История создания села большие вяземы. Большие Вязёмы и Захарово: "Подмосковный пушкинский заповедник"

В Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина (усадьба Вяземы) 10 февраля прошел традиционный день памяти великого русского поэта. В этот день, 10 февраля (29 января) 1837 года, А.С.Пушкин скончался от ранения, полученного на дуэли с Дантесом. Усадьба Вяземы имеет длинную и насыщенную историю, в XVI веке здесь стоял дворец царя Бориса Годунова окруженный крепостными стенами, он же воздвиг здесь церковь Живоначальной Троицы, сохранившуюся до нашего времени. Во времена смуты во дворце проживал Лжедмитрий I, бывала здесь и Мария Мнишек. Вяземы посещали и первые цари Романовы, а Петр I подарил усадьбу князю Борису Голицыну. В 1812 в усадьбе останавливались сначала Кутузов, а затем и Наполеон. Возле Спасо-Преображенской церкови похоронен брат А.С.Пушкина Николай, а имение поэта находится неподалеку в Захарово.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2016г.

Историческая справка:
Поселение на месте современной усадьбы Вяземы существует еще с XIV века. Впервые название Вязёмы встречается в документах XVI века, при Иване Грозном Вязёмы были последней станцией перед Москвой по Большой Смоленской дороге. Тогда село называлось Никольское-Вязёмы. В конце 1584 года село было подарено царём Фёдором I Иоанновичем своему шурину Борису Годунову, который немедленно затеял здесь большое строительство.
При нем здесь был построен деревянный загородный дворец, каменные звонница и пятиглавый Троицкий храм, сооружена плотина на р. Вязёмке. Здесь же располагались деревянная церковь Николая Чудотворца и монастырь Иоанна Богослова, который возник еще в догодуновское время. Ансамбль подмосковной царской резиденции окружали ров, вал и деревянная стена с шестью башнями, отчего Вязёмы приобрели вид крепости - «острога».
После смерти Бориса Годунова Вязёмы перешли к Лжедмитрию I, который зимой 1606 г. устроил здесь «потешную баталию» немецкой гвардии и польской конницы с московскими боярами. В мае этого же года в Вязёмах, по пути в Москву, на пять дней останавливалась Марина Мнишек. После её отъезда в селе случился пожар, обративший в пепел 30 крестьянских дворов. В 1611 г. здесь проходили переговоры о мире с Яном Сапегой.
В 1618 г. деревянный дворец Бориса Годунова вместе с «острогом» сгорел, а место, где он стоял, позже было застроено. Во время Смуты сгорели монастырь Иоанна Богослова и Никольская церковь. После «Московского разорения» от бывшей царской резиденции остались только Троицкая церковь, звонница и плотина.
В Троицкой церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в в Звенигород.
В 1694 году Пётр I пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну. В XVIII веке рядом с собором был выстроен дом причта, который вместе с собором и звонницей был огорожен каменной оградой. Во второй половине XVIII века при правнуке Бориса Алексеевича — Николае Михайловиче Голицыне (1729—1793) были построены дворец (1784 г.) и два флигеля (1770-е гг.), тогда же разбит регулярный парк.
В 1812 году в усадьбе останавливался М.И.Кутузов, а позднее и Наполеон. В память об этих событиях на территории усадьбы установлен памятный знак. В 1820 году был построен каменный мост через Вяземку. В разное время усадьбу посещали Павел I, Н.М.Пржевальский, В.Я.Брюсов, Л.Н.Толстой. С усадьбой связано имя Александра Сергеевича Пушкина. В нескольких километрах отсюда находилось имение Ганнибалов — Захарово, в котором поэт провёл своё детство. У стены церкви похоронен младший брат А. Пушкина — Николенька, умерший во младенчестве.
В 1987 году на территории усадьбы был создан Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (ГИЛМЗ А. С. Пушкина).
Сейчас на территории усадьбы действует несколько выставок:
- (рекомендую к обязательному посещению всем);
- музей Бориса Годунова на 2-м этаже конного двора (рекомендую любителям археологии);
- выставка современных пейзажистов на 3-м этаже конного двора;
- «Мастерская скульптора», музей Н. А. Коненковой в восточном флигеле (деревянные скульптуры).
Источники: интернет, википедия, книга А.В.Алексеева "Церковные древности Звенигородской земли"

1. Схема музея заповедника А.С.Пушкина усадьбы Вяземы

2. Село Вяземы князя Д.В.Голицына,

3. Вид усадьбы Вяземы, литография В.Тимма, 1850-е гг., из экспозиции, равсположенной во дворце

4. Бюст Пушкина у входа в музей

5. Конный двор после реставрации. В XVI-XVII в. на этом месте был дворец царя Бориса Годунова (сгорел в 1618 г.), основание которого обнаружили при археологических раскопках (черновой пол, остатки стен, деревянные трубы, терракотовые изразцы и т.п.). Сейчас в здании конного двора действует выставка, посвященная Борису Годунову, а на третьем этаже выставка современных пейзажистов

6. Скульптура коня

7. Музей Бориса Годунова. На ветринах найденные при раскопках детали дворца Бориса Годунова. В центре виден экран, на котором показываются интересные слайды о истории дворца Бориса Годунова и производимых археологических раскопках, рекомендую к просмотру

8. Правый флигель конного двора

9. Левый флигель конного двора, сейчас здесь детский центр

10. Спасо-Преображенская церковь (первоначально Живоначальной Троицы), возведена Борисом Годуновым в 1598 г., освящена в 1600 г. В смутное время был разорен польскими интервентами. В церкви останавливался царь Алексей Михайлович при своих поездках в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигород. Переименовал церковь в Преображенскую князь Б.А Голицын, которому отписал Вяземы Петр I. В 1812 году церковь вновь разорили, на этот раз французы. В 1930-е гг. церковь была закрыта, а снова открылась в 1992 г.

