Подполковник авиации осипович рассказал, как сбил гражданский боинг. Жизнь в авиации минус один день Финал трагедии боинга-шпиона

Вторгшийся в воздушное пространство со шпионскими целями. Тайну этой запутанной истории приоткрывает генерал армии Анатолий Корнуков, который 20 лет назад непосредственно руководил пресечением полета самолета-нарушителя.
- Анатолий Михайлович , за 20 лет о пресечении полета "
Боинга - " написано столько, что не поймешь, где правда, а где ложь :

Да, издано много книг, появились тысячи публикаций и в России, и за рубежом. Некоторые издания храню в качестве сувениров, в том числе и те, что присылали мне из США, Англии, Японии. События того времени продолжают вызывать повышенный интерес и у специалистов, и у СМИ. Однако действительно в версиях много надуманного, а порой - полный вымысел.

- Как же происходило все на самом деле?

- В то время я был командиром 40-й истребительной авиационной дивизии на Дальнем Востоке. Соединение было достаточно большое: четыре истребительных авиационных полка, 14 батальонов, около 8 тысяч личного состава. Два полка - 528-й и 777-й, чьи экипажи непосредственно участвовали в пресечении полета, дислоцировались на Сахалине . Один полк, вооруженный МиГ-23 , располагался на Постовой, рядом с Советской Гаванью, четвертый, на МиГ-21 , - на Курильских островах. Несли ответственность за участок государственной границы почти в 5 тысяч км: побережье вдоль Татарского пролива, Сахалин , Курилы - все наше. Площадь, прикрываемая дивизией была около 1,5 млн. кв. км.

- Дивизия тогда подчинялась непосредственно командующему войсками Дальневосточного военного округа?

- Если быть точным, то командующему ВВС округа, куда и входила наша 40-я дивизия, сформированная в 1980 году. Все силы и средства ПВО, исключая истребительные полки, были включены в состав ПВО округа и также через своего командующего подчинялись командующему войсками округа генералу армии Ивану Моисеевичу Третьяку.

- Месяца за 4 до пресечения полета "Боинга" вы, знаю, ощутили на себе гнев этого военачальника:

- Да, было такое. Военно-политическая обстановка, предшествовавшая событиям, происшедшим в ночь с 31 августа на 1 сентября, была крайне напряженной. Шла, на мой взгляд, уже не "холодная", а "горячая" война. У наших границ беспрестанно курсировали боевые самолеты: разведчики - RС-135 , противолодочные - "Орионы". Прощупывали нашу оборону и стратегические скоростные разведчики SR-71 . Авианосные ударные группы ВМС США приближались на опасное расстояние к Курилам , бороздили Японское море, в том числе и неподалеку от Владивостока. Боевые корабли заходили даже в Охотское море, которое традиционно считается нашим внутренним. Такая обстановка заставляла держать в большом напряжении дежурные силы и средства.

В апреле того же, 1983, года, находясь в Тихом океане на удалении 300 км от Южных Курил , американская авиационная ударная группа, в составе которой был авианосец "Интерпрайз", проводила плановые полеты. 4 апреля звено палубных истребителей F-14 покинуло место базирования авианосца и направилось в сторону Южных Курил . Чуть позже оно нарушило государственную границу СССР, выполнив боевой разворот над так называемыми спорными территориями.

Наглый вызов произошел в зоне ответственности моей дивизии. Отреагировать мы тогда не смогли. Ответственно заявляю, что условий для выполнения боевой задачи тогда не было. На Буревестнике (это средняя часть Курил) базировались истребители МиГ-21 , не оборудованные системой посадки. Их можно было бы поднять. Однако погода тогда стояла мерзкая, и шансов возвратиться на свою базу или уйти на запасной аэродром у летчиков не было. Рисковать их жизнями?.. Я принял решение не поднимать истребители. Меня обвинили в нерешительности. Вот тут-то мне и досталось от Ивана Моисеевича Третьяка по полной программе. Состоялся приказ министра обороны, я был жестко наказан.

- Но справедливо?
- Когда страсти улеглись, мои действия признали целесообразными. Бессмысленно в тот момент было поднимать истребители. Аэродром находился на большом удалении от места нарушения госграницы, и наши самолеты просто не могли бы своевременно поспеть туда, так как американцы, сделав боевой заход над островами, быстро удалились. К тому же МиГ-21 и F-14 несравнимы по боевым характеристикам, и мы могли проиграть воздушный бой, если он, конечно, состоялся бы. На Сахалине базировались истребители
Су-15 . Они были бы подняты, если провокация продолжилась бы в сторону Сахалина .

Уроки извлекли серьезные. В упомянутом приказе министра обороны было проанализировано случившееся 4 апреля. А главное: после наглой выходки американцев руководство Вооруженных Сил приняло срочные меры по замене самолетов на более современные. Установили радионавигационное оборудование, позволяющее производить посадку в условиях жесткого минимума.

- 31 августа 1983-го был обычный день?

- По напряженности боевой работы - да. Необычность для меня заключалась в том, что 1 сентября моя дочь шла в первый класс, и я планировал в тот день утром доставить ее и сына в школу, которая находилась в 12 км от нашего городка. Но судьбе было угодно распорядиться так, чтобы я не попал туда ни 1 сентября, ни в последующие две недели.

В ночь с 31 августа на 1 сентября после четырех часов утра меня поднял звонок оперативного дежурного. Он с волнением доложил: "На Камчатке - нарушение государственной границы. Похоже, вторгся RС-135 . Поднимались истребители. Перехват не удался. Сейчас нарушитель находится над Охотским морем и направляется в нашу сторону. По распоряжению КП Дальневосточного военного округа дежурные силы приведены в готовность № 1: включены дополнительные средства, боевые расчеты вызваны на КП".

