Парк «Взморье. Горожан выпускают к морю Выдержки из меню

На Васильевском острове в декабре этого года начинает свою работу гостиная парка "Взморье". Корреспондент TNR пообщался с представителем парка ― Алексеем Онацко, который любезно рассказал об амбициозном проекте.

Алексей, как появилась идея преобразовать промзону завода "Прибой"?

Мы искали место, где можно будет создать принципиально новое городское общественное пространство и культурный кластер. Такое место, где прежде всего есть возможность опираться не только на здание, но и на окружающую территорию, её исторический или социальный контекст, где есть перспектива в практическом смысле соединить наш город и его воду во всём многообразии функций. Набережная версии 2.0 или культурный порт, куда вы в самом деле можете приходить по воде.

Рассматривались ли ещё какие-нибудь места под проект?

Мы около года искали площадку и рассматривали разные объекты. Летом чуть было не решились заняться заводом "Арсенал" на Арсенальной набережной и были близки к началу непосредственной работы, но этот объект в итоге оказался сложным в приспособлении технически и невозможным для реализации нашей задумки в полной мере, исходя из расположения и различных административных факторов. Да и эмоционально душа не лежала: мало воздуха, много машин. Пазл не складывался. В итоге попали на "Прибой".

После первой же экскурсии и общения с собственником, стало понятно, что это то что нужно и даже больше.

На ваш взгляд, будет ли "Взморье" таким центром, который будет влиять на изменение юго-западной части Васильевского острова?

Нам кажется, что он будет одним из них, со своей ярко выраженной харизмой и стилем. Сейчас юго-западная часть острова постепенно становится новым центром событий в самых разных областях. Этому способствует развитие транспортной инфраструктуры на острове: открытие ЗСД, планируемые новые станции метро, создание новых жилых кварталов и набережных на намывных территориях, а также грядущий редевелопинг Ленэкспо. Пока хаотичный, но направленный процесс ревитализации заводов происходит на Кожевенной линии. Ещё здесь уже есть Эрарта, реконструируется Центр Курехина, есть лофт проекты Korpus2, MORE PLACE. Так что одиноко нам точно не будет.

Проект "Парк Взморье" имеет какие-нибудь образцы, на которые он равняется? Неважно, за рубежом или в России.

Скорее мы равняемся на собственный опыт в создании общественных пространств, локальный контекст и ощущение того, что наш город должен быть более дружелюбным по отношению к горожанам, предоставлять широкие возможности для самореализации, неважно, в досуге или делах. Конечно, мы смотрим в сторону опыта скандинавских соседей. В Хельсинки, Осло, Амстердаме, Стокгольме можно легко найти великолепные примеры оживления неэффективных территорий, которые в итоге становятся новыми центрами притяжения для людей, любимым местом и очагом развития местной культуры.

"Взморье" станет конкурентом недавно открытой "Новой Голландии"?

Скорее нет, потому что, во первых у проектов разный базис и принципы построения. А во вторых, мы стремимся не конкурировать, а создавать продукт выгодно дополняющий существующие на рынке и связывающие разные территории в общую смысловую и функциональную сеть. При этом с Новой Голландией у нас есть много общих параллелей: вода, военно-морское, инженерное и архитектурное прошлое. Эти объекты связаны исторической функцией.

Есть ли у вас амбиции переместить часть культурной молодёжной активности на Васильевский остров благодаря строительству "Взморья"? Ведь не секрет, что большая часть такой "движухи" происходит за пределами острова.

Этот процесс уже происходит сам по себе, в центре слишком тесно для масштабов, а молодые сердца требуют видеть горизонт.

Есть определенный запрос на «воздух» и разнообразие досуга, что центр города предложить не может, ввиду определенной доли ограничений, которые накладывают охранные зоны: классические маршруты, плотность застройки, транспортный поток. Здесь вы немножко за городом, у моря, но в 15 минутах на такси из любого района. Вся эта боязнь на лишний километр удалиться от центра - только в голове. Да и вокруг нас густонаселенные районы, которые за отсутствием должных альтернатив вынуждены ездить в центр. На мой взгляд, это неправильно.

Вы встречали какое-либо сопротивление против проекта со стороны местных властей или общественности?