11. Спасо-Преображенская церковь и звонница, построенная еще до церкви, в 80-х гг. XVI века

12.

13.

14.

14.

16. Звонница, 80-е гг. XVI века

17.

18. Ограда вокруг церкви построена в конце XVIII века

19. Некрополь

20. Могила брата А.С.Пушкина - Николая

21.

22.

23. Надгробный памятник с могилы Петра Васильевича Дурново, XVIII век. Происходит с территории Саввино-Сторожевского монастыря, где до революции у стен Рождественского собора находилась усыпальница рода Дурново. После закрытия обители в 1919 г. и уничтожения монастырского некрополя, это надгробие было вывезено за город и сброшено в карьер. Несколько лет назад оно было случайно обнаружено местными жителями и перевезено в усадьбу Вяземы. Памятник типа "Муфтированная колонна" (колонна перебитая кубом), имел четкую сословную принадлежность и устанавливался только на могилах дворян

24.

25. Уникальный надгробный памятник, уникален своей эпитафией. Надгробие из белого камня, детское, крестьянское, перевезенно со старого кладбища с. Крымское. Выполнено в виде часовенного столба. Интересна и трогательна стихотворная эпитафия: "Подъ симъ камнемь покоица младенецъ Сергеи Шуствъ ро 1913 июля 15 скончался 1916 года 19 август. Стихъ. Тиши лис(т)ья не шумитя моего Серожа спить крепкимъ сномъ подъ каменымъ крестомъ онъ спитъ почиваить почиваить папу с мамуй ожыдаить"

26.

27. Средневековое надгробие, 1599 год

28. оно же, видна надпись, узор в виде косички и вилообразный крест

29. Под снегом находятся средневековые надгробия (с вилообразным крестом), найденные в Звенигороде и Кубинке. Полный список средневековых надгробий с вилообразным крестом, размещенных в моем блоге смотрите

30. Памятник А.С. Пушкину, скульптор Ю.С.Динес, архитектор А.В.Климочкин, установлен в 1999 г. к 200-летию со дня рождения поэта

31. Западный флигель, 70-е гг. XVIII века

32. Дворец, 1784 год. Сейчас здесь два этажа занимает музей, где воссоздана обстановка XVIII-начала XX века, а залы посвящены разным эпохам и владельцам усадьбы Вяземы. Фото-экскурсию по дворцу можно совершить

33. Памятник живой природы местного значения - тополь белый, возраст 90 лет. Вообще, на территории усадьбы практически все липы возрастом 160-175 лет и они также являются памятником живой природы

34. Дворец Голицына со стороны пруда

35. Панорама: восточный флигель, дворец, детская школа исскуств (1930 г.)

36. Памятный знак остановки русской и французской армии в августе 1812 г., 2002 г. В усадьбе Вяземы в 1812 г. после Бородинского сражения сначала при отступлении остановилась русская армия, а затем наступающая французская

Почему усадьба Большие Вязёмы стала историко-литературным музеем имени Пушкина, не вполне понятно. Единственная связь – расположение поблизости имения Ганнибалов, где прошло детство будущего классика русской литературы. Фактически это мемориал княжеского рода Голицыных, одного из древнейших и многочисленных, который изобилует известнейшими личностями. Место хранит память о Борисе Годунове, построившем здесь плотину и церковь, сохранившиеся и действующие поныне.

Дворец царя сгорел, земли Петр Первый пожаловал князю Голицыну, им и была основана усадьба Большие Вязёмы. Княжеский дом резиденции построен в 1784 году Николаем Михайловичем Голицыным в стиле раннего классицизма. Западный фасад (на заглавном снимке обзора) обращен к пруду на речке Вяземке, примечателен цилиндрическим ризалитом. Фронтон украшен родовым гербом Голицыных с княжеской символикой.

Ризалит оборудован балконами с металлическими решетками, такие же на ограждении входного крыльца. Кровля опоясана невысокой балюстрадой, над ризалитом устроен обзорный бельведер в виде граненой башенки. Восточный фасад – ровный, обращен в парковую зону, предваренную красочным газоном с цветником. На газоне крупные буквы с фамилией и инициалами Пушкина, юбилейная дата явно и безнадежноустарела.

Усадьба Большие Вязёмы, экскурсия по дворцу

Внутренней планировкой центрального здания усадьба Большие Вязёмы несколько отличается от большинства имений. Здесь нет анфиладной последовательности помещений, каждое имеет по нескольку дверных проемов. Тем не менее персонал музея старается не допускать хаотичного перемещения посетителей, направляя экскурсантов по стандартному маршруту. Начинают осмотр с Розовой гостиной, куда посетители проходят по парадной лестнице.

