Феодосийские серьги. Крым: Феодосийские серьги

большая история маленького мыса

Горы Крыма Май 27, 2014

Мыс Святого Ильи является самой крайней восточной оконечностью Главной гряды Крымских гор, дальше на восток начинается Феодосийский залив.

У подножия мыса, на берегу, среди каменных глыб и отвесных скал любители минералогии могут найти интересные образцы белоснежного кальцита, друзы и щеточки коричневого минерала анкерита, голубоватого стронцианита.

Тропа на мыс Ильи ведет мимо разрушенного дзота, последнего свидетеля прошедшей войны, и поднимается к зеленому оазису, где расположен маяк.

Выше маяка, на юго-запад, на одной из платообразных вершин мыса находилась древняя греческая церковь в память св. Ильи, где ежегодно 20 июля на престольный праздник совершалось торжественное богослужение. По преданию церковь была посвящена рыбакам, чудом спасшимся от гибели во время бури у берегов мыса.

Существует и феодосийская легенда о том, как моряк-купец Илья Тамара дважды потерпел кораблекрушение у берегов мыса св. Ильи. Видя близкую гибель, Тамара молил пророка Илью смягчить свой гнев, утихомирить бурю. В своей молитве он обещал в случае благополучного исхода построить на мысе храм.

Огненная молния рассекла грозное небо, опалила воздух, озарила корабли и скалы, в последний раз скользнула по мачте и загорелась сиянием впереди судна, стихла буря, в стороне зажглись каффинские огни...

Тамара сдержал обещание и построил на горе храм. Сколько он простоял — неизвестно, но уже в 1816 году на месте деревянного храма была возведена часовня св. Ильи. Рядом, у кромки мыса находилось кладбище Общества Красного Креста.

В сентябре 1861 года Феодосию посетил император Александр II. После литургии в Николаевской соборной церкви, осмотра военного госпиталя, археологического музея, армянского халибовского училища и древностей города, Александр II поднялся верхом на лошади к вершине горы и посетил часовню св. Ильи.

В 1854 году И.К. Айвазовский совместно с князем-археологом Сибирским во время археологических раскопок на мысе Ильи недалеко от часовни при раскопке кургана среди многих предметов быта обнаружил изумительные по своей красоте женские золотые серьги (IV век до н.э.).

Эта находка вошла в мировую науку под названием «Феодосийские серьги» (находится в Эрмитаже). Эти филигранные серьги являются замечательным образцом художественной культуры Эллады, по-видимому, привозная работа.

Диаметр щитка — 2,5 см. Невооруженному глазу разглядеть детали невозможно. И вот, вооружившись лупой, глазу открывается монументальная композиция: Ника, богиня победы правит колесницей, в которую впряжена четверка скачущих коней.

Древний художник проявил, окрыленную вдохновением, фантазию при создании подлинного произведения искусства. Это читается и в орнаменте серег, и во всей их композиции. То, как мастер передал стремительное движение в фигурках крохотный коней ясно говорит о его изумительной «сноровке».

Бессильны воспроизвести эти серьги оказались лучшие современные ювелиры. Какой-то секрет «микротехники», очевидно, утрачен.

Среди находок в курганах мыса Ильи — различные статуэтки из терракоты, античные монеты и амфоры, расписные вазы, покрытые позолотой и разноцветными красками.

Вот как выглядят на январь 2014 года оборонительные укрепления на мысе Святого Ильи в Феодосии. Грустно смотреть как вандалы-строители планомерно разрушают памятники истории.





Диковинки древности подчас ставят перед исследователями такие загадки, которые современная наука спешит объявить нерешаемыми.
Всем, наверное, известен знаменитый экспонат Эрмитажа - золотые серьги с золотой зернью, которую можно различить только с увеличением. Изделие датируется IV в. до н.э.