Я отдал соответствующие распоряжения, спросил, кто дежурит на аэродроме Сокол , над районом которого, видимо, пройдет самолет-нарушитель, и вызвал машину. Быстро оделся, вышел из квартиры. Но не зря говорят, что одна беда не ходит:

- Что же случилось?
- Я жил в доме, который еще не был сдан в эксплуатацию. Меня вселили раньше, чтобы приблизить комдива к командному пункту, к тому же с моей стороны требовался контроль за завершением строительства здания. Спускаюсь по лестнице и: Дверь в подъезде оказалась запертой. Дом находился под охраной строителей, и они на ночь закрывали подъезды. Слышу, что машина у подъезда, а открыть дверь не могу. Вышиб ее с шестой попытки, потеряв при этом 3-4 минуты. Выбежал, в машину - и на КП. Там уже находился весь боевой расчет штаба нашей дивизии и боевой расчет штаба 24-й дивизии ППО (старший по отношению к нашему в принятии решений) во главе с командиром генерал-майором Николаем Лукичом Кременчугом.

Общая картина была такой. Один наш истребитель выходил к восточному побережью Сахалина со стороны Охотского моря. В готовности № 1 на аэродроме Сокол - экипаж истребителя Су-15 , за штурвалом которого находился заместитель командира 777-го истребительного авиационного полка подполковник Геннадий Осипович . Мы привлекали к боевому дежурству и командование полков. Офицеры этого звена, как правило, выполняли 3 дежурства в месяц ночью, чтобы снять нагрузку с других летчиков. Осипович находился в готовности к вылету № 3. Су-15 был вооружен ракетами, к истребителю также были подвешены контейнеры с пушками.

Наблюдая за полетом нарушителя, все мы до момента открытия огня были убеждены, что в воздухе разведчик RС-135 . Он шел с огибанием мыса Терпения на удалении 100-120 км и, по нашим первоначальным расчетам, не собирался нарушать государственную границу в средней части острова. Мы решили, что он, видимо, проследует строго на юг и возможно пересечет госграницу на юге Сахалина или на юге Курил . Однако вскоре самолет-нарушитель повернул на юго-запад и последовал курсом 210-220 градусов. Прокладка маршрута показывала, что он нарушит границу в районе аэродрома Сокол с восточной стороны острова. Именно в тот момент последовала команда на подъем дежурного истребителя Су-15 , за штурвалом которого находился подполковник Осипович .

- Локаторщики сработали нормально?
- Та ночь была очень редкой с точки зрения возможностей по обнаружению и сопровождению целей для радиотехнических войск. Не было никакой рефракции - экраны абсолютно чистые, даже "местники" слабее наблюдались. А истребитель и цель были видны превосходно. Объективный контроль это потом подтвердил. Поставил задачу заместителю командира полка подполковнику Герасименко (комполка полковник Александр Балезин находился в отпуске), руководившему боевым расчетом КП полка, вывести истребитель для сопровождения нарушителя в район Охотского моря.

За 50 км до государственной границы, как это было предписано руководящими документами, приказами по организации боевого дежурства в войсках ПВО и, в частности, в истребительной авиации, была передана команда на КП полка: "Цель - боевой самолет-нарушитель RС-135 . При нарушении государственной границы - уничтожить!" Команду продублировали расчету КП, который управлял истребителем, и передали летчику. Подполковник Осипович задачу принял, продолжая следовать за самолетом-нарушителем.

- Связь с пилотом поддерживалась?

- В тот момент она была устойчивой. Получив информацию о том, что цель пересекла госграницу, я подтвердил приказ на уничтожение. Осипович был готов к поражению нарушителя, все условия для нанесения точного удара у него были. Он уже намеревался, как потом рассказывал мне, нажать боевую кнопку пуска. Однако немного помедлил, вспомнив старую поговорку, бытовавшую в войсках ПВО: "Подожди выполнять приказ - отменят". Пауза длилась 15 секунд. За это время с КП Дальневосточного военного округа от начальника штаба ПВО округа, который в то время возглавлял боевой расчет (командующий ПВО округа генерал-лейтенант Николай Иванович Чукарин находился в отпуске), на КП 24-й дивизии ПВО поступила новая команда: не уничтожать самолет-нарушитель, а принудить его к посадке. Осипович получил задачу: огня не открывать, сигналами показать экипажу RС-135 , что он является самолетом-нарушителем, принудить его к посадке на аэродром Сокол .
Личное дело

Корнуков Анатолий Михайлович

Родился в 1942 г. в городе Кадиевка Луганской области. В 1964 г. окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Службу начал старшим летчиком. С 1974 г. - командир истребительного авиационного полка. После окончания в 1980 г. Военной командной академии противовоздушной обороны имени Г.К.Жукова командовал истребительной авиадивизией (ДВО) и истребительным авиакорпусом (ГСВГ). В 1988 г. после окончания Военной академии Генерального штаба назначен первым заместителем начальника авиации ПВО. С 1989 г. - первый заместитель командующего отдельной армией ПВО, командующий отдельной армией ПВО. С 1991 г. - командующий войсками Московского округа ПВО. В январе 1998 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами. С 2002 г. - советник генерального директора НПО "Алмаз" по вопросам военно-технической политики. Генерал армии (2001 г.).

- Если бы приказ не был изменен, то самолет уничтожили бы непосредственно над островом?

- В этом случае нарушитель упал бы на остров, подчеркну, на сушу, и "тайну " Боинга - " разгадали бы сразу. Но Осипович получил новую команду и приступил к ее выполнению. Летчик многократным миганием аэронавигационных огней и покачиванием самолета с крыла - на крыло (такой установлен порядок передачи сигнала о том, что самолет является нарушителем) показал ему, что рядом истребитель, но реакции - никакой. С наземной радиостанции в аварийном канале на борт нарушителя передается информация на английском языке, точнее, строгая фраза по английски: "Вы нарушили государственную границу". Повторюсь, реакции - ноль.