Сам собой разумеющийся цвет обивки стен соответствует названию, либо наоборот. Из предметов обстановки здесь диван с прямоугольным столиком, трюмо с большим зеркалом и бронзовыми подсвечниками. В углу – тумба с декоративной вазой, рядом женский бюст на постаменте. Наиболее приметный экспонат – живописное полотно XVIII века, Дама на готических развалинах, автор произведения неизвестен.

Далее следует одно из крупнейших помещений по площади, многотомная библиотека иностранной литературы, занимающая высоченные шкафы. Комната частично занята портретами с изображениями героев войны 1812 года, портрет Кутузова – в центре, возле лестницы. Без этого приспособления невозможно достать книги с верхних полок, но осматривать портретную галерею можно и снизу.

Все картины, которыми украшена усадьба Большие Вязёмы в библиотечном зале, являются копиями широко известной серии Джорджа Доу. Размещение здесь портретов полководцев более чем оправдано, ведь усадьба Большие Вязёмы была в центре противостояния двух армий. Сначала именно в иностранной библиотеке был штаб Кутузова, здесь же лекари пытались спасти раненного Багратиона.

Одним из героев противостояния с Наполеоном признан Дмитрий Владимирович Голицын, генерал от кавалерии. Князь был награжден всеми высшими российскими наградами и орденами еще нескольких стран. Его портрет размещен отдельно от прочих, у противоположной стены зала иностранной библиотеки. С 1813 года Дмитрием Голицыным была унаследована от скончавшегося брата усадьба Большие Вязёмы. После войны князь с 1820 года до кончины в 1844-м был военным генерал-губернатором Москвы.

Зал, посвященный неприятелю

Отдельный Французский зал усадьба Большие Вязёмы посвящен неприятельской армии и ее предводителю. Гениальность Наполеона Бонапарта как полководца и государственного деятеля никогда не отрицалась всеми его противниками. Экспозиция оформлена в виде инсталляции, изображающей приемную полководца в полевых условиях. Манекен адъютанта Наполеона показан в напряженной позе ожидания вызова к императору или другой команды.

Около входной двери помещен профильный портрет Наполеона, копия с работы Поля Делароша. Безмолвный часовой выполняет свой долг по охране полководца. Кроме его изображения, на стенах портреты ближайших сподвижников, маршалов Франции. Заметным во всех смыслах является экспонат напротив стола адъютанта, ваза французской работы. На изделии из фаянса и бронзы с позолотой – победившая Великая армия. Несбывшиеся надежды!

Инициированное амбициями Наполеона российско-французское военное соперничество осталось единственным конфликтом этих стран. Россия оказала захватчикам всенародное сопротивление небывалого масштаба, дополнившее усилия регулярной армии. Победоносным шествием по Европе армии Александра Первого освободили порабощенные страны и вошли в Париж. Война не убила в России интереса к культуре Франции и популярности изделий оттуда.

Французские изделия использовались и в бытовом обиходе, но основным было декоративное использование. Высокое качество и художественные достоинства делали привычные предметы произведениями искусства. Витрина в простенке оконных проемов Французского зала содержит образцы расписного фарфора, тарелки и фигурки солдат. Посетившие усадьбу Большые Вязёмы убеждаются в сказанном собственными глазами.

Столовая, Круглая гостиная и Будуар

Своей столовой усадьба Большие Вязёмы вовсе не поражает, во многих имениях обстановка побогаче и декоративнее. Выделяются своей прелестью подсвечники из бронзы и расписного фаянса, особенно на фоне полупустого стола. Формирование интерьера выполнено расстановкой столиков и постаментов с сувенирными вазами и часами, в углу – посудный буфет. Искусная драпировка оконных проемов вносит свою лепту в облик помещения.

Здешней художественной достопримечательностью называют картину Петера Лютке – Мавзолей в парке Шарлоттенбург, а мемориальной – портрет Н.Ф. Голицына 1730-х годов. Торцевая стена продолговатого зала представляет предков Голицыных – князей и княгиню Чернышовых. Как и прочая живопись усадьбы Большие Вязёмы, портреты являются копиями работ неизвестных мастеров прошлого.

Помещение Круглой гостиной буквальным образом соответствует названию, оно находится на первом этаже ризалита. Филигранно уложенный паркет напоминает роскошный ковер с геометрическим орнаментом. Центральным объектом круглого зала является мраморный камин с большим зеркалом над ним. Вторая достопримечательность здесь – копия известной скульптуры Спящая Ариадна, в кадр не попавшая.

Братья Борис и Дмитрий Владимировичи Голицыны были любителями заграничных поездок, откуда привозили произведения искусства. Рисунки и гравюры с изображениями посещенных городов развешены по стенам Круглой гостиной. Живописные полотна и выставочные витрины с привезенными сувенирами дополняют интерьер помещения. Завершает его изящная бронзовая люстра с множеством рожков.

Будуар с обивкой стен синего цвета – одно из примечательных помещений, которым гордится усадьба Большие Вязёмы. Последний оформленный хозяевами интерьер указывает на использование помещения как гостиной для кофе и азартных игр. Последнее подтверждается ломберным столиком с разложенными игральными картами. Однако архитектурные детали, прежде всего альковная ниша для кровати с колоннами, выдают спальное помещение.