Наоборот, местные жители инициативу очень поддерживают, так как в центральных районах города объективно не хватает современных общественных пространств для прогулок и интересного досуга, а бизнесу нужны нестандартные площадки для новых проектов. Администрация Васильевского острова и муниципальные деятели проект в целом поддерживают, так как он хорошо ложится в общую стратегию развития города и позволяет говорить о необходимости развития прилегающих исторических и рекреационных зон как единого маршрута. Это и Галерная гавань, и зеленый пояс вдоль ЗСД, и перспективные намывные территории, и прилегающая акватория. Работаем с ними над целым букетом вопросов.

Кто является заинтересованной стороной в их создании, от кого идёт запрос на такие проекты

На этот вопрос я ответил частично ранее. Город - это его жители. Если у жителей есть возможность получать от города вдохновение, они будут с большой отдачей возвращать его обратно в город. Звучит может быть сентиментально, но работает именно так.

Парк «Взморье» - творческое пространство, где работают, творят и отдыхают молодые и креативные люди. Он был открыт в 2017 г. на берегу Шкиперского канала - на территории бывшего завода «Прибой», который более 100 лет был закрыт для посещений.

Шкиперский канал проложили в 1723 г. по проекту Доменико Трезини. Итальянский архитектор не только рассчитал параметры для строительства водного пути, но и спроектировал конструкции двух деревянных сторожевых башен, установленных в месте, где канал впадает в Финский залив. После революции башни перестроили в каменные, а на прилегающей территории возвели завод «Прибой», где в 80-х гг. производили оборудование для телеграфа, радио и телевидения. Доступ на набережную, равно как и на завод, был закрыт. В 2013 г. набережную переоборудовали для прогулок, сделали спуски к воде и открыли вход посетителям.

В то же время творческие команды Contour и The Dreamers United разработали проект переустройства завода в общественное пространство, которое назвали «Взморье». По замыслу организаторов проекта, территория должна была стать единой культурной и досуговой площадкой в стиле лофт, объединяющей жителей и гостей города посредством творчества.

Волонтеры очистили набережную от мусора, а затем приступили к ремонту помещений. Первым был освоен один из корпусов завода «Прибой» - в здании провели отделочные работы и отдали площади арендаторам. Официальное открытие парка «Взморье» состоялось весной 2017 г.

На территории «Взморья» открыты пункты проката спортивного инвентаря и рыболовного снаряжения. На первом этаже здания работают кафе и рестораны, а также творческие и концертные площадки. Второй этаж занимают выставочные пространства, студии, коворкинги, а на третьем располагается бизнес-центр с офисами и учебными классами. Действует бар «Мачты», где проходят концерты российских и иностранных исполнителей, баттлы ди-джеев и выступления начинающих музыкальных коллективов. Готовятся к открытию семейный парк и торговый квартал.

Живописная набережная привлекает туристов в любое время года – здесь индустриальная среда города органично сочетается с природой Финского залива. Трансформация пространства продолжается – проект предусматривает установку скамеек и уличного освещения, открытие новых корпусов.

Как добраться

Адрес парка «Взморье»: Шкиперский канал, д. 14, к. 19. Добраться можно на метро, ближайшие станции – «Василеостровская» и «Приморская».

Осенью прошлого года создатели кластера Contour и команда The Dreamers United объявили о запуске нового проекта - парка «Взморье» - общественной зоны на территории бывшего завода «Прибой». Проект реконструкции, разработанный архитектурным бюро «Хвоя», кардинальную трансформацию пространства вдоль Шкиперского канала, который к весне должны были приспособить для полноценного отдыха горожан: установить скамейки, устроить уличное освещение, а в прилегающих к набережной заводских корпусах должны были появиться кафе, лавки, галереи, выставочно-образовательные пространства и лофт-студии. Однако из-за проблем с финансированием (организаторы выиграли городской конкурс «Твой бюджет», но денег не получили: не успели в срок согласовать проект с собственниками завода) реализация затеи застопорилась.

Тем не менее кое-что сделать удалось: набережную полностью очистили от мусора, организовали свободный проход во «Взморье», минуя пропускной пункт, а в одном из корпусов перед Новым годом заработал бар «Мачты».

Фокус в том, что даже этого оказалось достаточно, чтобы можно было смело включить «Взморье» в обязательную программу отдыха этим летом: один только вид на Финский залив, который открывается с мыса, заставит смириться с отсутствием особого комфорта даже отъявленного сибарита.

