Ямал спг новатэк. Ямал СПГ — Поиск работы вахтовым методом: свежие вакансии

А меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).


2. Испытал на мгновенье дежавю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн. Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей, из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё зависти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили одназначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа отсюда должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже туда путь заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ поступает на сжижение и далее на хранение в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из алюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.

44. На данный момент полностью закончено строительство объектов подготовительного периода, необходимых для завоза модулей завода СПГ. Построено шесть грузовых причалов и активно продолжается строительство причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.

Конкурентные преимущества

    традиционные запасы высокой концентрации, расположенные на суше

  • хорошо изученная геология и отработанные технологии разработки
  • очень низкий уровень затрат на разработку и добычу
  • высокая эффективность процесса сжижения благодаря низкой среднегодовой температуре
  • доступ к рынкам стран Европы и АТР
  • государственная поддержка, в том числе налоговые льготы


Инфраструктура проекта

Проект разработки месторождения предусматривает бурение 208 скважин на 19 кустовых площадках. Газ, добываемый на месторождении, будет поставляться на международный рынок в форме СПГ, для чего будет построен завод по сжижению газа, состоящий из четырех технологических линий. Первая линия завода мощностью 5,5 млн т СПГ в год введена в эксплуатацию в декабре 2017 года. Инфраструктура для отгрузки СПГ на экспорт состоит из отгрузочной эстакады с двумя причалами в порту Сабетта, оборудованном ледозащитными сооружениями. Для транспортировки СПГ используются танкеры усиленного ледового класса «Arc7».

Статус реализации проекта

Окончательное инвестиционное решение по проекту принято в декабре 2013 года.

Производство СПГ на первой технологической линии завода начато 5 декабря 2017 год. «Ямал СПГ» отгрузил первую партию сжиженного природного газа объёмом 170 тыс. кубических метров 8 декабря 2017 года. В августе 2018 года «Ямал СПГ» отгрузил первую партию СПГ после запуска второй технологической линии завода. В ноябре 2018 года «Ямал СПГ» произвел первый СПГ на третьей технологической линии.

: Яр-Сале

История

В мае 2011 года конкурс на базовое проектирование завода (англ: front end engineering & design (FEED) ), выиграла «Chicago Bridge & Iron Company» (CB&I). Проект должен был быть готов в первом квартале 2012 года. В марте 2013 года «НИПИгазпереработка» завершила адаптацию базового проекта к российским правилам и нормам и разработала пакет проектной документации по заводу СПГ для прохождения государственной экспертизы.

17 сентября 2012 года ОАО «Ямал СПГ» подписало лицензионное соглашение с химическим концерном BASF об использовании на проектируемом заводе принадлежащей BASF технологии очистки природного газа «Oase ».

В апреле 2013 года ОАО «Ямал СПГ» подписало соглашение с «Yamgaz SNC» - консорциумом Technip (Франция) и JGC Corp. (Япония) на проектирование, поставку оборудования, материалов и комплектующих, строительство и ввод в эксплуатацию (EPC контракт) комплекса по подготовке и сжижению природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения.

В сентябре 2013 года ОАО «Ямал СПГ» заключило контракт с Siemens на поставку элементов ТЭЦ, которая должна снабжать «Ямал СПГ» электричеством и теплом. Siemens должен был изготовить, доставить, установить и запустить восемь газовых турбин и другое оборудование.

В октябре 2013 года Yamgaz SNC, выбрало в качестве поставщика основного турбокомпрессорного оборудования для трех линий завода СПГ американскую General Electric. Сумма контракта - 600 млн долл.