Спальней помещение служило еще одному из предков XVIII века, Николаю Михайловичу Голицыну. Практически очевидно, что в преклонном возрасте здесь ночевала Наталья Петровна, мать Бориса и Дмитрия Голицыных. Ее единодушно считают прототипом героини Пиковой дамы Пушкина, якобы подсказавшей фабулу произведения. Левую стену Будуара украшают два ее портрета, в молодости и преклонном возрасте.

Чисто мужские помещения

Мужской парадный кабинет был домашним помещением для работы Дмитрия Голицына в бытность военным губернатором Москвы. Обстановка и декорирование помещения позволяли и принимать неурочных посетителей, и работать над бумагами. Можно было и отдохнуть в перерывах занятий. Примечательна в мужском кабинете изразцовая поверхность, нагреваемая скрытой за стеной печной топкой.

Парадные портреты Дмитрия Владимировича и его супруги были исполнены обрусевшим французом Франсуа Риссом (Францем Ивановичем). В кабинете вывешены их копии, должные подчеркивать нравственность семейства. Над рабочим секретером – портрет императора Николая Первого, на царствование которого пришлась почти вся высокая служба Голицына. Интерьер дополняют шкафы и стенд с книгами, князь был любителем словесности.

Пушкин был прекрасно знаком с генерал-губернатором, но после ссылки находился под негласным полицейским надзором. Руководил надзорной деятельностью именно Голицын, но особого рвения подчиненных в этом плане не допускал. Даже с будущей супругой Пушкин познакомился на губернаторском балу, но в его московском дворце. Книжная коллекция Голицына включала пушкинские произведения.

Сообщается о высокой оценке поэтом деловых качеств и итогов деятельности генерал-губернатора. Голицын же почитал Пушкина в полном соответствии с силой его литературного дара, но служебные обязанности исполнял исправно. Выставленные раскрытыми книги прижизненного издания наглядно подчеркивают не только интерес чиновника к литературе, но и желание вникнуть в настроения поднадзорного.

Масонский зал был обычным явлением для многих аристократических имений, усадьба Большие Вязёмы – в числе прочих. Ничего странного в принадлежности к Вольным каменщикам Дмитрия и Бориса Голицыных не было. Состояли в ложах и более высокопоставленные люди, начиная с императора Александра Первого. Масонами из гостей усадьбы были тоже многие, начиная с Кутузова и Пушкина.

Несмотря на напускную конспиративность, российские масоны часто оформляли подобные экспозиции о якобы тайном обществе. Портреты высокопоставленных вельмож, входящих в число посвященных, и здесь размещены открыто. Символика и ритуалы масонов содержали заимствования из объединений цеховиков Средневековья, элементы разных вероисповеданий. Целей объединения и гуманизации человечества не достигнуто, и не предвидится.

Второй этаж усадебного дома

Широкая лестница с оригинально выглядящим перильным ограждением ведет на второй этаж господского дома. Оформление лестничной клетки идентично содержанию экспозиции первого верхнего помещения, поэтому объединяем в слайдер несколько фотографий. Достаточно их посмотреть, чтобы понять, — перед нами Охотничий зал. Немногие из аристократов прошлого не страдал этим увлечением, этой же страсти усадьба Большие Вязёмы посвятила свое помещение.




Охотничий зал, как и ведущая к нему лестница, обильно украшены изделиями из добытых трофеев. Звериные шкуры и препарированные головы, отделенные и укрепленные на подсесках рога соседствуют с чучелами более мелкой добычи. Шкафы заполнены разными охотничьими аксессуарами и принадлежностями, много специализированных изданий в витринах. Специфично и содержание живописных полотен в этой сугубо мужской комнате.

Иное дело Гостиная, в это помещение усадьба Большие Вязёмы приглашает вместе милых дам и кавалеров. Богатство декорирования, обилие предметов меблировки и художественных произведений поражает взоры после помещений попроще. Равная по площади Столовой, находящейся под ней, Гостиная выглядит просторнее за счет более высоких потолков. Из мебели наибольшее впечатление произвели спинки дивана и кресел.

Роскошны угловые часы из светлой древесины с накладками и орлом наверху из позолоченной бронзы. Огромное зеркало позволяет обозревать всю комнату, даже наружный вид, стоя спиной к окнам. Хороши живописные изображения женщин, хотя блюстительницам нравственности некоторые не понравятся. Впечатление от Гостинойосталось великолепное, половина от всего, что дала усадьба Большие Вязёмы.

Библиотека отечественной литературы

Русская библиотека размещена не целиком над иностранной, как ожидалось, а над ее частью, но захватывает весь Круглый салон. Родной литературы осталось приличное количество, хотя многое позаимствовали большевики для школ и клубов, хоть не сожгли, слава Богу. На верхних досках книжных шкафов расставлены гипсовые бюсты выдающихся мыслителей и литераторов, посередине большой стол.





Несколько отступая от воссоздания подлинного интерьера, сотрудники отдельные издания выложили на демонстрационные стенды. Книги открыты на заглавных страницах, чтобы опознавали посетители, покровное стекло не даст листать и портить. Потрепанность корешков хранящихся в шкафах томов демонстрирует наглядно, что библиотеку для усадьбы Большие Вязёмы не просто собирали, книги активно читали.