История

Шкиперский канал - одна из старейших петербургских построек - был проложен в 1721–1723 годах по проекту архитектора Доменико Трезини, который также спроектировал две сторожевые башни - кроншпицы - у входа канала в Финский залив. Спустя 30 лет башни были перестроены в камне, сохранив изначальную форму петровского барокко. До революции гавань служила портом галерного флота, военной испытательной базы, а также первого в мировой истории яхт-клуба, учрежденного Петром I. В начале ХХ века территория вдоль Гребного порта была передана основанному Александром Поповым Радиотелеграфному депо Морского ведомства. После революции завод был переименован в честь Коминтерна, а в начале 80-х получил новое название - «Прибой». Его специализация при этом принципиально никогда не менялась: здесь производили аппаратуру для телеграфа, радио, а позднее и телевидения.

На протяжении почти всего существования завода территория, прилегающая к каналу, была закрыта для свободного посещения и вообще была не приспособлена для прогулок: ее реконструкция была произведена только несколько лет назад. Тогда гранитом были заново отделаны набережные, устроен спуск к воде и причалы для катеров и лодок.

Проект финального превращения территории в общественное пространство курирует команда «Взморья». Усилия сейчас сконцентрированы на освоении одного из заводских корпусов: в первом блоке, который приспособили для резидентов, идут отделочные работы. Как только они закончатся и первые студии заселят арендаторы, организаторы планируют заняться новыми помещениями.

Бар «Мачты»

Музыкальный бар на первом этаже заводского корпуса - пока единственное работающее заведение «Взморья» - открыли владелец букингового агентства Владимир Исполатов и бывший программист Дмитрий Мачтин. Изначально друзья думали о каком-то небольшом новом проекте, рассматривали вариант с булочной или маленькой кофейней, но по стечению обстоятельств им досталось просторное помещение, больше соответствующее масштабам клуба, чем бара. Возможности, которые предоставляет пространство, было решено использовать по полной. В баре буквально сразу после открытия начали устраивать вечеринки и различные культурные мероприятия. За них отвечает объединение The Dreamers United, электронный музыкант Паша Пришелец, продюсер Федя Гиппиус и один из создателей «Взморья» Алексей Онацко. По пятницам здесь проходят расслабленные фанк- и соул- вечеринки, по субботам устраивают дневные и вечерние концерты, а ближе к ночи в баре выступают серьезные диджеи либо из числа друзей, либо приглашенные дружественными промогруппами. Наконец, по воскресеньям и в будние дни здесь проходят кинопоказы и маркеты.

Интерьером, как и непосредственно ремонтом бара, владельцы занимались самостоятельно. Все устроили максимально просто: привели в порядок стены, обустроили длинную барную стойку, а на потолке подвесили акустические ловушки. Большую часть разномастной мебели передал проекту основатель кластера Contour Денис Дегтярев.

Главным украшением и достопримечательностью бара всю зиму была лодка Orka - голландский катер 1935 года постройки, который Дмитрий Мачтин и Алексей Онацко купили на двоих, чтобы использовать как некую альтернативу дачи. Сейчас «Орка» спущена на воду, но скоро на ее месте должна появиться другая - возможно, одна из неисправных лодок, что хранятся в расположенном по соседству яхт-клубе. Также на летнее время устроители планируют активно использовать прилегающую к бару территорию: здесь обустроят импровизированную террасу со столиками и скамейками и установят мангал, на котором время от времени будут готовить простую еду вроде жареной рыбы и сосисок.

Вообще, в течение лета в «Мачтах» планируют полностью пересмотреть меню. Сейчас главной преградой для этого является отсутствие в баре нормальной кухни. Как только она появится, а это должно произойти в скором времени, шеф-повар Максим Исполатов добавит к простым сэндвичам и супам, которые предлагают в баре сейчас, более основательные блюда: начиная со смёрребрёдов и заканчивая жареной рыбой и сытными рыбацкими похлебками. А вот барную карту принципиально менять не будут. Сейчас в ней предлагают недорогое, но проверенное вино (200–250 рублей за бокал), крафтовое пиво и сидр (150–200 рублей), а также некоторое количество классических коктейлей (300–350 рублей) вроде «Негрони» и «Апероль-шприца».

Выдержки из меню

Суп - 150 рублей

Сэндвич - 200 рублей

Морковно-лаймовый торт - 200 рублей

Вино - 200–250 рублей

Пиво - 150–200 рублей

Aperol Spritz - 300 рублей

Long Island - 350 рублей

Алексей, как появилась идея преобразовать промзону завода «Прибой»?

