Сикстинская капелла в Ватикане: венец творения Микеладжело. Что такое сикстинская капелла микеланджело Сикстинская капелла потолок сюжеты

Август 9, 2019

Апостольском дворце, являющимся официальной резиденцией Папы, находится одна из величайших художественных и культурных ценностей Ватикана – часовня Успения Пресвятой Девы Марии. Более известная как Сикстинская капелла, часовня прославилась, прежде всего, фресками, украшающими ее интерьер и потолок.

Возможно Вас заинтересует:


Сикстинская капелла названа так в честь папы Сикста IV делла Ровере (1471-1484). Он решил построить новое здание на месте, где раньше находилась часовня папы Николая V постройки 1368 года, и известная как капелла Магна. В то время старая часовня использовалась для общественных собраний членов папского двора и уже с трудом вмещала в своих стенах более 200 человек – кардиналов, представителей религиозных орденов и важных семей, большого числа мирян и служащих.

Папа Сикст IV


Кроме того, из-за напряженных отношений между Папой и семейством Медичи – в те времена правителями Флоренции – новое здание задумывалось еще как небольшая крепость в качестве оборонительной структуры.

Здание Сикстинской капеллы


Проект, разработанный архитектором Baccio Pontelli, предусматривал использование фундамента предыдущего здания и трети высоты существующих средневековых стен. По мнению некоторых исследователей, размеры зала Сикстинской капеллы (40,23 метра в длину, 13,4 метра в ширину и 20,7 м в высоту) были скопированы с большого храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 г.н.э.

Храм Соломона в Иерусалиме. Реконструкция


Строительство капеллы, начатое в 1475 году, провозглашенного Сикстом IV Юбилейным, было практически завершено к весне 1481 года. Потолок часовни оформил итальянский художник Пирматтео Лауро ди Амелио (1445 – 1503), украсив его золотыми звездами на синем фоне.

Потолок часовни художника Пирматтео Лауро ди Амелио. Гравюра XIX в.


Для росписи стен помещения Папа вызывал из Флоренции самых знаменитых художников – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Синьорелли, а также мастеров из Умбрии – Пьетро Перуджино и Пинтуриккио. Живописцы украсили боковые стены Сикстинской капеллы фресками, сюжеты которых были взяты из библейской истории и освещали некоторые эпизоды из жизни Моисея и Иисуса Христа.





Изготовленные скульпторами Mino da Fiesoli, Andrea Brego и Giovanni Dalmata изысканные мраморные балюстрады, увенчанные канделябрами, первоначально разделяли всю площадь часовни на две равные части. Пространство в пределах святилища возле алтаря было предназначено для членов папского двора, а остальная часть помещения отводилась для паломников и верующих мирян. В конце XVI века балюстрада была несколько отодвинута назад, чтобы расширить площадку для священнослужителей.

Балюстрада Сикстинской капеллы


15 августа 1483 года, в праздник Успения Святой Богородицы, Сикстинская капелла была освящена Папой. В ней, как и в прежней часовне, проводились литургии и самые торжественные церемонии. И по сей день здесь, в особых случаях, собирается высшее духовенство.

Заседание Высшего Совета Кардиналов


Весной 1504 года, в результате проседания южной стены часовни, на ее своде образовалась большая открытая трещина, повредившая роспись потолка Сикстинской капеллы. Племянник Сикста IV папа Юлий II, возглавивший папский престол (1503 – 1513), обратился к (1475 – 1564), чтобы тот смог как-то исправить разрушенную роспись свода. Письмо, направленное мастеру, было своего рода актом примирения в возникших разногласиях с Микеланджело, в результате которых скульптор покинул Рим.

Приняв предложение Папы, он приступил к выполнению нового заказа в 1508 году. После четырех лет работы, 31 октября 1512 года новая роспись свода Сикстинской капеллы была обнародована для прихожан. На 512 квадратных метрах потолка художник воспроизвел сцены из Книги Бытия, затрагивающие темы истории человечества в период, предшествующий приходу Иисуса Христа.



Фрагмент свода Сикстинской капеллы, украшенный фресками Микеланджело


В 1532г., более двадцати лет спустя, от папы Климента VII поступила просьба сделать новую роспись над алтарем часовни, стена за которым покрылась трещинами из-за продолжающейся усадки здания. Микеланджело работал над своей одной из самых знаменитых фресок с 1536 по 1541гг, закончив ее в возрасте 66 лет. Считается, что он выполнил все работы самостоятельно, без помощи других художников и помощников. Картина «Страшный суд», охватывая всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы площадью более 200 квадратных метров, содержит около 390 фигур. Представленная мастером тема росписи раскрывает неизбежную судьбу каждого человека в этом мире, над которым Бог является абсолютным судьей и арбитром.

Фреска Микеланджело «Страшный суд» над алтарем Сикстинской капеллы (1508-1512)


Это интересно!

Фреска стала предметом острого конфликта между Микеланджело и кардиналом Карафом, обвинившим художника в безнравственности из-за обнаженной натуры многих изображенных на ней фигур. Церемониймейстер Папы Бьяджо да Чезена говорил, что «в таком священном месте, как папская капелла не должно быть подобного позора, а эта работа более всего подходит для общественной бани или таверны».