Салон и Галерея

Салон соседствует с русским книжным собранием, располагаясь над большей частью площади иностранной, с военными портретами. Очевидным предназначением Салона было проведение различных увеселительных массовых мероприятий. Когда в 2006 году сгорела имени Тютчева, в зале размещалась тамошняя живописная коллекция. Сейчас произведений меньше, можно просмотреть быстро.

Меблирован музыкальный Салон предельно скромно, но пояснения наделяют предметы длинной историей. Концертный рояль почему-то без стула пианиста, что выдает временное затишье в использовании музыкального инструмента. Значительная площадь помещения позволяет и сейчас организовывать здесь и концерты, и литературные вечера. Бывают и временные тематические выставки, приезжающие со своим оборудованием для показа.

Галерея – самое протяженное помещение голицынского дома, от западного до восточного фасада. Здесь усадьба Большие Вязёмы более всего предстает учреждением музейного характера, экспонатов больше, нежели где-либо. Небольшая, почти коридорная ширина помещения Галереи позволяет осмотреть все экспонаты за один проход, обычно экскурсия проходит их предшествующего Салона в Детскую.




Галерея сосредоточила значительное количество живописных произведений разных жанров. Кроме картин и мебели, здесь достаточно специфического выставочного оборудования, витрин и стендов специального изготовления. В них экспонируются одеяния различных времен и сословий, предметы прикладного искусства и бытовая утварь. Из мебели оригинальными показались похожий на аквариум диван перед круглым столиком с вазой, да кушетка с синей обивкой.

Детская комната и Зеленая гостиная

Помещения для детского пребывания и развлечений по мере взросления назначение часто меняют. Однако усадьба Большие Вязёмы детский колорит сохранила, помещение Детской узнаваемо по своему предназначению. Вся мебель здесь миниатюрнее, соответствуют детскому возрасту и книги на этажерке, и набор посуды в серванте. Среди жанровых картин размещены умилительные детские портреты разных возрастов.

Не слишком изящно музейное вместилище для старинных кукол и детских игрушек, они выглядят как в заточении. Наверное, это оправданно для обеспечения сохранности достаточно редких экспонатов. А ведь детство – это как одна из эпох, только в масштабах индивидуума. Игрушки поры взросления запоминаются надолго, порой – навсегда. Оттого и возникает в Детской у некоторых чувство умиления, как бессознательное воспоминание.

Зеленая гостиная частично расположена над нижележащей Розовой, что означает приближение окончания осмотра дома Голицыных. Назначение этого небольшого и уютного помещения угадывается по некоторым экспонатам, выложенным на виду намеренно. Трудно не заметить альбом для коллекционирования бабочек на откинутой столешнице секретера, видны даже сами засушенные жертвы.

Впрочем, едва ли это альбом, хрупкие засушенные насекомые так не сохранить. Скорее это вынутая для показа подложка с бабочками, наколотыми специальными булавками. Рядом лежит и коробка для энтомологической коллекции, обеспечивающая сохранность экспонатов. Множество ящичков секретера способны разместить собрание значительного объема. Кресла здесь не для отдыха, о чем предупреждают веревочки.

Выход и прилегающая территория

Спускаемся со второго этажа уже не по парадной лестнице, а по «черной», в юго-восточном углу здания. Ничем этот спуск не примечателен, кроме полумрака и возникающего на пути бюста Пушкина. Это не последнее изображение великого гостя, которого изредка принимала усадьба Большие Вязёмы. Не такую уж и малую связь Александра Сергеевича с имением Голицыных удалось обнаружить при посещении.

Выйдя на восточную сторону здания, посетители переходят в приусадебный парк, также имеющий интересные экспонаты. Насаждения зеленой зоны достаточно взрослые, с трудом просматривается регулярный характер первоначального устройства. Памятник Пушкину поставлен к его 200-летию со дня рождения, московскому генерал-губернатору и вовсе в 2013т году. Нечаянно, должно быть, упустили аналогичный юбилей Бородино.




Гораздо более яркий, ухоженный цветник усадьба Большие Вязёмы почему-то оборудовала возле бюста Дмитрию Владимировичу Голицыну. У Пушкина он скромнее, позади его бюста – еще одна достопримечательность, солнечные часы. Дополняет ансамбль монумент в честь остановки в усадьбе двух армий – отступающей русской и настигающих французов. Такая трактовка памяти об исторических событиях достоверна, но где патриотизм?

Древний храм и кое-что еще

Южнее парковой территории расположено самое старое из строений, которыми дополняется усадьба Большие Вязёмы. Белокаменный храм, именовавшийся первоначально Троицким, стал затем Спасо-Преображенским, был возведен еще до конца XVI века, по приказу Бориса Годунова. Бывали здесь и не вполне достойные люди, вроде Лжедимитрия Первого и его пассии Марии Мнишек. Посещали церковь и герои нации, те же Голицыны и сам Пушкин.

Конструктивно и то облику храм необычен и для тех лет, и для нашего времени, вызывает восторг и восхищение. Целых семь глав венчают величественный собор из двух этажей. Ухоженная территория и отреставрированная церковь до сих пор радушно встречают верующих, собор действующий. Возле ограды, обращенной на запад, к пруду, установлена отдельная звонница тех же лет постройки. Она напоминает Великого Новгорода.