18 декабря 2013 года компания «НОВАТЭК» сообщила, что Совет директоров ОАО «Ямал СПГ» принял окончательное инвестиционное решение (ОИР) по проекту. Реализация проекта предполагала кроме строительства завода по производству СПГ, создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта , а также перевалочную базу в бельгийском Зебрюгге для доставки газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в периоды отсутствия навигации по Северному морскому пути . На момент принятия ОИР в рамках проекта были проведены основные тендеры и заключены ключевые контракты. Также были размещены заказы на оборудование длительного срока изготовления (криогенные теплообменники, газовые турбины, компрессоры линий по сжижению); пробурены первые 8 эксплуатационных скважин. Была подготовлена площадка для строительства завода, начато сооружение свайного основания для резервуаров СПГ, начато строительство морского порта и аэропорта, законтрактовано более 70 % планируемых к производству объемов СПГ.

В январе 2014 года Yamgaz SNC подписало контракт с французской Vinci на строительство четырех хранилищ СПГ емкостью 160 тыс. м³ каждое.

В январе 2014 года Yamgaz SNC заключило контракт с японской Yokogawa Electric на поставку интегрированных систем управления и безопасности (ICSS) для проекта.

В июле 2014 года Yamgaz SNC заключило контракт с китайской Offshore Oil Engineering Co. (COOEC) на изготовление ключевого оборудования для сжижения газа стоимостью $1,623 млрд.

27 апреля 2016 года из китайского порта Циндао в порт Сабетта на специальном полупогружном судне были отправлены первые два конденсационных модуля весом 1000 т, производства Wuchang Shipbuilding Industry - самые крупные и тяжелые в проекте. Всего в Циндао построены 36 модулей общим весом 180 тыс. т. Общая же масса оборудования для завода оценивается в 650 тыс. т, из которых 150 тыс. т - элементы эстакад (360 модулей), а 500 тыс. т - технологические модули (111 шт) .
13 сентября 2017 года прибыли последние модули для завода.

К моменту запуска первой линии, для обеспечения её электроэнергией, на обслуживающей проект электростанции были введены в строй четыре из восьми планируемых газотурбинных блока SGT-800 мощностью 47 МВт каждый, производства Siemens .

29 ноября 2017 года ОАО «Ямал СПГ» получило государственное разрешение на ввод в эксплуатацию основных технологических объектов первой очереди завода СПГ.

Инвестиции в проект

На момент принятия руководством ОАО «Ямал СПГ» окончательного инвестиционного решения (8 декабря 2013 года) капитальные вложения проекта оценивались в 26,9 млрд долларов США . Инвестиции акционеров в Проект до принятия ОИР составили 2,6 млрд долл.

В основе контрактов на поставки СПГ в Европу лежит ценообразование с опорой, с одной стороны, на британскую торговую площадку National Balance Point, с другой стороны, на контрактные цены, увязанные с уровнем цен на сырую нефть (гронингенский принцип). Контракт с CNPC привязан к так называемому «японскому коктейлю сырой нефти» (JCC), и рассчитывается по формуле 12,67 %×JCC+0,26 $.

Флот

4 июля 2013 года стало известно, что конкурс на производство шестнадцати СПГ-танкеров ледового класса для обслуживания проекта «Ямал-СПГ», в котором участвовало семь ведущих верфей мира, выиграла корейская Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering .

С этой компанией было подписано соглашение о резервировании слотов, включающее в себя опционы на строительство, спуск на воду, оборудование, оснащение и поставку судов класса Yamalmax , а также устанавливающее предварительную стоимость судов, график их производства и поставки. Соглашение предусматривало передачу права на финансирование и покупку танкеров третьей стороне стороне - компаниям перевозчикам, выбранным «Ямал СПГ». Плата за резервирование судостроительных мощностей составила $5,6 млрд.

23 апреля 2014 года ОАО «Ямал СПГ» опубликовало шорт-лист судоходных компаний, которые будут обслуживать завод по производству СПГ. В него вошли Совкомфлот, Mitsui и Teekay LNG. Каждая из компаний должна была построить флот для перевозки газа: «Совкомфлот » - шесть судов, Mitsui - четыре, TeekayLNG - шесть. Стоимость одного судна - около $340 млн ($5,5 млрд - за все 16 СПГ-танкеров).