Вспомнили о том, что на борту истребителя находятся пушки. Передаю боевое распоряжение: "Открыть предупредительный пушечный огонь". Находясь с левой стороны от нарушителя, Осипович выпустил несколько очередей из пушки - около 200 снарядов. Стрелял параллельно курсу самолета бронебойными и осколочно-фугасными. Трассирующих на борту не было. Так было определено приказом министра обороны, чтобы не демаскировать самолет, ведущий огонь. Однако выхлоп пламени из четырех стволов всегда виден великолепно, причем даже днем. Скорострельность высочайшая - 5 тысяч выстрелов в минуту. Пламя было большим, как при включении форсажа, не заметить всполохи было просто невозможно. И вновь - никакой реакции.

- Да, вы просто-напросто охотились за целью

- Не все так просто было. Вскоре самолет-нарушитель зашел в так называемую мертвую воронку КП полка, т.е. находился непосредственно над командным пунктом. Каждая РЛС в зависимости от высоты имеет мертвую воронку, в которой она не видит цели. Диаметр на малой высоте небольшой, с ее увеличением он возрастает. На высоте, на которой шел нарушитель, это примерно 9 тысяч метров, она достигала 12-15 километров. Доклад офицера с КП об этом поверг в шок весь боевой расчет. Я сразу же задал вопрос: "Видит ли цель диспетчерский локатор (он контролировал обстановку в районе аэродрома и обеспечивал завод истребителя на посадку)?" "Да, видит". Отдал распоряжение руководителю посадки самолетов, чтобы он передал летчику команду: "Уничтожить цель ракетным огнем". Одновременно Осипович доложил, что самолет-нарушитель уменьшает скорость, а он не может держаться. Истребитель Су-15 - тяжелый, а крылья не очень большие, поэтому у него эволютивная скорость - 450 км/час. При меньшей скорости он начинал парашютировать, падать.

"Выхожу вперед", - передал Осипович . Это было уже в зоне видимости и управления КП дивизии. Летчику отдается новое распоряжение: разворот на форсаже с предельной перегрузкой и открытие огня. О нашем решении доложил первому заместителю ВВС округа генерал-лейтенанту Валерию Каменскому (командующий ВВС округа генерал-полковник Александр Закревский находился в отпуске). Совпадение произошло такое: один, командующий, в отпуске, второй, командир полка, в отпуске: Сообщаю, что отдал команду на открытие огня. Каменский говорит: "Сейчас доложу командующему войсками Дальневосточного военного округа генералу армии Ивану Моисеевичу Третьяку". В это время истребитель Су-15 , пилотируемый Геннадием Осиповичем , выполнил форсированный разворот, вышел в заднюю полусферу цели на дальность 1,8 км. И летчик произвел залпом пуск двух ракет: правой - с радиолокационной головкой, левой - с тепловой.

Через некоторое время - доклад: "Цель поражена". Правая ракета взорвалась в районе хвостового оперения. Левая вошла в крайний двигатель на левом крыле и отсекла часть его. Су-15 вышел из атаки. Большая машина с огромной несущей поверхностью после поражения ракетами планировала до воды примерно 7 минут.

Звонок от генерал-лейтенанта Каменского: "Анатолий Михайлович! Генерал армии Третьяк утвердил ваше решение". Отвечаю: "Поздно. Нарушитель падает". Каменский: "Что же будет?" Минутой позже дежурный генерал КП округа выходит со мной на связь и говорит: "Будете говорить с командующим войсками". Я представился и доложил: "Дежурный истребитель Су-15 произвел атаку и поразил самолет-нарушитель RС-135 над нашей территорией". Третьяк уточнил: "Вы сбили или не сбили?". Сердце у меня екнуло - на планшете нарушителя все еще вели, и все же твердо ответил: "Самолет сбит!" Через 15 секунд цель пропала с экрана - да, она поражена! Выдох облегчения.

Потом была напряженная и нервная работа по сбору объективной информации. Все мы понимали: случай исключительный. Всех посадили писать объяснительные, опечатали аппаратуру объективного контроля. И стали ждать государственной комиссии. На следующий день из СМИ узнали о том, что сбитый самолет - это, возможно, пассажирский самолет " Боинг - " рейса KAL-007 южнокорейской компании. В души вкралось смятение, и все же мы были уверены: уничтожили RС-135 . На всех локационных средствах нарушитель однозначно был идентифицирован как известный американский разведчик.

- По размерам, конфигурации, по другим характеристикам разве нельзя было определить, что летел "Боинг"?
- А вы выйдите на улицу 1 сентября в 5 утра. Темень. Как определишь?

- А летчик: Что видел летчик?

- Мы спрашивали Осиповича : "Видишь "мигалки"? "Мигалки" он видел. Но они на всех летательных аппаратах имеются. Другое дело, что над территорией противника аэронавигационные огни выключаются. Но в состоянии войны мы ни с кем не находились. Окошек Осипович не видел, в ночное время их зашторивали.

- И что определила комиссия?

- Ее возглавлял маршал авиации Петр Семенович Кирсанов, она была очень представительной и, конечно, отнимала у нас значительное время. Но главные наши силы уходили на другое. В районе падения "Боинга" в воздухе одновременно находились десятки самолетов - японских, американских и наших советских из разных ведомств. Истребители постоянно дежурили в воздухе. Мы были уверены, что провокации будут продолжаться, не исключались и непреднамеренные нарушения государственной границы. Были моменты, когда на экранах радаров светилось от 12 до 15 целей.

