Возникновение пальмиры. Почему пальмира — город в сирии находится под особой защитой юнеско? Историческая ценность руин Пальмиры

Адрес: Сирия
Основные достопримечательности: Тетрапилон, Амфитеатр, Большая колоннада, Замок Фахраддина II, Агора, Долина гробниц
Координаты: 34°33"07.6"N 38°16"08.8"E

Содержание:

Краткое описание

Среди жёлтых песков сирийской пустыни путешественника встречают величественные развалины древнего города. Согласно Библии, Пальмиру сотворили джинны по приказу царя Соломона.

Вид Пальмиры от замка Фахраддина II

Благодаря удачному расположению на пересечении караванных путей, связывающих Восток и Запад, Пальмира из маленького оазиса в пустыне быстро превратилась в процветающий город. Здесь продавали рабов из Египта , шёлковые ткани из Китая , пряности из Индии и Аравии, жемчуг и ковры из Персии, украшения из Финикии, а также товары сирийского производства - вино, пшеницу и окрашенную пурпуром шерсть. О значении Пальмиры как торгового центра свидетельствует древний таможенный документ, найденный российским промышленником и археологом-любителем С. С. Абамелек-Лазаревым в 1882 году. Так называемый «Пальмирский пошлинный тариф» представляет собой известняковую плиту весом в 15 тонн, на которой на арамейском и греческом языках записаны цены на основные товары, ставки их налогообложения при ввозе и вывозе, порядок пользования источниками воды в городе и многое другое. С 1901 года плита хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге .

Тетрапилон в Пальмире

Пальмира - военная база Рима

При римском императоре Траяне Пальмира была разрушена, но Адриан (117 - 138 гг. н.э.) вновь отстроил её и переименовал в Адрианополь, сохранив за ним статус «свободного города». Здесь находилась римская армия с вольнонаёмными пальмирскими лучниками, а верблюжья кавалерия, созданная при Траяне, составляла главную военную силу жителей Пальмиры. За свою службу лучники щедро вознаграждались земельными наделами и рабами.

Пальмира - привилегированная римская колония

Находясь на границе владений враждующих между собой римлян и парфян, пальмирцы ловко вели торговлю и с теми, и с другими: римским патрициям нужны шёлк, специи и благовония, перевозимые через Пальмиру, а парфяне нуждаются в римских товарах. Город служил не только центром транзитной торговли Средиземноморья с Индией и Китаем, но и своеобразным «буфером» в борьбе Рима с Парфянской державой, препятствуя дальнейшему распространению её власти на Восток.

Вид на Большую колоннаду

В 212 году Пальмира, официально объявленная римской колонией , получила статус «juris italici», освобождающий пальмирцев от налогов на предметы роскоши, таких как слоновая кость, пряности, духи, шёлк. В те времена за городом закрепилось новое название, которое он носит и по сей день, - «Тадмор», что означает «быть чудесным, прекрасным». В своей колонии римляне возводили театры, храмы, бани, дворцы. За обилие пальмовых аллей Пальмиру нарекли «изумрудом в оправе пустыни».

Пальмира в правление Зенобии

Наивысший расцвет и упадок города связывают с именем царицы Зенобии. Историки сравнивают её с такими энергичными и властными женщинами, как Нефертити, Клеопатра, царица Савская, правительница Вавилона Семирамида. Красивая, умная и высокообразованная, Зенобия стала супругой царя Пальмиры Одената II, который за боевые заслуги получил от римских императоров пост главнокомандующего на Востоке.

Амфитеатр в Пальмире

Он одержал ряд побед над персами, и как полагают историки, был убит своим двоюродным братом с ведома Зенобии, жаждавшей власти. После его смерти Зенобия, оставшись с маленьким сыном, взяла бразды правления в свои руки. Она овладела Малой Азией и Египтом и, решив положить конец вассальному положению Пальмиры, провозгласила город независимым. Описывая характер царицы, историки единодушно признают её храбрость: «Из двух мужчин Зенобия - лучший мужчина». Зенобия мечтала завоевать Рим, но в 272 году император Аврелиан сломил гордость непокорной царицы, взяв её в плен. Закованная в золотые цепи Зенобия шла по Риму за колесницей императора, в окружении 20 слонов и 200 диких зверей. Пальмира, разрушенная до основания, утратила былое великолепие, а после нашествия арабов в 744 году превратилась в развалины.

Руины Пальмиры

Главная улица Пальмиры, пролегающая по древнему караванному пути, украшена монументальными колоннами и арками. К ней примыкает Агора - площадь для публичных собраний. В центре города возвышается античное здание с изящной аркой, служившей входом в театр. Следуя модным римским веяниям, пальмирцы устраивали на арене амфитеатра гладиаторские бои. В Пальмире прекрасно сохранилось одно из величайших сооружений Древней Сирии - храм Бэла . Он посвящён верховному богу Бэлу, который почитался как громовержец, бог плодородия, воды и войны и пр. Ему приносили в жертву овец, верблюдов, быков и козлов. До наших дней от алтаря уцелел лишь фундамент и отверстие в камне, выполненное в форме лепестков клевера.