В августе 2015 года в связи с тем, что у «Совкомфлота» возникли трудности с финансированием, дочерняя компания «Ямал СПГ» - Yamal Trade Singapore - переуступила права на пять из шести СПГ-танкеров, ранее предназначенных для «Совкомфлота», греческой судоходной компании Dynagas. Сумма сделки составила $1,5 млрд. Одновременно были подписаны долгосрочные договоры фрахтования этих танкеров.

Первое судно серии - газовоз Christophe de Margerie - построено в марте 2017 года и передано компании «Совкомфлот». К январю 2018 года флот, допущенный к работе с «Ямал СПГ», пополнился еще тремя судами: «Борис Вилкицкий», «Федор Литке» (оба принадлежат греческой Dynagas) и «Eduard Toll», принадлежащий канадской Teekay.

Собственники

В июне 2005 года блокирующий пакет акций ООО «Тамбейнефтегаз» (25,1 %) был продан компанией «НОВАТЭК» дочернему предприятию Газпромбанка - ООО «Газпромбанк-инвест».

В июле 2005 года лицензия была переоформлена на созданное 7 апреля 2005 года ОАО «Ямал СПГ», в котором «Тамбейнефтегаз» владел 51 %, а британская Tambeigas Holdings Ltd, контролируемая Николаем Богачевым - 49 %. Группа «Газпром» инициировала судебные расследования по поводу неправомерности переоформления лицензии, а Богачев начал переговоры о продаже бизнеса.

В ноябре 2006 года Богачев продал ООО «Тамбейнефтегаз» и ОАО «Ямал СПГ». «Газпромбанк-Инвест» купил 25 % плюс одну акцию ОАО «Ямал СПГ» за $5 млн. Остальные доли (75 % минус одна акция ОАО «Ямал СПГ» и «Тамбейнефтегаза») были куплены структурами Алишера Усманова за $350–360 млн.

В мае 2009 года 51 % акций ОАО «Ямал СПГ» были выкуплены у структур Тимченко ОАО «НОВАТЭК» за $650 млн и 13,13 % акций НОВАТЭКа.

В июле 2010 года НОВАТЭК стал владельцем 100 % акций ООО «Тамбейнефтегаз». Сумма сделки составила $10 млн (В октябре 2014 года ООО «Тамбейнефтегаз» было ликвидировано ).

В сентябре 2011 года доля НОВАТЭК в уставном капитале АО «Ямал СПГ» была увеличена до 100 %, но уже в октябре была уменьшена до 80 % в результате продажи 20 % доли компании Total.

В сентябре 2013 года «НОВАТЭК» и CNPC подписали обязывающее соглашение о вхождении китайской компании в проект путём продажи CNPC 20 % «Ямал СПГ».

В ноябре 2013 года в СМИ появилась информация, что в перспективе «НОВАТЭК» планирует оставить за собой в проекте лишь контрольный пакет, а оставшиеся 10 % - 1 акция разделить между консорциумами японских и индийских компаний .

В январе 2014 года «НОВАТЭК» закрыл сделку по продаже 20 % ОАО «Ямал СПГ» дочернему обществу CNPC - компании CNODC . Сумма сделки не раскрывается, однако по данным СМИ стоимость пакета по состоянию на сентябрь 2013 года составляла $1 млрд .

В декабре 2015 «НОВАТЭК» и китайский Фонд «Шелкового пути» (Silk Road Fund Co Ltd., SRF) подписали договор купли-продажи 9,9 % акций проекта «Ямал СПГ»

