счастливы вместе. У них рождается сын.
12.

Фа Хай приходит в дом молодых и разлучает их, заточив Бай Сучжэнь в башне Лэйфэна. Голубая змейка отправляется в горы для самосовершенствования, чтобы обрести силы и освободить сестру. Сцена прощания Бай Сучжэнь с Сюй Сянь на фоне башни Лэйфэна на фото 13.
13.

Восемнадцать лет Бай Сучжэнь была заточена в башне Лэйфэна. Но по прошествии этих лет Сяо Цин, обретя силу, победила Фа Хая (не без помощи будды Жулая). Башня Лэйфэн рухнула и семья женщины-оборотня Бай Сучжэнь и аптекаря Сюй Сяня воссоединилась. (на фото 14).

Рухнувшая башня дала свободу Бай Сучжэнь, поэтому когда в XVI веке японские пираты сожгли пагоду Лэйфэна, её не стали восстанавливать.
14.

Сейчас башня отстроена заново.
15.

Да, вот фото (уж что есть) буддийских реликвий, кт. хранились в основании башни Лэйфэна.
Cеребряная пагода индийского императора Аю (Indian imperor Ayu).
16.

Cтатуэтка будды Шакьямуни, восседающем на лотосе, в свою очередь стоящем на голове дракона
17.



Пагода Лэйфэна была построена в 977 году (время Северной Сун) правителем Тянь Хунчу в честь рождения его сына. Под пагодой было хранилище буддийских реликвий: серебряная пагода индийского императора Аю (Indian imperor Ayu), статуэтка будды Шакьямуни, восседающем на лотосе, в свою очередь стоящем на голове дракона и редкая, резная по дереву сутра. Старые фото этих реликвий представлены сейчас внутри пагоды, но вот куда они делись - не сказано.

Фото 1. было сделано с лодки на озере Сиху (Западном озере). Деревья, которые выглядят как голые подмосковные ёлки, поеденные жуком, не ёлки вовсе. Это болотный кипарис или таксодиум двурядны, на зиму сбрасывающий хвою. Выяснилось это благодаря kmaal


С пагодой Лэйфэна тесно связана красивая и одна из самых известных китайских легенд о любви "Белая змейка"

К башне Лэйфэна пристроен эскалатор для тех, кому лень подниматься пешком.

// china-shore.livejournal.com


Старая фотография башни Лэйфэна незадолго до крушения. Дело в том, что при поздних Минах, в конце XVI века, Ханчжоу подвергся нападению японских пиратов. Пираты сожгли башню, остался только её кирпичный остов, всё деревянные части пагоды сгорели. После пожара башню не восстанавливали, так она и стояла, обгоревшая, почти 500 лет. Почему? Об этом ниже.

// china-shore.livejournal.com


Во времена поздних Цин распространился слух, что части пагоды Лэйфэна защищают от злых духов, способствуют рождению сыновей и помогают в деле разведения шелковичных червей. Конечно, народ стал разбирать пагоду на обереги и амулеты.

В 1924 году башня рухнула. На фото 4 - то, что осталось от древней башни. Над её остатками в 2002 году возвели новую башню Лэйфэна.

// china-shore.livejournal.com


Внутри башни - лифт, который поднимет вас на 4-ый, 3-й, 2-ой этаж. Вид на Ханчжоу с 4-ого этажа башни Лэйфэна - на фото 5 и 6.

На фото 5. Краешек Западного озера. Фото 1 (до ката) снято с части той озера, что справа на фото. Вон они ёлки, кт. не ёлки, а болотные кипарисы.

// china-shore.livejournal.com


Островок на озере (фото 6) - чудное место, называется остров Трех прудов, отражающих луну. Можно купить билет на теплоходик, идущий на остров с разных сторон озера а потом с него отправится в разные же стороны на теплоходике. Стоит это удовольствие 70 (или 75, точно не помню) юаней на человека.

Слева на фото 6 - дамба Су, построена Су Дунпо - поэтом и губернатором Ханчжоу в 1089 году. gern_babushka13 прислала чудное, написанное поэтом Су Ши.

Дождь над Сиху перестал.
Осенняя даль чиста.
За осень на полшеста
Прибавилось здесь воды.

Я правлю в обратный путь
Один, не зная забот...
Пускай же мой утлый челн
Укачивает волна!
Су Ши (Су Дунпо)

// china-shore.livejournal.com


Ну и о том, почему башню Лэйфэна не восстанавливали, хотя её не забыли, она была очень известным, популярным местом. Императоры Канси (1654 - 1722) и Цяньлун (1711 -1799) посещали башню несколько раз и делали надписи, ей посвященные.