Мы искали место, где можно будет создать принципиально новое городское общественное пространство и культурный кластер. Такое место, где прежде всего есть возможность опираться не только на здание, но и на окружающую территорию, её исторический или социальный контекст, где есть перспектива в практическом смысле соединить наш город и его воду во всём многообразии функций. Набережная версии 2.0 или культурный порт, куда вы в самом деле можете приходить по воде.

Рассматривались ли ещё какие-нибудь места под проект?

Мы около года искали площадку и рассматривали разные объекты. Летом чуть было не решились заняться заводом «Арсенал» на Арсенальной набережной и были близки к началу непосредственной работы, но этот объект в итоге оказался сложным в приспособлении технически и невозможным для реализации нашей задумки в полной мере, исходя из расположения и различных административных факторов. Да и эмоционально душа не лежала: мало воздуха, много машин. Пазл не складывался. В итоге попали на «Прибой».

После первой же экскурсии и общения с собственником, стало понятно, что это то что нужно и даже больше.

На ваш взгляд, будет ли «Взморье» таким центром, который будет влиять на изменение юго-западной части Васильевского острова?

Нам кажется, что он будет одним из них, со своей ярко выраженной харизмой и стилем. Сейчас юго-западная часть острова постепенно становится новым центром событий в самых разных областях. Этому способствует развитие транспортной инфраструктуры на острове: открытие ЗСД, планируемые новые станции метро, создание новых жилых кварталов и набережных на намывных территориях, а также грядущий редевелопинг Ленэкспо. Пока хаотичный, но направленный процесс ревитализации заводов происходит на Кожевенной линии. Ещё здесь уже есть Эрарта, реконструируется Центр Курехина, есть лофт проекты Korpus2, MORE PLACE. Так что одиноко нам точно не будет.

Проект «Парк Взморье» имеет какие-нибудь образцы, на которые он равняется? Неважно, за рубежом или в России.

Скорее мы равняемся на собственный опыт в создании общественных пространств, локальный контекст и ощущение того, что наш город должен быть более дружелюбным по отношению к горожанам, предоставлять широкие возможности для самореализации, неважно, в досуге или делах. Конечно, мы смотрим в сторону опыта скандинавских соседей. В Хельсинки, Осло, Амстердаме, Стокгольме можно легко найти великолепные примеры оживления неэффективных территорий, которые в итоге становятся новыми центрами притяжения для людей, любимым местом и очагом развития местной культуры.

«Взморье» станет конкурентом недавно открытой «Новой Голландии»?

Скорее нет, потому что, во первых у проектов разный базис и принципы построения. А во вторых, мы стремимся не конкурировать, а создавать продукт выгодно дополняющий существующие на рынке и связывающие разные территории в общую смысловую и функциональную сеть. При этом с Новой Голландией у нас есть много общих параллелей: вода, военно-морское, инженерное и архитектурное прошлое. Эти объекты связаны исторической функцией.

Есть ли у вас амбиции переместить часть культурной молодёжной активности на Васильевский остров благодаря строительству «Взморья»? Ведь не секрет, что большая часть такой «движухи» происходит за пределами острова.

Этот процесс уже происходит сам по себе, в центре слишком тесно для масштабов, а молодые сердца требуют видеть горизонт.

Есть определенный запрос на «воздух» и разнообразие досуга, что центр города предложить не может, ввиду определенной доли ограничений, которые накладывают охранные зоны: классические маршруты, плотность застройки, транспортный поток. Здесь вы немножко за городом, у моря, но в 15 минутах на такси из любого района. Вся эта боязнь на лишний километр удалиться от центра - только в голове. Да и вокруг нас густонаселенные районы, которые за отсутствием должных альтернатив вынуждены ездить в центр. На мой взгляд, это неправильно.

Вы встречали какое-либо сопротивление против проекта со стороны местных властей или общественности?

Наоборот, местные жители инициативу очень поддерживают, так как в центральных районах города объективно не хватает современных общественных пространств для прогулок и интересного досуга, а бизнесу нужны нестандартные площадки для новых проектов. Администрация Васильевского острова и муниципальные деятели проект в целом поддерживают, так как он хорошо ложится в общую стратегию развития города и позволяет говорить о необходимости развития прилегающих исторических и рекреационных зон как единого маршрута. Это и Галерная гавань, и зеленый пояс вдоль ЗСД, и перспективные намывные территории, и прилегающая акватория. Работаем с ними над целым букетом вопросов.