См. также

Примечания

  1. Гендиректором «Ямал СПГ» стал Евгений Кот (неопр.) . Газета.Ru (23 сентября 2014).
  2. https://disclosure.1prime.ru/portal/default.aspx?emId=7709602713
  3. Putzmeister Rus. ЯМАЛ СПГ (2015 -2016 год).mov (неопр.) (22 апреля 2016). Проверено 26 декабря 2017.
  4. комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на Ямале (рус.) . Российская газета. Проверено 20 декабря 2017.
  5. Правительство Российской Федерации. комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал (неопр.) (11 октября 2010 года).
  6. CB&I wins FEED contract for Yamal LNG project in Russia - Energy Business Review (неопр.) . transportationandstorage.energy-business-review.com. Проверено 20 декабря 2017.
  7. «НИПИгазпереработка» получила высокую оценку компании CB&I за выполнение проектных работ для «Ямал СПГ» (неопр.) . www.nipigas.ru. Проверено 20 декабря 2017.
  8. ОАО "Ямал СПГ". (неопр.) (17.09.2012).
  9. Главный газовый проект на Ямале получит перевалочную базу в Европе
  10. (рус.) . Проверено 23 декабря 2017.
  11. Запуск все ближе. В порт Сабетта прибыли 2 последних модуля для СПГ-завода Ямал СПГ . Проверено 23 декабря 2017.
  12. На "Ямал СПГ" произведен первый объем сжиженного природного газа (рус.) , ТЭКНОБЛОГ (9 ноября 2017). Проверено 23 декабря 2017.
  13. Портал машиностроения. Завод "Ямал СПГ" отгрузил первую партию сжиженного природного газа - Портал машиностроения (рус.) . mashportal.ru. Проверено 22 декабря 2017.
  14. Проект «Ямал СПГ». Проект по строительству электростанции, необходимой для обеспечения работы завода в рамках проекта «Ямал СПГ» (рус.) . energokaskad.ru. Проверено 22 декабря 2017.
  15. Новатэку назначили дату запуска завода «Ямал СПГ» - SeaNews (рус.) . seanews.ru. Проверено 29 декабря 2017.
  16. В. Путин на Ямале. Завод Ямал СПГ отгрузил 1-ю партию сжиженного природного газа
  17. Первая партия СПГ с проекта «Ямал СПГ» направлена в Великобританию
  18. Порт Сабетта принял первый СПГ-танкер
  19. Китай создал серьезные проблемы для Газпрома в Европе // Взгляд , 7 февраля 2019
  20. Неожиданный рост ВВП в 2018 году объяснили строительством "Ямал-СПГ" // Интерфакс.
  21. ПАО НОВАТЭК Пресс-центр: Пресс-релизы и мероприятия | Принято окончательное инвестиционное решение по проекту «Ямал СПГ» (неопр.) . www.novatek.ru. Проверено 20 декабря 2017.
  22. ntv.ru. Объем инвестиций в «Ямал СПГ» достиг 15 млрд долларов (англ.) . НТВ. Проверено 22 декабря 2017.
  23. Ямал СПГ получил 2-й транш из Фонда национального благосостояния России (рус.) . Проверено 22 декабря 2017.
  24. Не умеем и не учимся (рус.) (7 июля 2014). Проверено 16 июля 2014.

«Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа на первой очереди своего завода. Общая мощность завода превысит 16,5 млн т СПГ в год, а стоимость проекта составила $27 млрд

Строительство первой линии завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» в поселке Сабетта (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Завод «Ямал СПГ», подконтрольный НОВАТЭКу, начал производство сжиженного природного газа (СПГ) на первой технологической линии проектной мощностью 5,5 млн т СПГ в год, говорится в сообщении НОВАТЭКа, поступившем в РБК.

На пятницу, 8 декабря, запланирована погрузка первой партии СПГ в порту Сабетта, для этого будет использоваться СПГ-танкер «Кристоф де Маржери», названный в честь бывшего главы Total (корпорация владеет 18,9% НОВАТЭКа и 20% «Ямал СПГ»), который погиб в авиакатастрофе во Внуково в октябре 2014 года.

«Начало производства сжиженного природного газа на первой линии завода — важнейшая веха в развитии проекта «Ямал СПГ». Мы открываем новую страницу в истории нашей компании», — заявил предправления и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон (его слова приводятся в сообщении компании).