Фрагмент фрески Микеланджело «Страшный суд»


В 1564г, вскоре после смерти Микеланджело, Совет Трента осудил наготу в религиозном искусстве. Было принято решение удалить фрески, воспринимавшиеся как аморальные. Однако этому помешала смерть папы Пия IV в конце 1565г, так как Сикстинскую капеллу необходимо было максимально быстро подготовить для избрания нового понтифика. Гениталии решили закрасить, поручив эту работу художнику Даниэле да Вольтерра, за что он получил уничижительное прозвище «il Braghettone», то есть «художник штанов».

Фрагмент фрески «Страшный суд»


С течением времени копоть свечей и накопившаяся за многие столетия грязь настолько ухудшили состояние фресок, что с 1980 года Сикстинская капелла была полностью закрыта на реставрацию, которая продолжалась до 1994 года. Удаленный слой грязи высветил неожиданно яркие цвета, возродив краски, нанесенные художниками в эпоху Ренессанса.

Фреска «Пророк Даниил» до и после реставрации


Официальное открытие всей восстановленной часовни состоялось 11 декабря 1999 г, став всемирно известным событием в канун Юбилейного года, провозглашенного папой Иоанном Павлом II.

Сикстинская капелла – жемчужина Ватикана


Давайте проанализируем все эти странности.

Итак, что же скрывал Микеланджело, когда расписывал потолок Сикстинской капеллы?

Одной из лучших фресок плафона капеллы является «Сотворение Адама».

Микеланджело. “Сотворение Адама” (1511).
Фреска плафона Сикстинской капеллы

Облокотившись на правую руку, на земле полулежит молодое и красивое, но ещё не одухотворённое тело первого человека. Летящий в окружении сонма бескрылых ангелов Творец Саваоф протягивает свою десницу к левой руке Адама. Ещё мгновение – их пальцы соприкоснутся, и тело Адама оживёт, обретя душу. Описывая эту фреску, искусствоведы обычно отмечают, что Саваоф и ангелы, объединённые в единое целое, очень удачно вписываются в картину, уравновешивая левую часть фрески. И всё.

Однако, вглядевшись внимательнее в то, что создал художник, вдруг понимаешь, что Адама оживляет Господь, изображённый не только в виде бородатого старца, окружённого ангелами, но и в образе огромного мозга, повторяющего в деталях строение головного мозга человека.


Сравнение фрагмента фрески
“Сотворение Адама”
с изображением головного мозга человека

Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске мысль о том, что одухотворение было совершено Высшим разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул своим современникам, что он на самом деле изобразил? Объяснение напрашивается само собой. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. И если бы семнадцатилетнего Буонарроти поймали, когда он изучал анатомию, тайно вскрывая трупы в покойницкой монастыря Санто Спирито во Флоренции, то уже на следующий день его собственный труп висел бы в проёме окна на третьем этаже дворца Синьории, и мир никогда не увидел бы будущих шедевров Микеланджело. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Но, несмотря на такой большой срок, поражает правильность, с которой Микеланджело изобразил извилины и борозды головного мозга человека.

Впервые сходство фрески «Сотворение Адама» с головным мозгом человека заметил американский врач Мешбергер (Meshberger) в 1990 году. Но он пришел к выводу, что великий мастер изобразил внутреннее строение мозга. Мне впервые удалось обнаружить, что Микеланджело показал на фреске наружную поверхность мозга и с большой точностью отобразил извилины и борозды.


Наружная поверхнсть человеческого мозга

Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина. Профиль одного из ангелов повторяет центральную, или роландову, борозду, являющуюся границей между лобной и теменной долями мозга. И наконец, головы двух ангелов за спиной создателя – это не что иное, как надкраевая и угловая извилины. Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком. Поэтому, когда при вскрытии Микеланджело вынимал мозг из черепной коробки, он разрушал мозжечок. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.

Слишком много совпадений в деталях фрески с извилинами и бороздами мозга не могут быть объяснены простыми случайностями.

Но и это ещё не всё. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Американский писатель Ирвинг Стоун, написавший замечательный биографический роман о Микеланджело, вкладывает в его уста такие слова: «Я считаю, что вся красота, вся телесная мощь заключена в мужчине. Погляди на него, когда он в движении, когда он прыгает, борется, кидает копьё, пашет, вздымает ношу: вся мускулатура, все сочленения, принимающие на себя натугу и тяжесть, распределены у него с необыкновенной соразмерностью. А что касается женщины, то, на мой взгляд, она может быть прекрасной и волнующей только в состоянии абсолютного покоя». Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.


Микеланджело. “Кумская Сивилла” (1510).
Фреска на плафоне Сикстинской капеллы

Микеланджело создает обнажёнными Вакха, Давида, группу воинов на картоне «Битва при Кашине», рабов для гробницы Юлия II, скульптуры в капелле Медичи, многие фигуры на фресках Сикстинской капеллы. Он изображает голым даже Христа!


Микеланджело. «Давид» (1501–1504). Флоренция


Микеланджело. “Битва при Кашине” (1542)

Например, скульптуры «Распятие» (1494) в церкви Санто Спирито во Флоренции и «Воскресший Христос» (1519–1520) в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме представляют Бога Сына полностью обнажённым .