Комиссия завершила работу и убыла в Москву. Никаких претензий нам не предъявили. Мы получили небольшую возможность отдохнуть. Мне, правда, не пришлось. В одну из ночей, в 2-3 часа, звонок домой. Оперативный дежурный передает распоряжение: "Нужно срочно выехать на аэродром Сокол . Там вас ждет самолет Ан-26, вылетите в Хабаровск, где вас ожидает Ил-62. Вам приказано вместе с командиром 24-й дивизии ПВО убыть в Москву".

Сообщение озадачило: зачем летим в Москву? В столице нас встретили четко по-военному: "Товарищи генералы, вас ждет начальник Генштаба ". Маршал встретил радушно. Объяснил причину вызова: по решению Политбюро нам предстояло выступить в качестве экспертов на пресс-конференции, которую проводил Леонид . В последний момент нас решили, что называется, не показывать широкой публике, и пресс-конференцию мы смотрели по телевизору.

Проведенное расследование, в том числе и с участием специалистов ИКАО , признало правомерность наших действий. Много вопросов было к американской, японской и южнокорейской сторонам. Они остаются и сегодня.

- Вот как?

- И тогда, в 1983-м, и сегодня, 20 лет спустя , абсолютно убежден в том, что пассажиров в самолете не было. Был один экипаж. Не могли бесследно исчезнуть 269 человек. Никто не собирает на самолетах в одну связку паспорта: Я мог бы привести целый ряд и иных аргументов, но скажу другое. Сегодня проводятся серьезные расследования, и через полтора-два месяца мы узнаем многую неизвестную и запутанную информацию 20-летней давности.

Я получил письмо от нашего старшины Марусяка. Он выловил этот пост в сети. Обычно вспоминаю только тех, кто был долго у всех на глазах и на слуху. А Геннадий Осипович мелькнул в СМИ лишь по поводу того, что "проштрафился" и куда-то был переведен с места службы, где он был на очень хорошем счету.

Ан нет. Его запомнили в 1983 году. Его помнили и понимали всегда: Летчика. Офицера. Советского человека.


«В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера - подполковника авиации Геннадия Осиповича.

Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».

Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью-Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула.

Геннадия Осиповича военные офицеры вспоминают как исключительно порядочного человека, профессионала высокого класса, отличного лётчика.

«То, что выпало ему на долю, не пожелал бы никому», - говорит полковник военно-воздушных сил России Анатолий Коваленко.

По воспоминаниям Анатолия Григорьевича, Геннадий Осипович получил боевой приказ подняться в воздух в пять утра. На высоте приблизительно 9 км он увидел южнокорейский самолёт, который приближался к нашей границе.

«Но на нём горела мигалка - значит, самолёт или пассажирский или транспортный. На сигналы он не отвечал. Когда «Боинг» пересёк государственную границу Советского Союза, Геннадий получил приказ: цель уничтожить. Затем новый приказ: посадить. Не получилось - экипаж не реагировал. Потом ещё приказ: цель уничтожить. Геннадий Осипович вёл себя как настоящий боевой офицер - точно исполнил приказ», - считает полковник Коваленко.

Когда истребитель сел, Геннадия друзья поздравляли с выполнением боевого задания. Но на следующий день западные СМИ превратили лётчика из героя в убийцу. Геннадий Николаевич очень тяжело переживал то, что против воли оказался в центре мирового скандала.

На острове Сахалин живут тысячи корейцев. Чтобы сохранить жизнь лётчику и его семье, Осиповича перевели служить в другое место. В 1986 г. Осипович уволился из Вооружённых сил и поселился на родине, в Майкопе.

Много позже стало ясно, что советский лётчик был ни в чём не виноват. В сбитом пассажирском самолёте был только экипаж. Очевидно, что под видом пассажирского на территорию СССР проник самолёт-шпион.

«Потом я читал, что на дне нашли паспорта, связанные стопкой, связанные кеды и фрагменты только 17 тел. Но в самолёте должны были лететь 269 человек. Куда подевались они? Зато этот скандал пришёлся на руку США, которые, благодаря сбитому «Боингу», раздули мировой скандал, утверждая, что СССР - империя зла! Крайним оказался советский лётчик», - уверен Анатолий Коваленко.

Кстати, официально истинная причина гибели южнокорейского «Боинга» до сих пор не раскрыта. Не торопятся на Западе раскрывать и тайну гибели ещё одного «Боинга» - малайзийского, сбитого уже над Украиной.»

И еще... (Источник: http://www.x-libri.ru/elib/muhin001/00000163.htm)
"Первая ракета ударила в хвост, и я увидел большое оранжевое пламя. Вторая снесла половину левого крыла. Огни немедленно погасли".
Осипович заявил, что первая ракета, та, которая попала в хвост и вызвала оранжевую вспышку, управлялась инфракрасной головкой самонаведения. Ракеты с инфракрасными головками самонаведения летят по направлению к источнику тепла. Это означает, что самолет, в который она попала, имел один или несколько двигателей в хвостовой секции. "Боинг-747" (KAL007) или "Боинг-707" (RC-130) не имеют в хвосте ни двигателей, ни топливных баков.
"Когда погасли огни того самолета, по которому я стрелял, я отвернул вправо и возвратился на базу. Затем я услышал, как наземный контроль наводил на цель другой самолет. "Цель снижается, - сказал диспетчер. - Я больше ее не вижу". Пилот: "Цель теряет высоту, она на пяти тысячах метров. И он повторил снова: "Я больше ее не вижу".
Цель, на которую диспетчер наводил другой самолет, не является той же самой целью, которую только что поразил Осипович. Другой пилот, скорее всего, не был ведомым Осиповича. Из-за того, что у него кончалось топливо, Осипович отошел от цели, как только увидел пламя, вырывающееся из ее хвоста. Другой пилот мог видеть цель так же отчетливо, как и Осипович, и продолжал бы следить за ней без помощи с земли. Тот факт, что наземный контроль наводил второго пилота на цель, не упоминая об Осиповиче, предполагает, что он направлял его на другую цель в совсем в другом районе.
Осипович продолжает:
"Развернувшись по направлению к базе, я посмотрел на приборы и увидел, что у меня осталось топлива всего лишь на десять минут. Я все еще находился в 160 км от базы, и мое беспокойство еще больше усиливал сгущавшийся туман. Мой аэродром был полностью закрыт туманом. Я подумал, что не смогу до него долететь, и, пролетая над каким-то болотом, подумал, что мне следовало бы катапультироваться. Каким-то образом я смог приземлиться. На базе меня встретили как героя, и мой командир, подполковник Курников, сказал, чтобы я готовился получить звездочку (повышение на один ранг. - М.Б.).