Не восстанавливали башню потому, что с башней и её разрушением связана очень популярная легенда "Белая змейка". Легенда в вырезанных картинках представлена на одном из этажей современной башни Лэйфэна. Их и буду использовать для повествования.

Белая и Синяя змейки - сестры. Много лет они занимались самосовершенствованием и стали Небожительницами. Но на Небе им стало скучно и они сбежали на землю постичь жизнь людскую.

На фото 7. - Небожители, наблюдающие за полетом Белой змейки на землю. Справа на фото многие узнают Восемь Бессмертных. На троне Матушка Владычица Запада с посохом-драконом в руке и в головным уборе-занавеске, какие носили правители в старом Китае.

// china-shore.livejournal.com


Белая змейка, в человеческом обличье носившая имя Бай Сучжэнь, летит с Небес на Землю, глупышка....

// china-shore.livejournal.com


На земле Синяя змейка, сестра Белой змейки, стала служанкой по имени Сяо Цин, она не накопила так много заслуг, как сестра. Девушки поселились в Ханчжоу. На прогулке в день праздника Цинмин (день поминовения усопших), у Сломанного моста на озере Сиху (ещё одно знаменитое место в нынешнем Ханчжоу) девушки встретили молодого человека Сюй Сяня, помощника аптекаря. Сяо Цин, увидев, что молодой человек понравился сестре, волшебством вызвала дождь. Сюй Сянь укрыл девушкек под навесом своей лодки и одолжил зонтик, взяв адрес девушек. Встреча у Сломанного моста и зонтик как повод для знакомства - популярная тема китайских картин.

// china-shore.livejournal.com


Вскоре Бай Сучжэнь и Сюй Сянь поженились, перехали в Чжэньцзян и открыли свою аптеку. Бай Сучжэнь забеременела. Молодые были счастливы, но тут в историю вмешивается буддийский монах Фа Хай. В прошлой жизни он был огромной черепахой во дворце на Небе и стащил у Будды Жулая три драгоценных, волшебных предмета: накидку, посох в виде дракона и золотую чашу. Он поселился в монастыре Цзиньшань и наслал на людей лихорадку, чтобы те приносили в монастырь побольше пожертвований. Но аптекарь Сюй Сянь и его жена Бай Сучжэнь успешно справлялись с лихорадкой и Фа Хай был рассержен.

Фа Хай сказал Сюй Сянь, что его жена - нечистая сила, оборотень. В день китайского праздника Драконих лодок, наряду с прочим, принято пить вино с реальгаром (моносульфидом мышьяка). Реальгар, как считается, защищает от нечистой силы. Это вино и подал жене Сюй Сянь. Бай Сучжэнь под действием реальгара приняла облик большой белой змеи. Пораженный Сюй Сянь упал замертво (вот он лежит на фото 10).

// china-shore.livejournal.com


Бай Сучжэнь спасла мужа, выкрав для него зелье с горы Кунлун и сразившись с Небожителями по пути.

Монах Фа Хань заманил Сюй Сяня в монастырь и запер его там, уговаривая стать буддийским монахом. Бай Сучжэнь и Сяо Цин спешат на помощь Сюй Сяню. Они поднимают на сражение с Фа Ханем жителей реки креветок, крабов, черепах (на фото 11). Но они не справились с Фа Ханем, обладателем трех волшебных предметов. Сюй Сянь убедился в том, что его жена - нечистая сила.

// china-shore.livejournal.com


Девушки возвращаются в Ханчжоу. Сюй Сянь сбегает из монастыря и тоже приезжает в Ханчжоу, где он вновь встречает свою жену и её сестру у Сломанного моста на озере Сиху. Синяя змейка (Сяо Цин) в гневе поднимает мечь на мужа сестры за то, что тот был так мягкотел (на фото 12). Но Бай Сучжэнь прощает мужа и они вновь счастливы вместе. У них рождается сын.

Озеро Сиху у города Ханчжоу много веков назад было столь же красиво, как и сейчас. И вот как-то весной, в равноденствие, в то чудесное время, когда на озере нежно зеленеют ивы, а воздух наполнен волшебным ароматом распустившихся цветков персика, появился у озера небожитель Люй Дунбин. Любуясь пейзажем, он решил немного развлечься. Превратился в старого торговца варениками тантуань и стал зазывать покупателей.