Большая колоннада на фоне замка Фахраддина II

Это отверстие предназначалось для стекания крови, ведь во время больших языческих торжеств на жертвенном алтаре погибали целые стада животных.

Триумфальная арка является визитной карточкой Пальмиры. Арка была построена во II веке нашей эры, когда сам город был многолюден и богат.

Главные ворота состоят из трех частей, которые служили входом на три разные улицы. Арка находилась над главной торговой улицей. Высота главного свода составляет двадцать метров.

Арка украшена резьбой, которая выполнена из разных видов камня, скульптурами, которые изображают головы львов с открытой пастью.

К сожалению, арка была сильно разрушена, и до наших дней дошли только отдельные фрагменты. Несмотря на полуразрушенное состояние арка является главной достопримечательностью не только города, но и Сирии. Это доказывает то, что ее изображение можно найти на купюре в сто сирийских лир.

Замок Крак де Шевалье

Крак де Шевалье (Сraс des Chevaliers) - "крепость рыцарей" на смеси французского и арабского языков. Замок возвышается на высоте приблизительно 500 метров над долиной Эль-Букейя и занимает стратегическую позицию вдоль единственного пути из Антиохии в Бейрут и к Средиземному морю.

Первые упоминания о замке относятся к мусульманским хроникам, в них он носит имя «Крепость Курдов». С 1031 года по приказу эмира Алеппо в нём располагался курдский гарнизон. Во время Первого Крестового похода в 1099 году крепость была захвачена Раймоном Сен-Жильским, но была оставлена, когда крестоносцы продолжили свой марш к Иерусалиму.

Немного позже граф Триполи передал замок ордену госпитальеров. С тех пор на протяжении 129 лет никому не удавалось взять осадой Крак де Шевалье.

Архитектуре замка стоит уделить особое внимание. Первоначальный план замка не дошел до наших дней. Ядро замка состояло из огромной треугольной галереи длиной 270 метров и шириной в 9 метров. В ней жили братья госпитальеры, и она являлась укрепленной казармой, своды которой были изогнуты в виде стрельчатых арок, а по бокам были расположены пять квадратных башен. В 1170-х годах в северо-восточной башне была построена часовня, напоминающая слепую аркатуру.

А какие достопримечательности Пальмиры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Храм Бэла в Пальмире

Храм Бела - самое большое сооружение Пальмиры. Сегодня он частично реставрирован. Его здание, как свидетельствует сохранившаяся на его руинах надпись, было воздвигнуто в 32 году нашей эры. Храм Бела является своеобразным гибридом восточной и античной архи-тектур: план здания выполнен в традициях храмов Ближнего Востока, а его фасады оформлены в духе античного зодчества, по образцу греческих и римских храмов. Храм Бела расположен в центре обширного открытого двора святилища.

Руины храма возвышаются посередине почти квадратного, окруженного колоннадами двора. Наряду с элементами греко-римского архитектурного стиля в его облике ощущается влияние восточных традиций: римские архитектурные формы сочетаются с восточной пышностью и грандиозностью. качестве крепости в борьбе с крестоносцами, и здание сильно пострадало.

Святилище располагалось на высокой террасе площадью 305x210 метров и было окружено стенами из хорошо подогнанных каменных блоков. Стены украшали небольшие колонны. Двор со всех сторон окружали крытые портики, опиравшиеся на два ряда колонн. С западной стороны двора находились главные ворота, украшенные пропилеями и скульптурами Через трое дверей можно было попасть внутрь двора.

Сегодня остатки резных каменных плит и большие куски разбитых колонн в беспорядке валяются вокруг руин храма. Внутреннее пространство храма Бела представляет собой один-единственный большой зал, не разделенный никакими колоннадами или стенами.

Торговая площадь Агора – центральная площадь Пальмиры, которая служила рынком и местом городских собраний.

Площадь имеет форму прямоугольника и окружена портиками. На площади была возведена трибуна, с которой ораторы сообщали о последних событиях и зачитывали указы. Здесь же представители Сената разглашали народу свои решения.

Агору окружают различные сооружения. Например, одно здание с толстыми стенами считается караван-сараем. Рядом с площадью была найдена стела, знаменитый "Пальмирский тариф", который содержит надписи на греческом и арамейском языках о налогах и тарифах, которые принимал Сенат. Сейчас плита-стела находится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Улица "Великая колоннада"

Великая колоннада – центральная улица Пальмиры, длина которой составляет тысячу сто метров.

Главные магистрали римских городов были идеально прямыми. Однако "Великая колоннада" является исключением, так как она дважды на своем протяжении слегка изгибается. Это произошло из-за того, что колоннада повторяет направление караванной дороги.

Колонны улицы достигают десяти метров. По обеим сторонам улицы располагались крытые портики, которые выполнены из золотистого известняка и розового асуанского гранита.