Геннадий Николаевич Осипович

Я сбил вражеский самолет-разведчик. Эти RC-135 всегда кружили вокруг нас. Все это дело с гражданским авиалайнером началось только потом. Они нашли остов, но там не было никаких пассажиров. Единственным найденным останком человека была рука пилота в черной перчатке. Не имеет значения, что они говорят, я отвечаю за свои слова: самолет, который я сбил, был не пассажирским, а шпионским".
Позднее, в интервью советскому и японскому телевидению, Осипович сказал, что он следовал за нарушителем от небольшого острова Тюлений (к югу от мыса Терпения) к северу от Невельска. Поселок Правда находится к северу от Невельска. Таким образом, Осипович сбил самолет, который выглядел как Ту-16, неподалеку от поселка Правда приблизительно в 06.24. Его цель могла быть или не быть тем самолетом, который имел в виду Огарков, когда он сказал, "Истребитель остановил полет нарушителя в 06.24 над поселком Правда". Тем не менее не существует официальных записей миссии Осиповича, потому что записи переговоров на русском были отредактированы для того, чтобы объединить второй самолет, сбитый Осиповичем, со вторым самолетом, сбитым 805-м и сделать Осиповича похожим на пилота 805-го.
Самыми ясными документами, которые есть в нашем распоряжении, являются интервью, которые Осипович дал разным газетам и телевизионным сетям. Я обозначил 06.24 как время открытия огня, потому что Осипович сказал, что, выпустив свои ракеты, он прервал атаку и лег на курс 300 градусов, а единственный такой разворот произошел в 06.23.45. Совпадение с пресечением полета нарушителя над поселком Правда в 06.24 кажется вполне определенным. Тем не менее мы должны помнить, что Осипович также сказал, что, когда он вышел из атаки, у него оставалось топлива лишь на десять минут полета. Он боялся, что не сможет приземлиться и ему придется катапультироваться. Поскольку Осипович доложил о "заходе на посадку" в 06.42, он должен был приземлиться в 06.45. Он начал говорить по телефону с Корнюковым в 06.51, сразу же после посадки. Таким образом, существует вероятность, что Осипович открывал огонь в 06.36 или 06.37. В этом случае в 06.24 самолет-нарушитель был сбит не Осиповичем, а каким-то другим летчиком."

"На свете много, друг Горацио, такого,
Что и не снится, ... если не заснуть"

(Гамлет. Шекспир. Исправленный и значительно улучшенный).

Из-за безалаберности пилотов KAL-007 отклонился от маршрута и вместо полёта в Корею пересёк сначала Камчатку, а потом и Сахалин. Страшно представить себе, куда бы прилетел в итоге этот самолёт, ну да ладно. Тем более что в 1978 году самолёт этой авиакомпании уже совершил подобный кульбит и вместо Анкориджа попал на Кольский полуостров, где был атакован, но совершил благополучную посадку на лёд озера. Нелишним будет напомнить, что Мурманская область и Камчатка - это район базирования стратегических подводных лодок СССР.

На этот раз самолёт был сбит. За рубежом сообщалось, что на борту KAL-007 находились 269 пассажиров и членов экипажа, все они считаются погибшими. Был грандиозный международный скандал. Советские водолазы почти сразу обнаружили остатки самолёта возле острова Монерон, он был практически разорван на куски. Ни одного тела пассажира так и не было найдено, были обнаружены только фрагменты тела пилота. Также было найдено множество вещей, некоторые из которых были впоследствии опознаны родственниками погибших пассажиров. Командир KAL-007 Чун Бюнг Ин ранее был личным пилотом президента Кореи, служил в ВВС.

Геннадий Николаевич Осипович неоднократно в интервью рассказывал, что он не сбивал «корейца», более того, из его слов следует, что в тот день в небе над Сахалином и рядом с ним было несколько самолётов-нарушителей, что говорит о масштабной провокации иностранных государств против СССР. Этой же версии придерживается, кстати, и авиаэксперт Мишель Брюн, изложивший доводы в своей знаменитой книге «Сахалинский инцидент: истинная миссия KAL-007».

В знаменитом интервью газете «Известия» Осипович сказал, что он получил приказ взлетать в 06.00 со своей авиабазы на Сахалине. Ему приказали направиться к востоку по направлению к Охотскому морю на высоте 8500 метров. Через 8 минут после взлёта Осипович получает сообщение от диспетчера: «Вражеский самолёт прямо по курсу».

Тем не менее вскоре после этого диспетчер изменил задание и послал Осиповича к цели, которая уже находилась позади него. Осипович сделал левый вираж, выполнил разворот на 180 градусов и направился, получается, за каким-то другим самолётом. Вскоре после разворота Осипович заметил небольшую чёрную точку в облаках.