Микеланджело. “Распятие” (1494) в церкви
Санто Спирито во Флоренции

Микеланджело. “Воскресший Христос” (1519–1520)
в церкви Санта Мария сопра Миневра в Риме.
Репродукция из книги 1977 года издания

Не только Христос, но и Богоматерь, а также все святые на фреске «Страшный суд» были изображены Микеланджело без одежды. Позже, когда выдающегося художника Паоло Веронезе (1528–1588) привлекли к суду инквизиции за вольность его произведения «Пир у Симона-фарисея», подсудимый, защищаясь, сослался на «Страшный суд». Ромен Роллан в своей книге о жизни Микеланджело приводит слова Веронезе на суде: «Я признаю, что это дурно, но повторяю то, что уже говорил: мой долг следовать примеру моих учителей. Микеланджело в папской капелле в Риме изобразил Спасителя, его пречистую мать, святого Иоанна, святого Петра и других угодников, причём представил их всех нагими, даже пресвятую деву Марию, и в позах отнюдь не канонических…»

Бернард Беренсон (1865–1959), действительный член Американской академии искусств и литературы, который большую часть жизни прожил в Италии, так писал о творчестве Микеланджело: «Его страстью была обнажённая натура, его идеалом – сила. Смирение и терпение были так же незнакомы Микеланджело, как и Данте, как гениальным творческим натурам всех эпох. Даже испытывая эти чувства, он не сумел бы их выразить, ибо его обнажённые фигуры полны мощи, но не слабости, ужаса, но не боязни, отчаяния, но не покорности».

Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Благодаря этому юный художник был с детства окружён произведениями античного искусства, присутствовал при философских диспутах флорентийской Платоновской академии. На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии.


Портреты неоплатоников Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Кристофоро Ландино и Деметриоса Халкондилеса.
Фрагмент фрески Доменико Гирландайо из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1486–1490).

Фичино переработал платонизм и мистические учения поздней античности и толковал их в духе приспособления к основным догматам христианства. Его апология земной красоты и достоинства человека способствовала преодолению средневекового аскетизма и оказала влияние на развитие изобразительного искусства и литературы. Пико утверждал, что каждый человек соединяет в себе земное, животное и Божественное начала. В рассуждениях Фичино, Пико и других проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека. Фичино, отвергая христианский аскетизм, истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957; Лосев, 1960; Горфункель, 1970; Лавриненко, Ратникова, 1999).

Преклонение перед античностью тем не менее не вытеснило христианскую веру Микеланджело. И всю жизнь два враждебных мира, мир языческий и мир христианский, боролись за его душу.

Ромен Роллан пишет: «Великий творец дивно прекрасных форм, человек глубоко верующий, Микеланджело воспринимал телесную красоту как нечто божественное; красивое тело – это сам Бог, явившийся в телесной оболочке. И, как Моисей перед неопалимой купиной, Микеланджело приближался к этой красоте с благоговейным трепетом».

И поэтому в изображении детородных органов Микеланджело не видел ничего предосудительного. Он восхищался ими так же, как и другими частями тела человека – самого совершенного, с его точки зрения, существа, созданного по образу и подобию самого Господа. Но эту позицию было слишком трудно отстаивать в XVI веке! Церемониймейстер папы Павла III, Бьяджо да Чезена, так отозвался о «Страшном суде»:

«Полное бесстыдство – изображать в месте столь священном столько голых людей, которые, не стыдясь, показывают свои срамные части; такое произведение годится для бань и кабаков, а не для папской капеллы».

Микеланджело тут же поместил Чезену в преисподнюю в виде обнаженного Миноса с ослиными ушами. Тело Миноса обвито огромной змеёй, которая откусывает ему половой орган. А когда церемониймейстер попросил, чтобы папа приказал художнику убрать это изображение с фрески, Павел III ответил Чезене: «Если бы он поместил тебя хотя бы в чистилище, я бы ещё постарался вызволить, но он запрятал тебя в ад, а на ад моя власть не распространяется».


Микеланджело. Фрагмент фреси “Страшный Суд”

Но когда понтификом стал Павел IV, над «Страшным судом» сгустились тучи. Был момент, когда фреску собирались полностью уничтожить. К счастью, дело завершилось только «одеванием» некоторых обнаженных тел.

Другой известный факт: когда в 1504 году Микеланджело закончил во Флоренции работу над скульптурой обнажённого Давида, её пришлось охранять, так как Давида забрасывали камнями горожане. Целомудренная нагота Давида возмущала стыдливость флорентинцев. Был период, когда «нескромные части» скульптуры прикрывали золотыми листьями.

Шли века, а психология ханжества не менялась. Недавно была «одета» даже скульптура Воскресшего Христа.

Микеланджело. «Воскресший Христос» (1519–1520)
в церкви Санта Мария сопра Минерва в Риме.
Фото автора. Сентябрь 2005

Ни разу Микеланджело не позволил себе нарисовать обнажённым Бога Отца. Такое богохульство могло бы стоить ему жизни. А теперь внимательно всмотримся во фреску «Сотворение светил и растений». Так почему же Саваоф изображён со спины, и почему ткань так плотно облегает некоторые части тела? Давайте, ничего не дорисовывая, обведем линии Микеланджело.