Один человек купил тантуань своему маленькому сынишке. Съел тот вареник и потом уже не хотел есть. Прошло три дня. Отец забеспокоился и побежал с сынишкой на руках к мосту Дуаньцяо искать торговца, с которым там встретился. Старик будто его там ждал. Отец попросил его все вернуть, как было. Люй Дунбин улыбнулся, взял малыша у обеспокоенного отца и поднялся на мост. Там он вдруг перевернул малыша вверх ногами и закричал: «Выйди!» И вареник целым, будто не прошло трех дней, упал в озеро.

Это был непростой вареник, а пилюля бессмертия. Зная его истинную природу, за ним сразу же устремились Волшебная Черепаха и Белая Змейка, жившие здесь. Пятьсот лет они постигали искусство долголетия, и силы их были равны. Белая Змейка проглотила пилюлю бессмертия, и волшебное мастерство ее удвоилось.

Быстро прошли 18 лет.

Белая змейка захотела найти того мальчика, который уже стал юношей. Она обернулась девушкой, прекрасной, как только что распустившийся цветок белого лотоса. И решила называться барышней Бай (белая).

Как-то барышня Бай проходила мимо дамбы Суди. Смотрит: какой-то нищий старик продает там маленькую зеленую змейку. И та горько-горько плачет. Барышня пожалела ее, купила и отнесла к озеру, чтобы выпустить змейку на свободу. Вдруг над гладью воды взвилась легкая зеленая дымка и перед ней предстала совсем юная девушка в зеленом платье. Она назвала себя Сяо Цин. Девушки решили стать сестрами: Барышня Бай – старшей, Сяо Цин – младшей.

Однажды девушки гуляли около дамбы Байди и моста Дуаньцяо озера Сиху и вдруг увидели красивого юношу. Парень сидел на большой раскидистой иве и смотрел красочное уличное представление. Барышня Бай вскрикнула от радости: она узнала в юноше того самого мальчика с тантуань, которого так давно мечтала найти. Девушка решила колдовством и хитростью заставить его спуститься. И вот что придумала! Неожиданно сгустились черные тучи, небо раскололи молнии, загремели страшные раскаты грома. Все разбежались, а парень слез с дерева. Но он к огорчению девушки не остался возле него, а поспешил к озеру и подозвал лодку, которая сразу же отчалила. Тогда Бай и Сяо Цин с берега начали кричать, махать руками, умолять, чтобы их взяли тоже. Парень выглянул из каюты, увидел на берегу озера двух несчастных девушек, дрожащих от холода и промокших до нитки. Юноша попросил лодочника вернуться и взять девушек. После многочисленных благодарностей, Сяо Цин спросила, как зовут их доброго спасителя. Юноша рассказал, как в детстве на здешнем мосту Дуаньцяо судьба свела его с небожителем, и с тех пор его прозвали Сюй Сянь (Небожитель Сюй). У него жены нет, живет у старшей сестры, вместе с ее семьей. Дом их возле ворот Цинбомэнь. Сяо Цин засмеялась, хлопнула в ладоши и сказала: «Это судьба! Моя сестра тоже одна, без мужа. Трудно жить без поддержки и опоры!» И добавила: «Вы просто созданы друг для друга». От этих слов юноша сильно покраснел, а Бай смущенно опустила голову: Они это уже поняли, потому что с первого взгляда сильно полюбили друг друга. Свадьба не заставила себя долго ждать. Оставаться в семье у сестры Сюй Сянь посчитал неудобным, и супруги переехали в Чженьцзян, взяв с собою и юную Сяо Цин.

В Чженьцзяне они открыли аптеку «Баохэтан». Барышня Бай составляла чудодейственные рецепты, ее муж готовил лекарства. У бедных денег не брали. Скоро об аптеке стали говорить. Слава ее росла. Все казалось было хорошо, но тут в дом постучалась беда.

В день Праздника начала лета младшая сестричка стала уговаривать Бай пойти в горы, чтобы переждать опасное для них полуденное время. Но Белая Змейка надеялась на свои тысячелетние волшебные силы, да и не хотела беспокоить мужа, если они уйдут вдвоем. Тогда Сяо Цин ушла одна. А Сюй Сянь предложил жене, которая была в положении, выпить особого вина, которое полезно и для матери, и для будущего ребенка, а к тому же еще и изгоняет духов. Ох, как не хотела пить это вино Белая Змейка. Она же не была простым человеком, и вино это было для нее совсем даже не полезно. Но она не хотела расстроить мужа. А после вина вдруг тело ее сильно ослабло, голова закружилась, и она еле дошла до кровати. А когда через некоторое время Сюй Сянь подошел к кровати и откинул ее полог - жены там уже не нашел: в постели спала крепким сном свернувшаяся в кольцо белая змея. Сюй Сянь в испуге закричал и упал замертво.