«Ямал СПГ» — это первый частный завод по производству СПГ в России, строящийся на базе Южно-Тамбейского месторождения. Изначально предполагалось, что у него будет три очереди общей мощностью 16,5 млн т СПГ в год (по 5,5 млн т каждая): вторая должна быть запущена в третьем квартале 2018 года, третья — в начале 2019 года. Но в сентябре 2017 года «Ямал СПГ» , что планирует построить еще одну очередь мощностью до 1 млн т в год.

Бюджет проекта оценивается в $27 млрд, из которых около $12 млрд китайские банки, а еще 150 млрд руб. — ФНБ. 50,1% акций «Ямал СПГ» принадлежит НОВАТЭКу, по 20% — у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% у китайского Фонда Шелкового пути.

«Мы гордимся тем, что в конце 2013 года приняли инвестрешение по срокам [строительства СПГ-завода] и капитальным вложениям в этот проект, и в этих рамках мы и идем», — Михельсон на брифинге в Сабетте в конце марта, когда в этот порт прибыл танкер «Кристоф де Маржери». Тогда президент России Владимир Путин, участвовавший в торжественной церемонии по видеосвязи, сказал, что «удивлен» темпами строительства завода. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, <...> то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире», — он, пообещав, что государство будет всячески способствовать развитию проекта.

Конкурент «Газпрома»

Газ с нового завода «Ямал СПГ», освобожденный от НДПИ и пошлин, будет конкурировать на европейском рынке с российским трубопроводным газом, заявил на форуме «Газ России 2017» замначальника департамента 123 «Газпрома» Николай Кисленко. «Тот же «Ямал СПГ» — это отсутствие экспортной пошлины, отсутствие НДПИ. А газ, который он заместит, это тот самый, [с которого налоги и пошлины] «Газпром» передал бы в бюджет российского государства. То есть явная потеря бюджетной эффективности как таковой», — сказал он (цитата по «Интерфаксу»)». Согласно его презентации, поступления в бюджет за счет НДПИ и экспортной пошлины от экспорта газа «Газпрома» составляют более ​4,1 тыс. руб. за 1 тыс. куб. м. Представитель НОВАТЭКа это не комментирует.

Почти весь газ «Ямал СПГ» (более 95%) уже законтрактован, а первая партия СПГ будет направлена CNPC, в конце октября финансовый директор НОВАТЭКа Марк Джетвей в ходе телеконференции с инвесторами. «Это очень символичный вопрос. С нашей точки зрения, первый СПГ-танкер следует отправить CNPC в знак признания вклада компании в проект и важности рынка Азиатско-Тихоокеанского региона», — отметил он.

Запуск «Ямал СПГ» — эпохальное событие для российской нефтегазовой отрасли, отмечает старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров: этот завод построен с нуля в экстремально тяжелых условиях, без какой-либо инфраструктуры. Себестоимость добычи газа и производства СПГ снижается за счет близости завода к месторождению и низких температур, при которых уменьшается его потребность в энергии, говорит эксперт.

При нынешних ценах на нефть судьба этого проекта была бы менее счастливой, замечает Нестеров: реализация «Ямал СПГ» начиналась в 2013 году, когда нефть марки Brent стоила больше $100 за баррель, а сейчас — $62,5. Поэтому строительство завода могли бы перенести, замечает эксперт. Впрочем, понятно, что в долгосрочных контрактах «Ямал СПГ» заложена цена СПГ, обеспечивающая достаточно высокую рентабельность этого проекта, признает он. В январе 2016 года Михельсон оценивал себестоимость газа, поставляемого на завод, менее чем в $0,6 за 1 млн британских термических единиц (MMBTU), указывая, что проект окупается и при «сверхнизких ценах». Но на тот момент СПГ на азиатском рынке (ключевой рынок для «Ямал СПГ») стоил $6-6,5, а сейчас — $9-10 за 1 ММBTU, отмечает Нестеров.