«Нарушитель летел со скоростью приблизительно в 1000 км/ч. Я поймал его радаром и следовал за ним на расстоянии 13 км. Неожиданно диспетчер начал нервно спрашивать меня, какой у меня курс и высота у цели. Мы вошли в зону, где мой радар ничего не показывал, для меня это было полной неожиданностью. Я летал в этом районе много раз прежде, но это случилось здесь со мной впервые. Диспетчер позднее объяснил мне, что радарное эхо от обоих самолётов полностью исчезло с экрана», - рассказал Осипович.

После этого заявления Андрей Иллеш, журналист «Известий», воспроизвёл отрывок с американской плёнки, на которой были записаны переговоры советских пилотов. В отрывке был странный диалог:

805, это вы вызывали?

Кто вызывает 805-го?

Осипович прокомментировал их сенсационно: «Да, это меня вызывали. Хотя голос показался мне странным. Как будто кто-то вклинился в наш разговор. Иностранец, знавший русский язык, говорил на нашей частоте для того, чтобы создать неразбериху и отдать ложные приказы. Кто это был - так и осталось загадкой. Очевидно, что говоривший находился в воздухе где-то в том же районе, слушал эфир и имел соответствующую передающую аппаратуру.

В 06.22 Осипович получил приказ открыть предупредительный огонь и заставить нарушителя приземлиться. Он сказал, что сделал 243 предупредительных выстрела из пушки. Но, добавил он, «у меня не было никаких трассирующих снарядов, только бронебойные». Именно в этот момент самолёт-нарушитель начал замедлять скорость. В эфире творилась неописуемая сумятица, и я не мог разобрать ни слова. Я помню, что вслед за мной шёл МиГ-23, который не мог лететь достаточно быстро, потому что он всё ещё нёс подвесные топливные баки. Пилот не переставал кричать: «Я вижу воздушный бой! Воздушный бой!». Я не имел никакого понятия, о каком воздушном бое он говорит».

Итак, какой-то русский пилот видел ещё до атаки Осиповича воздушный бой. Но это был не огонь пушки Осиповича, ведь там не было трассеров, по официальной версии, выстрелы Осиповича не видели даже пилоты KAL-007. Таким образом, был ещё один советский военный самолёт кроме самолёта Осиповича и МиГа-23. Был и ещё один самолёт-нарушитель.

Вернёмся к рассказу Осиповича: «Я просигнализировал огнями, но вместо того, чтобы подчиниться, другой самолёт попытался стряхнуть меня с хвоста. Этот самолёт замедлил скорость до 350 км/ч. Мой самолёт не мог лететь со скоростью меньше 400 км/ч без срыва воздушного потока. Я резко спикировал и повернул вправо, в результате чего оказался в 5 км сзади и в 2 км ниже нарушителя. Когда я оказался рядом с другим самолётом, у меня появился хороший шанс его рассмотреть. Он выглядел больше по размерам, чем Ил-76, но силуэт напоминал мне Ту-16.

Первая ракета ударила в хвост, и я увидел большое оранжевое пламя. Вторая снесла половину левого крыла. Огни немедленно погасли. Когда погасли огни того самолёта, по которому я стрелял, я отвернул вправо и полетел на базу. Затем я услышал, как наземный контроль наводил на цель другой самолёт. «Цель снижается», - сказал диспетчер другому пилоту».

Ту-16 - это самолёт, абсолютно не похожий на «Боинг-747». У «Боинга» - четыре двигателя под крыльями, четыре реактивных струи от них. Огромный фюзеляж, две палубы. Ту-16 - стратегический бомбардировщик с двумя двигателями в крыльях, около фюзеляжа. После отрыва крыла самолёт, который сбил Осипович, должен был начать неконтролируемое падение. «Боинг» же официально падал 12 минут, его пилоты долго боролись за жизнь лайнера. Кроме того, мы видим, что другие самолёты ПВО СССР продолжали наводиться на какие-то цели. Что это были за цели, если Осипович свою уже сбил и доложил об этом?

Осипович заканчивает: «Я сбил вражеский самолёт-разведчик. Всё это дело с гражданским авиалайнером началось только потом. Водолазы нашли остов самолёта, но там не было никаких пассажиров. Единственным найденным останком человека там была рука пилота в чёрной перчатке. Не имеет значения, что они говорят, я отвечаю за свои слова: самолёт, который я сбил, был не пассажирским, а шпионским».

Оригинал взят у nstarikov в Он выполнил свой долг

В АДЫГЕЕ УМЕР ЛЁТЧИК, СБИВШИЙ В 1983 ГОДУ ЮЖНО-КОРЕЙСКИЙ «БОИНГ-747». В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера — подполковника авиации Геннадия Осиповича. Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».


Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью — Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула .




«В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера — подполковника авиации Геннадия Осиповича .


Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».


Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью-Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула.


Геннадия Осиповича военные офицеры вспоминают как исключительно порядочного человека, профессионала высокого класса, отличного лётчика.


«То, что выпало ему на долю, не пожелал бы никому», — говорит полковник военно-воздушных сил России Анатолий Коваленко .


По воспоминаниям Анатолия Григорьевича, Геннадий Осипович получил боевой приказ подняться в воздух в пять утра. На высоте приблизительно 9 км он увидел южнокорейский самолёт, который приближался к нашей границе.


«Но на нём горела мигалка — значит, самолёт или пассажирский или транспортный. На сигналы он не отвечал. Когда «Боинг» пересёк государственную границу Советского Союза, Геннадий получил приказ: цель уничтожить. Затем новый приказ: посадить. Не получилось — экипаж не реагировал. Потом ещё приказ: цель уничтожить. Геннадий Осипович вёл себя как настоящий боевой офицер — точно исполнил приказ», — считает полковник Коваленко.