Еще южнее и ближе к водоему расположено здание Конного двора, никоим образом на конюшню не походящее. На этом самом месте располагался деревянный дворец Бориса Годунова, позже сгоревший. На его фундаменте получивший землю от Петра Первого его сподвижник Борис Алексеевич Голицын построил семейное жилище. Много позднее его потомок Николай Михайлович перестроил здание в конный двор, название сохранилось до наших дней.

Продолжительная реконструкция вернула Конному двору первоначальный облик, одновременно обогатив археологов многочисленными находками времен Годунова. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция, охватывающая и времена правления царя Бориса, и петровское время. Бережное отношение к историческому наследию привело к тому, что усадьба Большие Вязёмы обрела еще один познавательный объект.

Усадьба Большие Вязёмы – любителям природы

Тем путешественникам, у которых усадьба Большие Вязёмы не отняла все силы без остатка, можно посоветовать продлить поход. Запруженная еще по приказу Бориса Годунова Речка Вязёмка образовала западнее осмотренных объектов живописный водоем. На берегу существует лодочный причал, не исключена прогулка по водной глади.

Можно и просто прогуляться по берегу, полюбоваться естественными видами и обитателями. Окружающие живописные пейзажи послужат прекрасным фоном для любителей фотографироваться на память.

Таким вот многогранным и разнообразным оказалось путешествие в ближайшие окрестности столицы. Дворянская усадьба Большие Вязёмы и вокруг этого объекта подарили и впечатления от разнообразных музейных экспозиций, и кое что ранее неведомое об известных людях. Парковые красоты дополнены природными, поэтому было увлекательно и весело. Не навязывая собственного маршрута, рекомендуем подумать о поездке.

– это не просто территория, объединяющая несколько центральных областей страны: Владимирскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую.

— это край живописной и истинно русской природы: хвойные и лиственные леса, чистые озера и реки, свежий воздух и гармоничный, привычный нам с детства климат.

— это медленно текущие реки с широкими поймами, занятые заливными лугами. Густые, темные, заросшие мхом, словно заколдованные ельники. Великолепные широколиственные леса, состоящие из огромных дубов, ясеней, кленов. Это солнечные сосняки и веселые, радующие глаз березняки. Густые заросли орешника на ковре высокого папоротника.

И прекрасные полянки, усыпанные цветами, источающими упоительные запахи, сменяют огромные острова непроходимых чащоб, где высоченные пушистые ели и сосны живут своей размеренной многовековой жизнью. Они кажутся невероятными великанами, которые неспешно расступаются перед непрошеными гостями.

В чащобе повсюду виднеются старые высохшие коряги, которые так причудливо изогнуты, что, казалось, там, за пригорком, притаился леший, а возле камня мирно дремлет симпатичная кикимора.

И бескрайние поля, уходящие или в лес или в небо. А вокруг – только пение птиц и стрёкот кузнечиков.

Здесь берут свое начало крупнейшие реки Русской равнины : Волга, Днепр, Дон, Ока, Западная Двина. Исток Волги – легенда России, паломничество к которому не прекращается никогда.

В средней полосе более тысячи озер. Самое красивое и популярное из них – озеро Селигер. Даже густонаселенная Московская область богата красивейшими озёрами и реками иногда даже не изуродованными коттеджами и высокими заборами.

Природа средней полосы, воспетая художниками, поэтами и писателями наполняет человека душевным покоем, открывает глаза на удивительную красоту родной земли.

Славится не только своей в буквальном смысле сказочной природой, но также историческими памятниками. Это – лицо русской провинции , кое-где, несмотря ни на что, даже сохранившая архитектурный облик XVIII-XIX веков.

В средней полосе находится большинство городов всемирно известного Золотого кольца России – Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Сергиев Посад и другие, старинные помещичьи усадьбы, монастыри и храмы, памятники архитектуры. Их красоту невозможно описать, ее надо увидеть своими глазами и, как говорится, ощутить дыханье старины глубокой.

Но самым плодотворным и счастливым для меня, оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.

Писал К.Г. Паустовский.

А можно просто забраться в какую-нибудь глухую деревеньку и вдали от цивилизации наслаждаться природой. Люди здесь очень радушные и приветливые.

В один из погожих осенних дней, поехали мы в Большие Вязёмы, посмотреть на величественный Спасо-Преображенский храм, обстановку усадебного дома, здание конюшни и окружающие все это ландшафты. Происхождение слова «Вязёмы» точно не установлено. Существуют две основные теории. Согласно первой слово происходит от славянского «вязкий», возможно это связано с вязкими берегами речки протекающей по территории усадьбы носящей схожее с усадьбой название Большая Вяземка. Другая теория относит слово «вязема» к финно-угорским корням, характерное для гидронимики Русского Севера (реки Кама, Лакшма, Лекшма, Падма).





Памятник А.С. Пушкину. 1999 год.
скульптор Ю.С. Динес, архитектор А.В. Климочкин.


Усадебный парк. Осень.

В далеком 1585 году, царь Федор Иоаннович пожаловал Большие Вяземы в вотчину Борису Годунову, и с начала 90-х годов XVI века Борис Годунов начал в своем новом владении большое строительство. В это время в усадьбе были построены, деревянный дворец, боярский дом, многочисленные службы, разбиты фруктовые сады. К концу шестнадцатого века в имении был выстроен пятиглавый храм во имя Преображения Господня со звонницей.