Открытие «Ямал СПГ» поможет НОВАТЭКу в строительстве новых СПГ-заводов и привлечении партнеров, замечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Если раньше у НОВАТЭКа не было опыта в строительстве таких заводов и компания и не могла многого требовать от своих потенциальных партнеров, то теперь ее позиции гораздо тверже, отмечает он: теперь стоимость доли в новом СПГ-проекте и взнос в его уставный капитал должны значительно увеличиться. Второй СПГ-завод, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК планирует построить на базе Гыданских месторождений, его запуск ожидается в 2022-2023 годах, но компания пока не приняла окончательного решения о его строительстве.

Прочитал сегодня материал уважаемого Брекотина .

Как всегда, находятся граждане, которым строительство нового российского предприятия - как ножом по сердцу.

И стройка России не нужна, и инвестиции неправильные, и работники не те, и оборудование не то, и покупатели сволочи, все, вне всякого сомнения. Ну да Бог им судья. Судьба у них такая - критиканствовать, сидя в тёплой квартирке, не отрывая зад от продавленного дивана.

А для нормальных людей я предлагаю посмотреть: а что такое Ямал СПГ - на самом деле. Итак: смотрите, и радуйтесь за наших героических строителей и возможности российской промышленности.

Вся правда про «Ямал СПГ»

Меня опять потянуло на север, далеко-далеко, за Полярный круг, на полуостров Ямал в Сабетту, где реализуется один из самых масштабных проектов в нефтегазовой сфере за последние годы - «Ямал СПГ». Для понимания, в него уже инвестировано 22 млрд $ (всего планируется порядка 27 млрд $). Сам завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) будет работать на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения, а его мощность составит 16,5 млн тонн в год. В мае прошлого года я уже был в этих краях http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html , тогда общая готовность по всему проекту составляла где-то 51,3 %, а готовность по первому этапу - 64,4%. Как же обстоят дела сегодня, я всё покажу и расскажу, благо компания ПАО «НОВАТЭК», акционер проекта, в этом деле весьма открыта и меня не боится:).

2. Испытал на мгновенье дежа-вю. В качестве спикера и в этот раз был уже знакомый мне Дмитрий Монаков, первый заместитель директора проекта.

3. И сразу к цифрам. На данный момент общая готовность по всему проекту составляет 77-78 %, а по первой очереди завода уже - 88 %. Вот так, собственно, и должна выглядеть первая очередь к концу года.

Южно-Тамбейское месторождение расположено на Северо-Востоке полуострова Ямал и относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Оно было открыто ещё в 1974 году. Месторождение состоит из 5 газовых пластов неглубокого залегания и 37 газоконденсатных пластов глубокого залегания. Глубина залежей варьируется от 900 до 2850 м. Размеры месторождения с юга на север где-то 70 км и с востока на запад - около 30-35 км. Всего на месторождении планируют пробурить 208 эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием на 19 кустовых площадках (для первой очереди уже пробурили необходимые 58 скважин, а всего на данный момент уже пробурено 78. При этом для второй очереди нужно всего 35 скважин, а для третей тоже порядка 35-38. Остальные должны будут поддерживать необходимый расход, для полноценной работы завода). Доказанные и вероятные запасы составляют порядка 1,3 трлн кубических метров газа и 60 млн тонн конденсата. Лицензия на разработку месторождения принадлежит компании «Ямал СПГ» и действительна до 2045 года. Этой ресурсной базы должно хватить, как минимум на 25-30 лет уверенной работы.

Завод «Ямал СПГ» будет состоять из трёх технологических линий сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая, т.е. общая мощность составит 16,5 млн тонн . Кроме этого производственный комплекс будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, а также другие общезаводские инженерные системы и факельные установки.