Когда истребитель сел, Геннадия друзья поздравляли с выполнением боевого задания. Но на следующий день западные СМИ превратили лётчика из героя в убийцу. Геннадий Николаевич очень тяжело переживал то, что против воли оказался в центре мирового скандала.


На острове Сахалин живут тысячи корейцев. Чтобы сохранить жизнь лётчику и его семье, Осиповича перевели служить в другое место. В 1986 г. Осипович уволился из Вооружённых сил и поселился на родине, в Майкопе.


Много позже стало ясно, что советский лётчик был ни в чём не виноват. В сбитом пассажирском самолёте был только экипаж. Очевидно, что под видом пассажирского на территорию СССР проник самолёт-шпион.


«Потом я читал, что на дне нашли паспорта, связанные стопкой, связанные кеды и фрагменты только 17 тел. Но в самолёте должны были лететь 269 человек. Куда подевались они? Зато этот скандал пришёлся на руку США, которые, благодаря сбитому «Боингу», раздули мировой скандал, утверждая, что СССР — империя зла! Крайним оказался советский лётчик», — уверен Анатолий Коваленко.


Кстати, официально истинная причина гибели южнокорейского «Боинга» до сих пор не раскрыта. Не торопятся на Западе раскрывать и тайну гибели ещё одного «Боинга» — малайзийского, сбитого уже над Украиной.»


P.S. Материалы по теме

Инцидент с корейским Боингом 1983г. - катастрофа 1 сентября 1983 года пассажирского самолета Боинг 747-230B компании Korean Air выполнявшего рейс KAL007 (перелет Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул). По неясным причинам самолет сбился с курса и был уничтожен советским пилотом Осиповичем. Осипович Геннадий Николаевич преследовал Боинг на истребителе Су-15 и по приказанию советского военного командования выпустил по лайнеру две ракеты на поражение. Экипаж лайнера в составе 23 человек и 269 пассажиров погибли.

Виктор Сабанеев со слов Осиповича указывает, что Осипович специально указал командиру, что видит и навигационные огни, и светящиеся иллюминаторы лайнера, но командир дал команду на уничтожение, а потом советские представители утверждали, что лайнер специально летел без огней, прикидываясь военным самолетом-разведчиком . Анонимные публикации обычно предлагают несколько иные версии. . Отмечается недостаток топлива самолетов-перехватчиков; вероятно, после перелета Виктора Беленко , советские военные самолеты недозаправляли с тем, чтобы топлива не хватало на побег в Японию.

Судя по публикациям, военное командование СССР, обнаружив пассажирский самолет в неположенном месте, не предприняло никаких попыток связаться с аварийными службами Америки, Японии (над территорией которой должен был проходить полет) или Южной Кореи; и не попыталось вклиниться в разговор пилотов лайнера с диспетчером. Неприязни к советской стороне добавила также попытка советских представителей скрыть факт того, что лайнер летел с включенными огнями. Поэтому мировая общественность восприняла уничтожение лайнера как выражение тупой ярости теряющих свою силу варваров, садистов, уже неспособных сбивать военные цели и вымещающих свою звериную злобу на пассажирских самолетах, попавших в беду. Многие граждане выразили возмущение действиями советских ветеранов.