Кто является заинтересованной стороной в их создании, от кого идёт запрос на такие проекты?

На этот вопрос я ответил частично ранее. Город - это его жители. Если у жителей есть возможность получать от города вдохновение, они будут с большой отдачей возвращать его обратно в город. Звучит может быть сентиментально, но работает именно так.

Парк «Взморье» (Seaside Park) появится на бывшей территории завода «Прибой», который выпускал радиоэлектронику. Предприятие занимает довольно обширную территорию, вытянутую вдоль Шкиперского канала. Последние сто лет выход на набережную для горожан был закрыт, теперь его открывают.

Компания «Пятый этаж» арендовала несколько заводских построек общей площадью 17 000 кв.м. Договор подписан на 10 лет. Часть площадей сдана в аренду. «Мы будем постепенно расторгать эти договоры. Одним арендаторам найдем альтернативную площадку в других корпусах завода, другим будем помогать в поиске новых мест. Договоренность об этом есть с руководством предприятия», - утверждает технический директор фирмы «Пятый этаж» Алексей Оноцко.

Инвестор намерен превратить бывшие заводские стены в «культурный порт-оазис для коммуникаций, деловых и творческих инициатив, улучшения городской среды». Территория разбита на функциональные кварталы, которые будут осваивать поэтапно.

Начнется все с одного из трехэтажных зданий на набережной, которую наполнят объектами « первичной инфраструктуры» с «культурно-образовательными активностями». На первом уровне появятся кафе и лавки разного формата от рестораторов, небольшие киноконцертные площадки и веранды с выходом на Шкиперский канал и Финский залив.

Второй этаж займут галереи и выставочно-образовательные пространства. Третий уровень совместит творческий бизнес-центр, лофт-студии и классы для занятий.

В 2017-2018 годах парк «Взморье» расширится за счет освоения территории вдоль берега и установки дебаркадера, где заработают морское кафе, мини-гостиница, общественная зона и магазин товаров для водного туризма. Планируется также создать центр досуга и услуг для владельцев маломерных судов и людей, увлеченных морем.

В среднесрочной перспективе инвестор намерен добавить семейный тематический парк, торговый квартал, концертную площадку и спортивный кластер.

Инициатор проекта также хочет возродить некогда популярные зимние спортивные забавы, как то: катание на буерах, коньках, лыжах, подледную рыбалку и пр.

1 из

Компания договорилась с администрацией Василеостровского района о благоустройстве общественной зоны вдоль набережной. «На самом побережье никакие объекты размещать мы не собираемся. Мы поставим там скамейки, урны, установим освещение и в меру сил благоустроим променад. Здесь можно проводить общественные мероприятия», - говорит Алексей Оноцко.

Компания вышла на площадку месяц назад. К декабрю она планирует открыть для горожан проход на набережную и запустить парочку заведений общепита. Весной намерена благоустроить береговую полосу и открыть еще 7-8 предприятий разного формата.

Компания собирается зарабатывать деньги на сдаче помещений в субаренду (причем договор заключается не с собственником построек, а с «Пятым этажом»), а также за счет мероприятий. Свои площади субарендатор будет ремонтировать самостоятельно, а инвесторов привлекать к обустройству общественных зон.

«Пока разработан только эскиз, сам проект еще в работе, поэтому окончательные параметры и затраты оценить сложно. Полагаю, в первый год нужно будет инвестировать порядка 100 млн рублей. Пока мы используем собственные средства и рассчитываем на доходы от сдачи в субаренду. Кроме того, надеемся на определенную помощь чиновников и общественных организаций. На Васильевском острове не осталось мест, где горожане могли бы свободно выйти к заливу. Поэтому новое общественное пространство будет востребовано, в том числе и арендаторами», - уверен г-н Оноцко. Состав акционеров компании он не раскрывает.

По словам Алексея Оноцко, опыт создания подобных площадок у него есть. В качестве наемного сотрудника он участвовал в двух проектах в Москве, которые успешно работают сегодня. Это творческий кластер дизайн-завод «Флакон» на территории бывшего хрустально-стекольного завода и «Корабль Брюсов» на Крымской набережной - некогда заброшенный теплоход, переделанный под общественное пространство с творческими кластерами.

Эти проекты действительно функционируют, и вполне успешно.