Весь комплекс усадебных построек, был окружен деревянной стеной с пятью башнями. Дополнительно стены были укреплены рвом. Таким образом, к концу XVI века весь комплекс представлял собой хорошо защищенную, мощную крепость. До нащих дней оборонительные сооружения усадьбы не дошли, оно и понятно, надобность в них отпала давным давно.


Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы


В эпоху смутного времени Большие Вязёмы стали резиденцией Лжедмитрия - здесь был его загородный дворец и здесь же, по дороге к своему жениху весной 1606 года останавливалась Марина Мнишек со своей многотысячной свитой. После ее отъезда в имении случился страшный пожар, уничтоживший более половины села. В одном из пожаров Смутного времени сгорел и деревянный дворец Бориса Годунова.


Домик причта


Церковно-приходская школа. Здание современное.


Нижний Голицынский пруд, на реке Большая Вяземка. Также известен под названием Государев пруд.

После прихода на царство Михаила Фёдоровича, в 1618 году Вязёмы были приписаны к дворцовому ведомству. А в 1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну, "за спасение во время стрелецкого бунта". Несмотря на то, что князь бывал здесь редко, считая своим главным имением Дубровицы, князь приложил немало усилий к возрождению Больших Вязём. Он восстановил разоренный Троицкий храм, переосвятил церковь в Преображенскую, заново отстроил дворец. Согласно дневникам Петра Первого, император посетил Большие Вязёмы проездом в 1701 и 1705 годах. Усадебный дом в Больших Вязёмах был построен 1 мая 1784 года правнуком князя Бориса Голицына отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным. О дате постройки говорит барельеф на фронтоне дома.


Дальше будет много снимков внутреннего убранства усадебного дома, который наверное правильнее называть виллой.











Война 1812 года не нанесла большого ущерба усадьбе. После Бородинского сражения, на пути к Москве в Больших Вязёмах останавливался Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов. А спустя несколько часов после его отъезда, в имение прибыл император Наполеон. Во дворце Голицына был размещен дракунский и пехотный корпуса. В память о тех днях на территории усадьбы был установлен памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года.


Знак в память остановки в Вязёмах двух армий во время Отечественной войны 1812 года.

В 1882 году в имении появляется новый владелец - сын светлейшего князя Дмитрий Борисович Голицын. С его появление усадьба вернула былую благоустроенность. В 1908 году новый владелец устраивает в окрестностях усадьбы дачный посёлок, под который отводится часть земли, отделенная железной дорого. Со временем на месте поселка образовался нынешний город Голицыно. Дмитрий Борисович Голицын стал последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы.
Перемены, которые принес в Россию 1917 год, не обошли стороной и усадьбу Голицыных.


Поднимаемся на второй этаж. Еще много снимков внутреннего убранства усадебного дома.











Осенью 1918 года и весной 1919 года из усадьбы в Национальный музейный фонд было вывезено более 60 предметов представляющих культурно-историческую ценность, среди которых была гравюра с изображением родословного древа князей Голицыных. Фамильные драгоценности семьи Голицыных были позднее переданы в Оружейную палату. Была роздано по библиотекам уникальная коллекция книг, более 30 тысяч томов, собранная Дмитрием Владимировичем Голицыным. Усадьба использовалась как колония для беспризорных, потом как санаторий для старых большевиков, училище летчиков и парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь. К слову сказать, во время Первой Мировой войны, здесь так же располагался лазарет на 50 коек.


Бывшая конюшня. В настоящее время идет ее реставрация.

После закрытия госпиталя на территории усадьбы разместился учебный зоотехнический институт коневодства, который курировал лично Семен Михайлович Буденный, неоднократно приезжавший в усадьбу. В 1952 г. он заложил первый камень в фундамент нового здания института.


Школа искусств, в прошлом здание института коневодства.

Недалеко от Больших Вязём расположена усадьба Захарово - бывшее имение бабушки великого русского поэта Марии Алексеевны Ганнибал. Здесь, в подмосковной бабушкиной усадьбе будущий поэт впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, познакомился с крестьянским бытом. Эти первые детские впечатления формировали его жизненные взгляды. В этих подмосковных местах он начал писать свои первые стихи.


Старый дом возле площадки отстоя туристических автобусов.



Еще один памятник Александру Пушкину в усадьбе Большие Вяземы.

В период с 1805 по 1830 годы Пушкин часто приезжал в Большие Вязёмы из бабушкиного имения. Поскольку в Захарово не было церкви, семейство Пушкины ездили на службы в Большие Вязёмы. Один из приездов в Захарово в 1807 году был омрачен трагическими событиями - умер младший брат Николай. Похоронен Николай был у ограды Спасо-Преображенского храма на территории усадьбы, со стороны апсид.


Могила брата Пушкина - Николая, который умер в шестилетнем возрасте.


Рядом еще несколько старинных надгробий.