Ссылки

  1. http://zhurnal.lib.ru/editors/k/kuznecow_d_j/boeing1983tass.shtml Тасс про Боинг. (2 сентября 1983 - August 2011)
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инцидент_с_южнокорейским_Боингом_(1983)
  3. http://kp.ru/daily/23104/22963/ Виктор САБАНЕЕВ. Летчик Геннадий Осипович: Я не сбивал корейский «Боинг» с 269 пассажирами! - 29.08.2003 В понедельник, 1 сентября, исполнится ровно 20 лет с того дня, как в небе над Сахалином советский истребитель Су-15 сбил «Боинг-747», совершавший рейс Анкоридж - Сеул. Пассажирский самолет нарушил тогда границу СССР и углубился в наше воздушное пространство на 650 км от международной трассы, а параллельно с ним, но в безопасной зоне, как написали позже, шел самолет-разведчик. Получив команду с земли, летчик Геннадий Осипович выпустил по лайнеру-нарушителю две ракеты. «Мне сказали завалить, я и завалил!» Маленький хуторок «17 лет Октября» под Майкопом. Симпатичный бело-зеленый домик. Здесь живет с супругой Людмилой подполковник в отставке Геннадий Николаевич Осипович. В следующем году ему исполнится 60 лет. - Определить, что это именно «Боинг», я сначала не мог, - вспоминает Геннадий Николаевич. - Он далеко шел. А когда я приблизился, то увидел, что горят два ряда иллюминаторов. Людей я в салоне не видел. Особо не увидишь с трехсот метров. Потом мы корректировали запись нашего с землей радиообмена. Сделали так, будто я доложил: «Мигалка» не горит». Чтобы убедить мир, будто мы не знали, что самолет гражданский. (Гражданские самолеты обязаны всегда идти с «мигалками» - включенными навигационными огнями. А военные - нет. - Прим. ред.) Хотя я честно докладывал, что «мигалка» горит. Чтобы на земле поняли, что это гражданский. Я считаю, на сбитом самолете был только экипаж. И, очевидно, разведчики. Они думали, что включатся наши наземные средства ПВО и они все их зафиксируют. Я ведь говорю то, что знаю. Я - исполнитель. Мне сказали: «Хорек!» Я и не буду говорить, что это суслик. Сказали: «Завалить!» - завалил. … Из последних минут радиообмена корейских пилотов с японским диспетчером следует, что на борту, возможно, полная паника, шум, возгласы: «Дым... Разгерметизация! Не получается!» Многократно повторяется фраза: «Экстренное снижение, застегните ремни, наденьте маски».
  4. http://www.veltain.ru/run_stat.php?id=31 СССР сбил корейский пассажирский самолет. Холодная война шла на убыль. Казалось, что Соединенные Штаты и Советский Союз готовы обсудить свои разногласия. Неожиданно советские истребители сбили корейский гражданский авиалайнер. Что это было - ошибка, провокация или же логическое завершение параноидальной политики? Теперь я попробую ракетой, прозвучал сквозь помехи радиоэфира спокойный голос. - Я приближаюсь к цели... Я произвел пуск. Цель уничтожена. В 6.47 утра 1 сентября 1983 года пилот советского сверхзвукового истребителя «Су-15» убедился, что цель поражена: «Боинг 747-200Б» начал снижаться по спирали по направлению к ледяным водам Японского моря. Охотник поразил свою жертву с помощью двух оружейных систем - тепловой ракеты, которая вывела из строя двигатель, и радиолокационной самонаводящейся ракеты, вероятно попавшей в фюзеляж. «Кориэн Эйр 007...» - успел выкрикнуть в радиоэфир пилот авиалайнера. Потом тишина. В течение 14 минут огромный самолет падал с высоты 11 000 метров в море.. ..Согласно записям, советский летчик-истребитель наблюдал корейский авиалайнер, который в полтора раза больше RC-135. Он дважды сообщал, что он видит навигационные и проблесковые огни.. ..Президент Южной Кореи Чон Ду Хван раздраженно отверг объяснение маршала Огаркова: «Никто в мире, кроме советских властей, не поверит, что 70-летнему старику или четырехлетнему ребенку позволили бы лететь на гражданском самолете, задачей которого было нарушение советского воздушного пространства в шпионских целях».. ..На пресс-конференции 9 сентября 1983 года начальник советского Генерального штаба Николай Огарков рассказал о параллельных курсах, по которым летели «КАЛ 007» и американский самолет RC-135, выполнявший разведывательную миссию. Он объяснил, что это послужило причиной того, что корейский лайнер был сбит. По всему миру прошли демонстрации протеста против действий СССР; вверху - возмущенные корейцы, на демонстрации в Токио. Одна опасность грозила пилотам перехватчиков - нехватка топлива. Все самолеты могли находиться в воздухе чуть менее часа, даже с дополнительными баками. Пилот под номером 805, сделавший роковой ракетный залп, сбросил свои пустые баки через несколько секунд после обнаружения «КАЛ-007». У него оставалось всего лишь 35 минут, чтобы выполнить задание и благополучно вернуться на базу. Подлетев сзади и захватив ничего не подозревавшую цель, 805-й передал на авиалайнер сигнал «свой или чужой» (IFF) с целью идентифицировать его. Однако только советский самолет смог бы принять этот сигнал на той частоте, которую использовал истребитель.. Пилот 805-го сказал, что он видит, как вспыхивают проблесковые огни корейского авиалайнера. Находившийся примерно в 11 километрах пилот одного из «Миг-23» сообщил, что он видит и перехватчик, и его цель. По оценкам западных экспертов, в ту ночь видимость на высоте более 10 000 метров должна была быть хорошей. Более того, от советских пилотов, так же как и от пилотов США и других западных стран, требуется умение различать силуэты самолетов. Горбатый «Боинг-747», который называют «баклажан», ни с чем не перепутаешь. Окрашенный в белый цвет реактивный лайнер летел над облаками, освещенный полумесяцем. К тому же специалисты разведки сходятся на том, что операторы советских радарных станций ведут журнал, куда заносятся сведения обо всех коммерческих рейсах, чьи маршруты проходят рядом с границей. Потом пилот 805-го утверждал, что он якобы сделал 120 предупредительных выстрелов трассирующими снарядами. Лента с записью его переговоров эту версию не подтверждает. Как только «КАЛ-007» достиг точки, откуда до международного воздушного пространства оставалось 90 секунд лета - примерно 19 километров, - «Су-15», топливные баки которого пустели с ужасающей быстротой, произвел залп и лишь ненадолго задержался, чтобы увидеть результаты.. ответные меры Соединенных Штатов, такие, как просьба к другим странам прекратить на два месяца воздушное сообщение с Советским Союзом, были взвешенными. 11 западных государств согласились на не столь продолжительные санкции.// «Цель уничтожена»// Приблизительно через четыре часа после вылета из Анкориджа «КАЛ-007» установил на высокой частоте радиоконтакт с Токио и доложил о своем продвижении к Сеулу, как если бы он все еще шел по курсу. В 17.07 (5.07 вечера, по Гринвичу, 5.07 утра на Сахалине) с авиалайнера сообщили, что он только что миновал контрольную точку NIPPI, тогда как на самом деле он пролетал над российским полуостровом Камчатка, направляясь к Сахалину. В 18.15 корейский лайнер попросил у Токио разрешения подняться на высоту 11 000 метров. Разрешение было дано, и в Токио получили подтверждение того, что маневр завершен. Через несколько минут в Токио услышали последнее, незаконченное сообщение: «Корнан Эйр 007...» Тем временем происходил другой разговор между землей и бортом самолета. Это был разговор пилота 805-го с командным пунктом советской ПВО на Сахалине. В Японии магнитофоны записали эти переговоры. Вот их отрывки: 18.12:10 - Я наблюдаю его визуально и на экране (радара). 18.13:05 - Я захватил цель. 18.13:26 - Цель не отвечает на запрос. 18.13:40 - Оружие включил. 18.19:02 - Иду на сближение с целью. 18.19:08 - Они меня не видят. 18.20:49 - Веду огонь из пушки. 18.23:37 - Теперь попробую ракетами. 18.26:20 - Произвел пуск. 18.26:22 - Цель уничтожена.