Когда Сяо Цин вернулась, в доме ее встретила одна мертвая тишина. Она в беспокойстве обежала дом, увидела на полу тело Сюй Сянь а около него в постели спящую в своем прежнем образе Белую Змейку, и тот час все поняла. Она с трудом разбудила старшую сестру. Бай ужаснулась, увидев бездыханное тело мужа. «Я не знаю здесь ни одного лекарства, способного вернуть его к жизни», - грустно сказала она. «Я полечу в горы Куньлунь за единственным, что его может спасти – за травой бессмертия. Ты останешься здесь присматривать за всем». Белая Змейка села на облако и полетела на гору Куньлунь – обитель бессмертных. Она без труда нашла красную волшебную траву линчжи. Но только сорвала травинку, как на нее накинулся белый журавль, охраняющий траву бессмертия. Рядом появился Бессмертный Южного предела. Девушка, заливаясь слезами, стала умолять его: «Почтенный и благородный старец! Разрешите мне взять всего лишь одну эту травинку, чтобы воскресить моего любимого». Старец кивком головы выразил свое согласие, и Бай беспрепятственно вернулась домой, неся у груди чудесную травинку линчжи.

Волшебная трава вернула жизнь в тело Сюй Сянь. А тот, решив, что девушки ничего не знают о причине его внезапного обморока (а он думал, что это был простой недолгий обморок и ничего больше), только через три дня рассказал им о виденной им змее и об испуге. Белая Змейка напустила на лицо большое удивление: «А я уж и не знала, что и подумать! Ну, скажи, как такая простая женщина как я, может превратиться в змею? Тебе просто показалось». А ее младшая сестричка Сяо Цин добавила: «Наверно Вам привиделся Цан Луна (зеленый дракон) – а это к прибавлению семьи и очень хорошо!» Через некоторое время Сюй Сянь поверил, что ему все действительно померещилось, и супруги вновь зажили в любви и согласии, будто ничего и не было.

А что же было с Черепахой?

После того, как Белая Змейка, опередив Черепаху, проглотила Пилюлю Бессмертия и стала вдвое сильнее своего многовекового врага, Черепаха удалилась в Западные пределы, затаив злобу и желание отомстить.

Однажды, пользуясь случаем, она украла у заснувшего Будды Татхагата три его драгоценности: Золотую чашу, рясу и буддийский посох. Обернулась монахом, назвалась именем Фа Хай и пришла в монастырь Цзиньшаньсы и через некоторое время стала его настоятелем. Людям не стало нравиться посещать этот храм. Однажды, разгневавшись на то, что в храме мало горит свечей, его настоятель (Черепаха) наслал на город болезни. Настоятель рассчитывал, что все люди в испуге побегут в храм и его состояние преумножиться. Но не тут-то было! Люди знали, где найти спасение. Они побежали в аптеку Бай и ее супруга. Чудодейственные пилюли сразу приостановили все болезни! Одев одежду бродячего монаха, Фа Хай пошел посмотреть на прославленную аптеку «Баохэтан», продающую столь сильные лекарства. Злости его не было предела, когда в девушке, писавшей чудодейственные рецепты, он узнал Белую Змейку! Старая злость вспыхнула с новой силой. Подождав окончания работы аптеки, и когда Бай уже поднялась наверх, монах прошмыгнул во внутрь и направился прямо к Сюй Сянь. «Ах, Благодетель, пятнадцатого числа седьмого месяца в монастыре Цзиньшаньсы будет служба. Приходите помолиться, чтобы вернуться на путь истины». Сюй Сянь подал монаху милостыню и обещал обязательно прийти.

В назначенный день Сюй Сянь был в храме. Фа Хай сразу же, как увидел его, стал нашептывать: «Ты не знаешь кто твоя жена! Она - оборотень. Ты должен стать монахом». Сюй Сянь не поверил ему и не согласился. Тогда Фа Хай силой запер его в монастыре.