Перевернём изображение –


Микеланджело. Фрагмент фрески
“Сотворение светил и растений”

Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Очевидно, что художник нарисовал огромный мужской детородный орган в состоянии возбуждения. Длина изображения почти полтора метра! Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Медикам известно, что у мужчин левое яичко часто опущено несколько ниже, чем правое, – что хорошо видно при осмотре мошонки: именно так яички подвешены на семенных канатиках. Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Микеланджело, досконально знавший анатомию, именно так изображает мошонку у скульптур “Давид” и “Воскресший Христос” . Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой . Совпадение даже таких мелких деталей не оставляет сомнений по поводу того, что изобразил художник.

В. Д. Дажина (1986), автор серии публикаций о Микеланджело, даже не подозревая о том, что в действительности изображено на фреске «Сотворение светил и растений», очень точно заметила, что эта живописная композиция «поражает силой выраженного в ней напряжения, возникшего как результат преодоления косной инертности материи». Пожалуй, лучше не скажешь.

Кроме того, на той же фреске мы видим изображение и женских гениталий, которые расположены как раз напротив мужского полового органа. Четко прорисованы клитор, малые и большие половые губы, половая щель.


Микеланджело. Фреска
“Сотворение светил и растений”


Микеланджело. Фрагмент фрески
“Сотворение светил и растений”

То, что Микеланджело зашифровал гигантские изображения половых органов, cовершенно ясно. Слишком много он дал нам подсказок для этого не только всем своим творчеством, но и конкретными символами Сикстинской капеллы. Это и изображения огромного количества обнажённых фигур на плафоне и алтарной стене капеллы, и голова змеи, недвусмысленно указывающая на половой орган Миноса, о чём уже было написано выше .

Почему же именно мозг и половые органы? Дело в том, что информация, передаваемая разумными существами последующим поколениям, может быть двух основных типов:

1. Генетическая, или наследственная, – переход которой от родителей к детям обеспечивается половыми органами. Половой член – это не что иное как «шприц», делающий инъекцию ДНК в организм будущей матери.

2. Ненаследственная, – переход которой от поколения к поколению обеспечивается головным мозгом, создающим новую информацию в виде произведений искусства, устных, рукописных и печатных текстов, а теперь еще и фильмов, компьютерных баз данных и т.д.

Поэтому ничего нет удивительного в том, что Микеланджело акцентировал внимание именно на половых органах и головном мозге.
Мысль великого мастера понятна: вначале творило оплодотворяющее начало (гениталии), и только потом включилось одухотворяющее начало (мозг, оживляющий тело человека).

Теперь становится ясным, почему Микеланджело так спокойно реагировал, когда Даниэле да Вольтерра по приказу папы уродовал драпировками «Страшный суд». Он просто смеялся в душе над мышиной возней слепцов, не увидевших главных символов на его фресках.
Микеланджело так и не смог при жизни открыть свою тайну. Над его головой навис меч инквизиции. Давайте вспомним, что в 1540 году в Риме был утвержден орден иезуитов, а в 1542 году основана конгрегация «святой инквизиции». Недруг Микеланджело, Пьетро Аретино, составил донос, в котором обвинил великого мастера в ереси. А еретикам – прямой путь на костер. Ромен Роллан так описывал это страшное для художника время: «Нашлось немало людей, которые громко возмущались “Страшным судом”. И, разумеется, всех больше кричал Аретино. Он написал наглейшее письмо, достойное Тартюфа. Аретино, по существу, грозил донести на художника входившей в силу инквизиции, “ибо меньшее преступление самому не верить, нежели столь дерзко посягать на веру других”. Это подлое письмо шантажиста, где всё самое святое для Микеланджело – вера, дружба, честь – подвергалось поруганию и втаптывалось в грязь, это письмо, которое он не в силах был читать без презрительного смеха и слёз унижения, Микеланджело оставил без ответа. Не случайно говорил он с уничтожающей иронией о некоторых своих врагах: “Стоит ли с ними бороться, не велика честь от такой победы!” И даже когда к суждению Аретино и Бьяджо о “Страшном суде” стали прислушиваться, художник ничего не предпринял, чтобы пресечь клевету».

Что мог Микеланджело? Только ответить своим искусством. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Об этом искусствовед А. А. Губер рассказывает следующее: «…На коже, которую держит в левой руке Варфоломей, нашли автопортрет самого Микеланджело, а в Варфоломее – сходство с Пьетро Аретино. Если это так, то можно только подивиться смелости Микеланджело: на одном из самых видных мест алтарной стены он изобразил под видом святого мученика своего главного врага с ножом в руке, содравшего кожу с него самого».


Микеланджело. Фрагмент фрески “Страшный Суд”
на алтарной стене Сикстинской капеллы