Эти «золотые серьги филигранной работы, найденные во время раскопок в 1853 году в одном из курганов на окраине Феодосии, являются одним из ярких образцов работы греческих ювелиров IV в. до н.э. и исполнены в так называемой микротехнике, достигшей в Афинах этого времени необычайно высокого уровня. В верхней части серег - круглые диски с изящным цветком в центре, которые окаймлены рядами мельчайшей зерни и украшены орнаментом из филигранных пальметок и розеток… Особенно прославились феодосийские серьги именно благодаря применению зерни, когда мельчайшие капельки металла расположены группами по четыре и размещены правильными рядами» .
Сколько ни пытались ювелиры повторить этот результат - у них ничего не получалось. Мельчайшее зерно плавилось при нагреве. Попытки прекратились, искусство древних греков было признано непревзойденным.

Так каким же образом сумели в IV в. до н.э. выполнить то, что не удалось повторить в ХХ в.?
В книге Альтшуллера «Алгоритм изобретения» в случае проблем с регулировкой и контролем температуры советуют использовать фазовый переход. Фазовый переход, как плавление, здесь вряд ли приемлем. Но металл может становиться жидким еще в одном случае - в амальгаме, сплаве со ртутью. Попробуйте представить себе такой вариант: мельчайшие шарики золота (получить их несложно, достаточно расплавить коротко нарубленную тонкую проволоку на несмачиваемой поверхности, например, древесном угле) на короткое время погружаются в ртуть. На поверхности формируется тонкий слой амальгамы. Ртутью натирается и подложка, на которую наносится зернь. Зернами выкладывается нужный рисунок, после чего вся композиция нагревается до температуры, которая ниже плавления золота, но достаточна для удаления (испарения) ртути из амальгамы. Золотая зернь накрепко соединяется между собой и с подложкой. Подобная технология испарения ртути из золотой амальгамы (огневое золочение) - наиболее древняя техника золочения. Восточные славяне были знакомы со способом составления золотой амальгамы "из сплава золота с ртутью" и покрытия ею серебряных и бронзовых изделий. Работы с амальгамой требуют строго соблюдения мер безопасности, так как можно получить тяжелые отравления. Так, при золочении куполов Исаакиевского собора в 1838-1841 гг. от действия паров ртути погибло 60 рабочих.

Неудивительно, что технология афинских мастеров была утеряна на многие века. Ведь мастера неукоснительно хранили свои секреты, а смерть настигала таких умельцев так же неумолимо, как двумя тысячами лет позже - питерских позолотчиков.

Владимир Репин

1. Часы «Павлин» : В 1777 году князь Григорий Потемкин решил в очередной раз удивить императрицу Екатерину. Его выбор пал на работу английского механика Джеймса Кокса. Почему именно на него, неизвестно. Возможно, русский граф увидел удивительные вещи в рекламных каталогах, которые издавал мастер. Чтобы отправить подарок в Россию, его пришлось разобрать.


Разобрать-то разобрали, а вот собрать не смогли – часть деталей оказалось то ли сломана, то ли утрачена. Так и пылился бы эффектный подарок, если бы в 1791 году Потемкин не поручил «оживить птичек» Ивану Кулибину. И мастер высочайшего класса сделал невозможное: часы пошли, а затейливый механизм пришел в движение. Как только часы начинают звонить, «оживает» сова в клетке.

Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.

Узнать об истинной причине такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. По одной из версий Кулибину не удалось добиться того, чтобы птица делала полный оборот. Другая легенда утверждает, что мастер намеренно заставил птицу совершать подобное «фуэте», тем самым демонстрируя свое отношение к царскому двору, для которого «птичка» и предназначалась.

2. «Гробница Гомера»




В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации.

Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» - очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои.

Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.

3. Кровавая богиня Мут-Сохмет



В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России - статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет.

Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.

Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.

По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

4. Тайна золотой маски




В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства.

Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.

5. Кланяющийся Пётр



Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».

В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

6. Неповторимые феодосийские серьги



В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.

7. «Икона безбожного времени»




Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича 1932 года – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени. Споры об идейном содержании полотна ведутся давно, но с того момента, как картина была выставлена в Эрмитаже, снова и снова обращается внимание на ее «разрушительную» энергетику: одни посетители рядом с ней теряли сознание, другие, напротив, приходили в неистовое возбуждение.

Действительно ли мировой шедевр наделен мистической силой, или это очередная попытка «подлить масла в огонь»?