Весь завод будет построен из 360 модулей , из них технологических модулей будет 111 штук. Первый подобный модуль был доставлен на стройплощадку 21 сентября 2015 года. Это основное оборудование производится на 7 китайских и 3 индонезийских верфях. Общий вес СПГ-завода составляет 650 тыс. тонн, из них 150 тыс. тонн - это эстакады, и 500 тыс. тонн - сами технологические модули.

Осенью 2016 года все необходимые для первой очереди 78 модулей, включая центральную операторную, были доставлены в Сабетту. Тем не менее на территорию завода осталось ещё завезти 57 модулей (для второй и третей очереди), которые здесь появятся по плану до конца 2017 года.

8. В этот день здесь было под минус 30, а на высоте ещё очень сильный ветер, но разве это может остановить меня, влюбленного в нашу промышленность? Поэтому почти вслепую, так как все очки запотели и замёрзли, покоряю и покоряю все злачные высоты завода:-)

9. Да, ну за год и натворили тут делов, чего только не понастроили, молодцы, так держать, удивили однозначно!

11. Стесняться не стали, погуляли и внутри...

Начало производства СПГ на первой линии запланировано на 2017 год, при этом первые поставки сжиженного природного газа, отсюда, должны состоятся уже до конца текущего года.

16. Резервуары для хранения сжиженного газа, всего их тут четыре таких (4х160 000 м3). В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай, глубиной 24 метра каждая, рядом с каждой установлен термостабилизатор. В 2016 году все они были построены, и прошли необходимые гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

18. На один из резервуаров мы и поднялись. Их высота 54 метра. Кстати, в прошлом году я и внутри него был, а сейчас уже путь туда заказан.

20. Важной составляющей проекта является и собственная генерация. Здесь будет построена новая ГТЭС мощностью 376 МВт, тепловая составит - 160,0 МВт. Видите, справа виднеется оранжево-сине-белое здание с трубами, это она и есть. Первую газовую турбину, мощностью 47 МВт должны запустить уже весной этого года. Тем самым она создаст энергетический фундамент, для запуска первой очереди завода. Не секрет, что к энергетике я неравнодушен, поэтому про неё напишу отдельный пост.

Что касается производственного процесса, вкратце его можно описать следующим образом. От скважин газ транспортируется к заводу, по системе трубопроводов. Они здесь надземные. Попадая на территорию СПГ завода, газ слегка подготавливают, чтобы процесс сжижения происходил наилучшим образом. Для этого из газа отделяют конденсат (это жидкие фракции, которые при давлении в пласте в газе просто растворены и находятся в состоянии, как пар), метанол (используется для добычи, типа смазки) и другие ненужные примеси. Кстати, конденсат тоже остаётся при деле, он по системе трубопроводов идёт в специальные резервуары (здесь для этого предусмотрены 3 ёмкости по 50 000 м3) и когда приходит специальный танкер, его отгружают тоже, потребителям. Чистый (подготовленный) идеально сухой газ, поступает на сжижение и далее на хранение, в резервуары. Кроме этого, чтобы получить качественный конечный продукт, убирается выделившийся в процессе очистки углекислый газ и ртуть.

13 ноября 2016 года в Саббету были доставлены криогенные теплообменники, для второй и третьей очереди завода, а вот для первой линии подобный теплообменник уже установлен на нужном месте. Главный криогенный теплообменик считается "сердцем" завода СПГ, ведь именно внутри него и осуществляется окончательное охлаждение природного газа, до жидкого состояния. Сам теплообменник изготовлен из аллюминевого сплава и состоит из нескольких трубных пучков, навитых на центральный сердечник. Общая длина трубок превышает 43 км.

35. Сейчас на стройке работает около 27 500 человек.

40. Следующая наша остановка - это морской арктический порт, который также входит в общую инфраструктуру завода. Про него я тоже уже писал в прошлый раз: http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html

41. Между прочим, благодаря Ямал СПГ, грузопоток по Северному Морскому Пути увеличился вдвое. А всего в морской порт Сабетта с 2012 года уже было доставлено более 10 млн. тонн грузов.