Великий мастер постоянно балансировал на лезвии бритвы. Но его всё-таки не тронули. От костра, яда, петли и ножа Микеланджело спасла только гениальность. Ведь папам нужно было возводить соборы и собственные гробницы, украшать великими фресками стены и потолки дворцов и капелл. Но если бы они узнали смысл главного зашифрованного послания, то Микеланджело ничего бы не помогло. Поэтому он вынужден был унести тайну с собой, надеясь только на нас – потомков.
Таким образом, в творчестве великого мастера мы обнаружили два приёма, которые в настоящее время хорошо известны и часто используются художниками-сюрреалистами. Первый получил название «двойное изображение» (по-английски известен как «double vision»), или «двусмысленное изображение», – когда, всмотревшись в картину, наблюдатель вдруг различает второй, часто скрытый смысл. У Микеланджело это скрытое изображение человеческого мозга. Другой приём более сложный: чтобы увидеть второй план, картину нужно повернуть на 180°, реже на 90° или другой угол. Эти картины получили название «изображения-перевёртыши». Мне удалось впервые обнаружить именно такое изображение на фреске Сикстинской капеллы «Сотворение светил и растений». Как уже было сказано, фреска датируется 1511 годом. Я не знаю более раннего использования перевёрнутых двойных изображений. По всей видимости, Микеланджело является создателем этого нового метода в мировом искусстве.
Творчество великого флорентинца внимательно изучал классик сюрреализма Сальвадор Дали (1904–1989). Об этом говорит хотя бы серия картин Дали, навеянных творчеством Микеланджело. Две из них по мотивам «Пьеты» и «Сотворения Адама» в качестве примера приведены ниже:


Сальвадор Дали. “Пьета” (1982)


Сальвадор Дали. «Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме (1982)

Приём двойных изображений широко используется в работах Дали. Это и «Незримый человек», и «Большой параноик», и «Исчезающие образы», и знаменитый «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера». А картина «Лебеди, отражённые в слонах» – не что иное как изображение-перевёртыш.


Сальвадор Дали. «Незримый человек» (1929)


Сальвадор Дали. «Большой параноик» (1936)


Сальвадор Дали. «Исчезающие образы» (1938)


Сальвадор Дали. «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1940)


Сальвадор Дали. «Лебеди, отражённые в слонах» (1937)

В качестве примеров двойных изображений и перевёртышей можно привести несколько образцов (ими сейчас наводнён Интернет), размещённых на сайте http://gluk.blin.com.ua . Некоторые из них снабжены весьма оригинальными подписями.


Рисунок американских психологов Э. Дж. Боринга
и Р. В. Липера. «Неоднозначная тёща» (1930).
Что Вы видите: молодую очаровательную женщину или старуху с огромным носом?


Ворона или рыбак с рыбой?


Изображение-перевёртыш с поворотом на 180˚.
Этот рисунок известен под названием «Красота и алкоголь», или «До и после шести кружек пива»


Лошадь-лягушка. Изображение-перевёртыш.
Чтобы увидеть лягушку, нужно перевернуть рисунок, но только на 90˚


Лицо девушки или цветы и бабочка?


Лицо девушки или две лошади?


Пейзаж или ребёнок в утробе матери?


Голова американского индейца или эскимос у входа в жилище?


Георгий Победоносец.
Лицо или битва со змеем?


“Любовь клоуна”


“ОБщество. Портрет.”


Солдат или лошадь?
Изображение-перевёртыш с поворотом на 180˚


Старик или кто-то другой?

Говоря о двойных изображениях, нельзя не вспомнить творчество ещё одного художника XVI века – Джузеппе Арчимбольдо (1527–1593). Он родился в Милане, но большую часть своей жизни провёл в Праге, на службе у императоров династии Габсбургов. Начиная с 1563 года, Джузеппе создаёт серию необычных картин, представляющих собой двойные изображения. Это портреты, составленные из фруктов, цветов, овощей, рыб, птиц, млекопитающих, книг, предметов быта и т. д.


Джузеппе Арчимбольдо. «Лето» (1563)


Джузеппе Арчимбольдо. «Земля» (1570)

Арчимбольдо использовал и приём изображений-перевёртышей, но это было более чем через 50 лет после аналогичного новаторства в творчестве Микеланджело.


Джузеппе Арчимбольдо. «Повар-Натюрморт» (1567)


Джузеппе Арчимбольдо. «Повар-Натюрморт» (в перевернутом виде)


Джузеппе Арчимбольдо. «Ортолано», или «Садовник-Натюрморт», (1590). Кремона. Изображение-перевёртыш. Чтобы увидеть садовника, нужно перевернуть картину на 180˚.


Джузеппе Арчимбольдо. «Ортолано», или «Садовник-Натюрморт», (1590). Кремона. Изображение-перевёртыш. (в перевернутом виде)

Сальвадор Дали назвал Джузеппе Арчимбольдо предтечей сюрреализма. Я готов утверждать, что предтечей сюрреализма на самом деле был великий Микеланджело. Он раньше Арчимбольдо стал использовать двойные изображения и изображения-первёртыши. Только в отличие от Арчимбольдо он вкладывал в двойственность своих шедевров глубокий философский смысл.

Прочитав вышеизложенное, читатель может спросить: “А можно ли найти закодированную информацию в других произведениях Микеланджело?” Ведь трудно предположить, что только в Сикстинской капелле мастер поместил тайные символы. Анализируя творчество гениального флорентинца, понимаешь, что почти в каждом из его произведений есть свой секрет. Причем многое уже хорошо известно искусствоведам. Рассмотрим скульптуру «Пьета»


Микеланджело. “Пьета” (1499)

Богоматерь держит на коленях тело тридцатитрёхлетнего Иисуса. Но давайте взглянем на лицо Мадонны. Мы увидим, что Микеланджело изобразил мать, которая моложе своего сына! Когда скульптора спросили: “Как это может быть?” Микеланджело ответил“Девственность дарует свежесть и вечную молодость” . Молодость Богоматери – это символ победы над временем и смертью.