С Большими Вязёмами связана и история любви Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой. Именно здесь, в усадьбе, на одном из балов, устроенном князем Голицыным, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову. Усадьба Большие Вязёмы не раз встречается в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что в романе «Евгений Онегин» Захарово служит прототипом имению Лариных, а Большие Вязёмы - стали основой для описания имения Онегина. Сейчас усадьба Большие Вяземы, как и усадьба Захарово, входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Во дворце Голицыных, среди интерьеров XVIII —XIX вв. проводятся Голицынские чтения «История Отечества». Добраться до усадьбы можно от Белорусского вокзала эектричкой до остановки "Стация Голицыно". От станции пешком около 1 км. От станции можно добираться также автобусом или маршрутными такси. Не вздумайте выходить на станции «Малые Вяземы» заплутаете и потеряетесь. На автомобиле надо выезжать по Можайскому шоссе. Не заезжая в сам поселок Вяземы, перед мостом повернуть налево, и через приблизительно 200 метров повернуть направо к автостоянке у Преображенской церкви.

Усадьба Большие Вязёмы в Подмосковье – одно из самых очаровательных и посещаемых пушкинских мест. Это часть Государственного историко-литературного музея-заповедника . В , находящейся в пяти км от Больших Вязём, поэт провёл шесть летних сезонов с 1804 по 1810 год. Эти два места стали для Пушкина символом сельской России, отражённой во многих произведениях, в том числе в поэме «Евгений Онегин».

Усадьба Большие Вязёмы , красивейший дворцово-парковый ансамбль XVII-XVIII веков , находится на берегу реки Вязёмка, в 54 км на запад от Москвы. На территории усадьбы расположены Голицынский дворец с несколькими флигелями, Спасо-Преображенский собор, оригинальная звонница, старинная плотина и другие достопримечательности. Ухоженный парк и живописные окрестные леса сочетаются в Больших Вязёмах с множеством памятников истории и культуры.

История усадьбы

Большие Вязёмы упоминались в летописях начала XVI века как поселение на Большой Смоленской дороге. В 1585 году они были пожалованы государем Иваном Грозным шурину Борису Годунову, превратившему своё владение в небольшую крепость. Всего за один год им были построены деревянный терем с флигелями и храм Преображения Господня, крепостная стена, плотина. Эти сооружения, созданными зодчими Бориса Годунова, сохранились до наших дней.

В смутные времена начала XVII века усадьба на короткое время стала загородной резиденцией царя Лжедмитрия I и его супруги Марины Мнишек. В конце XVII века подарил Большие Вязёмы своему соратнику в борьбе за власть – князю Борису Голицыну. В 1784 году его правнук, Николай Голицын, построил дворец заново, и в этом виде главное здание дошло до наших дней.

Во время в Вязёмах останавливался полководец Михаил Кутузов, а после него – император Наполеон. В разное время здесь побывало немало известных и выдающихся людей. Среди них – император Павел I, литераторы Н. Гоголь, В. Брюсов, Л. Толстой, А. Ахматова и , путешественник Н. Пржевальский. Важнейшим для музея обстоятельством считается то, что он тесно связан с именем поэта А. Пуш кина. Неподалёку от Вязем поэт подрастал, посещал местный храм и гостил в этой усадьбе у Голицыных. На местном кладбище находится могила его умершего шестилетнего брата Николая.

Имение оставалось собственностью семьи Голицыных до 1917 года. В годы советской власти дом ветшал и приходил в запустение. Лишь в 1980 году в усадьбе началось создание небольшого музея, а в 1994 году Большие Вязёмы были объявлены государственным музеем и начались реставрационные работы.

Памятники

Весь комплекс памятников усадьбы-музея интересен, но наибольший интерес посетителей вызывают собор со звонницей и особняк с двумя флигелями. Комнаты особняка великолепно декорированы мебелью и предметами обихода конца XIX — начала XX века, собранными для музея в схожих дворянских имениях. В интерьерах Голицынского дворца мастерски воссоздана атмосфера пушкинских времён: жилые и парадные покои – такие, какими их мог видеть поэт в юном и более позднем возрасте при посещении дома.

Парадная столовая – та самая, в которой подавали обед гостившему здесь императору Павлу I, а может быть, и непрошеному гостю, . Библиотека временно служила помещением для штаба русской армии. Масонский зал хранит портреты высокопоставленных членов ложи и мозаичные символы организации вольных каменщиков. В кокетливой дамской гостиной все словно как при Наталье Петровне Голициной, ставшей прообразом героини знаменитой пушкинской «Пиковой дамы». Сам дом, хорошо знакомый поэту, стал для него прообразом сельского имения Евгения Онегина, рядом с которым находилось более скромное пристанище Лариных – Захарово.

На прилегающих к зданиям аллеях , прогулочных дорожках и площадках есть немало памятных обелисков, посвящённых известным людям и знаменательным датам XVI — XX века. Парк и пруд дают представление об искусстве мастеров старинного ландшафта. При музее проводится постоянная работа по восстановлению помещений усадебных служб и конного двора, а также организации новых тематических экспозиций.

Интересным направлением деятельности Государственного историко-литературного музея заповедника А. С. Пушкина стали праздничные мероприятия , посвящённые пушкинским и историческим датам, регулярные «Музыкальные вечера в русской усадьбе», проводимые в каминном зале. Детский центр усадьбы Вязёмы приглашает юных слушателей и зрителей на тематические уроки, концерты, игры и фестивали.