Белая Змейка вместе с Сяо Цин в напрасных долгих ожиданиях Сюй Сяня пришли за ним в монастырь. Но настоятель монастыря даже не стал с ними разговаривать. Вместо этого ударил посохом. Волшебное знание подсказало Бай, что перед ней ее главный старый враг. Вынула она из волос волшебную шпильку – и мгновенно в монастырь хлынули потоки воды. Тогда Фа Хай скинул с себя рясу и бросил ее за ворота монастыря – за воротами выросла дамба и преградила путь воде. Белая змейка поняла, что нет у неё оружия против Фа Хай. К тому же вот-вот должен был появиться на свет ее первенец. Вместе с Сян Цин вернулась она к озеру и стала думать, что делать дальше. Как отомстить коварной Черепахе?

А тем временем, Сюй Сянь с помощью хитрости убежал из монастыря. Не найдя жены дома и поняв, что ее нет уже давно, он вернулся в Ханчжоу. Грустно ходил по тем местам, где ходили они вместе. Однажды, поднявшись на мост Дуаньцяо (с которого и началась наша история), залился слезами: «Где же мне теперь тебя искать, моя жена?»

Хоть Белая Змейка и Сяо Цин и жили теперь на дне озера, но на то они и волшебницы. Через толщу воды они услышали голос Сюй Сяня и поспешили предстать перед ним. Не стоит, наверно, рассказывать, как все были счастливы. Они пошли в дом старшей сестры Сюй Сянь. Время протекло быстро. Вот уже и Новый год позади, а в праздник Юаньсяо Белая змейка родила здорового, крепкого малыша. И у всех родных счастью не было предела.

Когда сыну исполнился месяц – по китайскому обычаю, Бай должна была показать его родным и друзьям. Сюй Сянь вдруг вспомнил, что все украшения жены они бросили в Чженьцзяне. И тут на улице раздался крик торговца: «Продаю золотой венец феникса! Кому чудесное украшение?» «Вот вовремя», - подумал счастливый муж и бросился на улицу к торговцу. Венец очень понравился Белой Змейке, и она сразу же примерила его. Кто мог подумать, что венец этот был не простой. Фа Хай превратил в него сворованную когда-то у Будды золотую чашу и обернулся торговцем. Если этот венец надеть, то назад уже не снимешь: он все туже и туже стягивает голову. Бай почувствовала страшную боль, перед глазами все поплыло, замелькало, и она упала без чувств на пол. Муж в отчаянии бросился к жене, стараясь чем-то помочь. И тут перед ним появился Фа Хай: «Благодетель, я пришел, чтобы освободить тебя от оборотня». Он дунул на венец, и тот опять превратился в золотую чашу, и та засияла ослепительным блеском, что совсем скрыла Белую Змейку. Бросился было Сюй Сянь на Фа Хая, но услышал умоляющий голос своей Бай: «Прошу тебя, любимый, уходи! Сбереги и вырасти нашего сына. Сяо Цин, сестра моя! Уходи быстрей! Ты сейчас не в силах одолеть Фа Хая, наберись мастерства и отомсти за меня, когда сможешь». Голос становился все тише, она все уменьшалась пока не превратилась в белую змею. Фа Хай посадил ее в золотую чашу и исчез. Он возвел пагоду Лэйфэнта на вершине Горы Грома рядом с монастырем «чистоты и милосердия». В ней он замуровал чашу с Белой Змейкой.

Так прошло несколько лет. Сяо Цин за это время стала мастером боевого искусства. Когда она поняла, что уже в состоянии отомстить за свою названную старшую сестру Белую Змейку, то стала искать Фа Хая. А когда нашла, то три дня и три ночи длилась их битва. Никто не мог победить. Звон оружия долетел до неба и прервал многолетний сон Будды. Он открыл глаза и увидел свои волшебные сокровища – рясу и посох, которые когда-то украл Фа Хай. И вернул их на место. Разрушил пагоду Лэйфэнта и вознес на небо свою золотую чашу. Белая Змейка еле успела выпрыгнуть из нее и бросилась на помощь младшей сестре. Фа Хай, лишенный трех волшебных вещей, понял, что своими силами не выиграет битву и полетел на Небо упрашивать Будду Татхагата спасти его. Но Будда даже не захотел слушать и гневно столкнул лжемонаха, и тот с небес упал прямо в озеро Сиху. Белая змейка вынула из волос свою волшебную золотую заколку, та блеснула – и озеро мгновенно пересохло. Негде укрыться оборотню! Вдруг появился огромный краб и втянул в себя монаха Фа Хая. Трудно крабу стало ползать как раньше, вот и стал ползать с тех пор боком, а потом и все крабы так стали. А еще когда ешь краба, вскрывая его спинной панцирь, то можно в нем разглядеть что-то похожее на бритоголового монаха. Это чтобы напомнить людям историю о Белой Змейке.