Скульптура Давид идеально пропорциональна; однако, взгляд наблюдателя приковывает кисть правой руки, сжимающая камень, который через мгновение сразит Голиафа. Дело в том, что Микеланджело специально изобразил правую кисть в большем масштабе по сравнению с другими частями тела. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена! Кроме того, имеется ещё одна манипуляция с возрастом. В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. Он настолько мал, что ему приходится сражаться с врагом без одежды, так как для него оказались велики доспехи царя Саула. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело. Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. Он больше похож на Геракла или Аполлона. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4,54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.


Донателло. «Давид»

Еще один секрет есть в скульптуре, изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Мастер данным приёмом продемонстрировал своё полное безразличие к реальному облику изображаемого человека, выразив таким образом равнодушие к нему как персонажу истории. Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять» .


Микеланджело. «Джулиано Медичи герцог Немурский» (ок. 1533) в капелле Медичи. Флоренция

О символах фрески «Страшный суд» мы уже писали выше: здесь и Бьяджо да Чезена в образе обнажённого Миноса, теряющего на глазах зрителя своё мужское достоинство, и подлец Аретино, содравший кожу с самого художника.
И, наконец, возьмём первую скульптурную работу Микеланджело – рельеф «Мадонна у лестницы». На переднем плане сидит Богоматерь с младенцем Иисусом. Позади неё видна лестница, на которой стоит, опершись о перила мальчик Иоанн (которому в будущем предстоит стать Иоанном Крестителем). Композиция построена так, что брус перил, напоминающий основание креста, на котором будет распят Иисус, упирается в ладонь Марии. Правая рука Иоанна, расположенная перпендикулярно перилам, усиливает сходство всей конструкции с крестом. Идея символа такова: Мария приняла на себя всю тяжесть креста, который будет (и она это знает) орудием убийства её единственного Сына. Эта работа была создана в 1490 году. Начинающему скульптору было всего пятнадцать лет!


Микеланджело. «Мадонна у лестницы» (ок. 1490). Флоренция.

А последними словами восьмидесятидевятилетнего Микеланджело на смертном одре были: «Как жаль, что я должен умереть, когда только начал читать по слогам в своей профессии».

Можно только с грустью добавить: «Как жаль, что только через пятьсот лет мы учимся читать по слогам то, что подарил нам великий Мастер».

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного . Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы (Michelangelo Buonarroti), (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).

  • Рекомендуем посетить:
  • Смотрите также: ?
  • Вам пригодится:

Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.

Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).

Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них - предназначались для нужд церкви, а верхний - галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м - длиной, 13,4 м - шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.

Росписи


Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.

Флорентийцы

Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.

В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.

Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо .

Потолок


Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.

Вклад Микеланджело Буонарроти

В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых . Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.

Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку .

Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти - Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески - (Raffaello Santi).


Потолок Сикстинской капеллы - был настоящим вызовом для Микеланджело.

Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.

Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя , имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.


В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком . Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» - состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.

Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».

Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.

Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.

Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.


Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.

«Страшный суд» (Giudizio universale)

Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр - стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.

Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.

Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.

Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.

Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!


Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве . И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.


Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.

Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.

Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.


Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства . Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало - 14 лет, с 1980 по 1994 года !

Современная жизнь

На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – , посетить который стремятся паломники и туристы.

Мужской хор

Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).

Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.

Интересные факты и та йны

Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд - правдива, а которая - сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.


В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга .

Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.


Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.

В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.

Еще один интересный факт - мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.

Где находится, как добраться, билеты, время работы


Адрес : Viale Vaticano, Cappella Sistina

  • на линии А до станции Ottaviano
  • трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
  • автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
  • можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
  • на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.

Время работы : с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.

Индивидуальные экскурсии: возможны только с . Искренне рекомендуем.

Билеты : Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит - 16 евро, льготный - 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по , уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.

Особенности посещения : фото и видеосъемка запрещены!

О Сикстинской капелле все слышали еще со школы. Это одно из мест, которое хочется посетить за жизнь. Но обязательно предварительно изучите тему, чтобы знать куда? что? и в какой последовательности смотреть.

Сикстинская капелла (Cappella Sistina), фото xiquinhosilva

История строительства

Сикстинская капелла (Cappella Sistina) возводилась с 1475 по 1481 год по распоряжению понтифика Сикста IV во славу успения Марии на небесах. Раньше на этом месте находилась Великая капелла, где собирался папский двор и проходили конклавы. Реконструкцию капеллы поручили архитектору Баччо Понтелли и инженеру Джованнино де Дольчи.

Сикстинская капелла снаружи похожа на укреплённый бастион: прямоугольное здание длиной 40,9 м, шириной 13,4 м и высотой 20,7 м. Обстановка в средние века в раздробленной Италии была неспокойной, отсюда и крепкие стены без изысков. Капелла должна была стать оплотом католической церкви, убежищем, где римские папы могли укрываться в смутные времена. Сикст IV хотел, чтобы домовая церковь Папского государства своим обликом олицетворяла защищённость божьих наместников, а внутренним убранством подчеркивала их могущество.

Здание Сикстинской капеллы, фото Stefano Petroni

Росписи

Просторный зал капеллы залит светом из окон и лучами прожекторов. Особенно ярко освещён потолок. Там, на высоких сводах — знаменитые фрески Микеланджело Буонаротти. Ощутить величие Сикстинской капеллы в полной мере трудно из-за множества туристов. Мешают шум и мелькание фотовспышек, хотя фотографировать (как и шуметь) здесь запрещено.

Потолок Сикстинской капеллы, работа Микеланджело, фото Salvatore Vitale

Схема росписи свода, фото Vasyatka1

Потолок капеллы расписывал Микеланджело. Заказ на роспись плафона папа Юлий II отдал Микеланджело с подачи Брамати – архитектора-конкурента, завистника Буонаротти. До того времени великий мастер занимался только архитектурой. Считается, что Брамати хотел спровоцировать Микеланджело на непосильную работу и добиться этим его поражения.

Увидев творение Мастера, становится ясно – никакие завистники не могли сравниться с гением Микеланджело и помешать ему. Всесторонне одарённый Буонаротти триумфально выступил в роли художника, доказав свой великий талант.

Есть легенда, что над росписью сводов художник работал, лёжа на лесах – однако на деле всё происходило иначе. Микеланджело стоял под сводами. Ему приходилось сильно отклоняться назад, чтобы видеть большой участок плоскости. Писать по сырой штукатурке, вдыхая влажные пары, было физически трудно. За четыре года мастер получил несколько хронических болезней, испортил зрение. Первый этап его работы в капелле проходил в 1508–12 гг.

Сотворение Адама, работа Микеланджело, фото Maurizio

Фрески были написаны по специальной схеме, в хронологическом порядке. Художник начал с удалённой части свода, противоположной алтарю. Первой его композицией был «Потоп».

Сегодня, глядя на эти фрески, думается не о божественном гневе и всемирной катастрофе. В этих картинах видится человек с его слабостями, страхами, стремлением выжить любой ценой. Микеланджело удалось создать не холодные религиозные сюжеты с бесплотными персонажами, а картины жизни, тонко передающие чувства людей.

Минуло двадцать лет после окончания работы Микеланджело в Сикстинской капелле, когда к нему снова обратился понтифик. Папа Климент VII заказал фреску «Страшный суд» для алтарной стены. Художник был уже стар и очень болен, но согласился выполнить заказ.

Фреска «Страшный суд» на алтарной стене, Микеланджело (фото Maurizio)

И вот мы видим эту удивительную огромную фреску. Микеланджело изобразил не просто момент расплаты за грехи – он написал страшную картину Апокалипсиса и всеобщего отчаяния.

По своему колориту «Страшный суд» отличается от других фресок капеллы: её основной фон ярко-голубого цвета. Художник использовал в ней минеральную ляпис-лазурь (покупал он её, говорят, на свои деньги). Алтарная роспись капеллы была закончена в 1541 году. В композицию вошли 400 фигур.

Стоя перед этой картиной, уже не замечаешь ни толпы туристов, ни вспышек «запрещённых» фотокамер. Гений Микеланджело проникает в душу – с ним остаёшься один на один.

Стены Сикстинской капеллы расписывали другие именитые мастера: Боттичелли, Перуджино, Роселли, Пинтуриккьо, Вазари, Сальвиати, Дзуккаро.

Большинство персонажей своих фресок Микеланджело изобразил обнажёнными. Однако папа Павел IV (1555-1559 гг.) увидел в них богохульство (ну, или проявил обычное ханжество). Нагие тела в храме ему так не понравились, что он решил уничтожить всю работу Микеланджело. Положение спас художник Даниэле да Вольтера, «прикрыв» части обнажённых тел нарисованными кусками ткани.

Реставраторы XX века восстановили справедливость и лишнее с великих творений убрали.

Восстановление фресок капеллы проводилось не раз. Самые масштабные работы начались в 80-е годы XX века и длились до 2000 г. Последняя реставрация вызвала споры – много высоких похвал и жестокой критики. Однако сегодня именно благодаря мастерству реставраторов прошлого века, мы увидели шедевры эпохи Возрождения в их первоначальном великолепии.

Сегодя Капелла - музей, выдающийся памятник Возрождения, здесь проводятся конклавы.

Сикстинская папская музыкальная капелла

Сикстинская капелла имеет мужской хор — Папскую капеллу (Capella Papale). Его первый состав был набран еще при Сиксте IV. Послушать акапельное выступление хора можно по большим церковным праздникам.

Время работы Сикстинской капеллы

ПН-СБ с 9:00 до 18:00 (последний вход в 16:00),

Каждое последнее воскресенье месяца с 9:00 до 14:00 (последний вход 12:30).

Входные билеты: Ватиканские музеи и Сикстинская капелла

Полный билет — €17;
сокращенный — €8,00;
стоимость бронирования онлайн — €4,00.

Аудиогид (дополнительно) — €7.

Другие варианты посещения Сикстинской капеллы смотрите .

Чтобы не стоять в очереди, купите билеты на официальном сайте .

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento — San Pietro;
автобусом №49 — до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 — до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 — до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.


15 августа 1483 года Папа Сикст IV освятил Сикстинскую капеллу. На тот момент она еще не была украшена гениальными работами Микеланджело. В то время будущему великому художнику было всего восемь лет. Впрочем, ещё до того, как Микеланджело расписал потолок своими удивительными фресками, Сикстинская капелла играла важную роль в Ватикане.

1. Капелла была построена для поклонения и обороны


Строительство капеллы началось в 1475 году (что интересно, это совпало с годом рождения Микеланджело). Здание должно было стать местом религиозных собраний представителей духовенства и местной элиты. Строительство было завершено примерно в 1481 году. Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

2. Капелла может быть воссозданием древнего храма


По мнению многих ученых, главный зал капеллы - точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, "храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту", а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров).

3. В капелле и сегодня проходят мессы


Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее и провел свою первую мессу 15 августа 1483 года, Сикстинская капелла была построена, чтобы быть личной часовней Папы, и она исполняет эту функцию и по сей день. Это также место папского конклава, где Коллегия кардиналов избирает новых Пап.

4. Микеланджело - не единственный художник, работами которого украшена капелла


Перед тем как Сикстинская капелла официально была открыта, Папа заказал художникам из других городов (Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино) покрыть внутренние стены фресками. В итоге работы по росписи были закончены примерно в 1481 году. Из этих ранних работ в Сикстинской капелле до сих пор сохранились ложные портьеры, сюжеты из истории Моисея (юг и входные стены) и Христа (север и входные стены), а также портреты Пап (по всей капелле).

5. Оригинальный потолок был довольно простым

Самая известная работа часовни была создана только через несколько десятилетий после ее открытия. Оригинальный потолок выглядел как голубое небо с золотыми звездами. Это была работа художника Пьерматтео д"Амелии.

6. Гениальное творение Микеланджело появилось благодаря трещине


В 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в потолке капеллы. Трещины были заделаны, но это нарушило картину звездного потолка д"Амелии. Папа Юлий II (племянник Сикста IV) решил нанять нового художника, чтобы перекрасить потолок и в 1508 году его выбор пал на Микеланджело Буонарроти.

7. Микеланджело не считал сам себя хорошим художником


Микеланджело считал себя исключительно скульптором. Когда Папа поручил ему работать над Сикстинской капеллой, Микеланджело настаивал, что у него нет таланта художника и фактически был поставлен в неловкое положение, потому что он не мог отказать просьбе Папы. Но несмотря на сомнения по поводу своих способностей, Микеланджело справился с работой превосходно. Первоначально он должен был нарисовать 12 апостолов, но убедил Папу позволить ему сделать что-то гораздо более грандиозное. В итоге он расписал весь потолок площадью 1115 квадратных метров, а также другие сегменты стен часовни.

8. Микеланджело очень переживал по поводу порученной работы

Даже после того, как он предложил Папе свой амбициозный план, Микеланджело был все еще не уверен, что он сможет осуществить его. Это было не удивительно, поскольку у него не было ни малейшего опыта в росписи фресок. В итоге Микеланджело начал создавать свои шедевры с небольших законченных фрагментов, которые он просил оценить близких ему людей.

9. Специальные леса


Микеланджело и его команда разработали специальные строительные леса, которые позволили ему рисовать на потолке, оставаясь в вертикальном положении, а не лежа на спине. Миф о том, что художник рисовал лёжа, возник из-за неточной биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио. В ней использовалось слово resupinus, что означает "изогнутый назад", хотя некоторые интерпретировали его как "лежа на спине".

10. Микеланджело расписывал капеллу 4 года

Даже несмотря на специально разработанные строительные леса, роспись потолка капеллы оказалась очень сложной работой. Микеланджело понадобилось целых четыре года, чтобы закончить проект. Это нашло отражение даже в его последующих стихах.

11. Краску повредила плесень


В разгар написания своих фресок, примерно в январе 1509 года, Микеланджело столкнулся с большими трудностями в своей работе. Известь стала слишком влажной и на ней начали образовываться грибок и плесень. Большая часть уже выполненных работ была разрушена. Легенда гласит, что Микеланджело пошел к Папе и сказал: "Я предупреждал Ваше Святейшество, что не являюсь художником. То, что я сделал, было испорчено". Но Папа приказал ему продолжить работу. Микеланджело пришлось соскрести всю испорченную живопись и начать все заново с начала..

12. Микеланджело рисовал без эскизов

Несмотря на сложность его грандиозных планов, Микеланджело работал, что называется, "на лету". При росписи Сикстинской капеллы он рисовал все без эскизов.

13. Образ Бога


Для современных зрителей описание Микеланджело Бога, как бородатого человека (видно в центральной части работы на потолке) выглядит довольно каноническим. Но это было настолько уникальным и шокирующим на то время, что многие люди просто не понимали: кто этот бородатый старик.

14. Внутри капеллы не разрешается фотографировать

Более 4 миллионов человек посещают Сикстинскую капеллу каждый год. Несмотря на лавину туристов, внутри строения действует жесткое правило: съемка в главном зале запрещена.

15. В Мексике есть точная копия Сикстинской капеллы


Если кто-то хочет снять крутые фото работ Микеланджело, ему стоит съездить в Мексику. Ватикан одобрил создание полноразмерной копии главного зала Сикстинской капеллы, которая была открыта в Мексике в начале этого года. Capilla Sixtina en México обошлась в $ 2,4 млн, в все внутренние работы были старательно воссозданы путем копирования более 2,6 миллиона фотографий.