Храм Бела

Храм Бела – самая крупная постройка Пальмиры. Храм посвящен местному верховному божеству – повелителю грома и молнии.

Храм считался главной городской святыней. Он был построен к 32 году нашей эры. Храмовый комплекс включал в себя двор с оградой, ритуальные бассейны, алтарь и сам храм. Вход был оформлен восьмиколонными пропилеями с башнями по обеим сторонам. Архитектурный стиль храма вобрал в себя как греко-римскую, так и восточную традицию.

Сейчас от храма остались только руины, которые возвышаются над квадратным двором, окруженным колоннами. Несмотря на это храм до сих пор потрясает посетителей своим величием и монументальностью.

Архитектурный комплекс Тетрапилон

Тетрапилон - локальная достопримечательность сирийского города Пальмира, представляющая собой монументальную архитектурную конструкцию, состоящую из колонн и каменных платформ. Вместе с прочими историческими памятниками древней Пальмиры Тетрапилон признан культурным наследием Сирии и находится под эгидой организации ЮНЕСКО.

Тетрапилон - одна из наиболее сохранившихся конструкций среди руин Пальмиры. Тетрапилон состоит из четырех монументальных оснований, над каждым из которых возвышаются четыре высокие колонны с плоской платформой наверху. Сооружение представляет собой своеобразную триумфальную арку - такие арки во времена античности устанавливали на перекрестках крупных дорог или обрамляли ими городские площади.

Тетрапилон - очень впечатляющее сооружение. Высота одних только массивных колонн составляет семнадцать метров. Одна из шестнадцати колонн изготовлена из розового мрамора, остальные вытесаны из камня. Ранее на вершине каждой из четырех платформ были установлены статуи, но до настоящего времени они не сохранились. Тем не менее древний сирийский Тетрапилон всё равно производит неизгладимое впечатление на туристов, по праву считаясь самым красивым сооружением древней Пальмиры.

Город Дара Эуропос

Город Дара Эуропос был основан в конце IV века до нашей эры Селевком I Никатором.

«Дара» или «Дура» с арамейского переводится как – «крепость», а Эуропос – родина императора Селвека. Дара Эуропос – многонациональный город. Особое внимание здесь стоит уделить цветным фрескам на темы Ветхого Завета в древней синагоге. Что примечательно, изображение ангелов и живых существ в иудаизме было запрещено, но на фресках из Дара они присутствуют.

Город находится в среднем течении Евфрата. Лучше всего в городе сохранились стены и так называемые Пальмирские ворота - за ними начиналась дорога на Пальмиру. Именно через эти ворота путешественники попадают в Дара Эуропос. Также достаточно хорошо сохранились жилые кварталы и цитадель города. «Крепость императора Селвека» имела типичную для того времени организацию: улицы кардо, идущие с севера на юг, пересекавшиеся с декуманусами, шедшими с запада на восток. Все улицы были под навесами, дабы уберечь жителей от палящего солнца. В городе имелось 4 бани, одну из которых можно осмотреть и сейчас, она находится справа от Пальмирских ворот.

Древний район Пальмиры

Пальмира – деревня в Сирии, рядом с которой находятся развалины одного из самых богатых городов античности. Считается, что город был основан в Сирийской пустыне в X до нашей эры царем Соломоном. На протяжении многих веков город переходил из рук в руки. Здесь находился главный центр остановки торговых караванов, шедших с Запада на Восток, за что город прозвали «невестой пустыни». В X веке нашей эры город был разрушен арабами и постепенно превратился в небольшое поселение.

С XVII века на месте старой Пальмиры ведутся археологические раскопки. Развалины города тянутся на 3 километра. Здесь можно увидеть обломки различных сооружений: храмов, дворцов, алтарей. На вершине одного из ближайших холмов находятся развалины замка, построенного арабами. На востоке территории расположен храм солнца Ваала-Гелиос, внутреннее убранство которого сохранилось до наших дней в виде лепнин в форме листьев и плодов. В небольшой долине виднеется некрополь с погребальными пещерами и фамильными усыпальницами, которые представляют собой башни из камней. Пальмира включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самые популярные достопримечательности в Пальмире с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Пальмиры на нашем сайте.

Пальмира. Ее красота тихая, естественная, город как бы продолжает окружающую природу. Из желтого песка долины, обрамленной лиловыми холмами, поднимаются колонны с капителями — кудрявыми, словно кроны пальм.


Многие люди про такие места говорят «А что там смотреть? Груда камней …». А я все таки, попадая в подобные исторические места ощущаю себя песчинкой в океане времени. Что то исходит от этих останков былых цивилизаций! С одной стороны какое то могущество и непонятная мощь! А с другой стороны такая хрупкость, что временами страшно и за нашу то цивилизацию. Вернемся в Сирию. Почему вернемся?

Пальмира (Palmyra, также известна под названием Tadmor‎) — в античные времена город очень важного значения, расположенный в оазисе в 215 км на северо-восток от Дамаска и в 120 км на юго-запад от Евфрата. На протяжении длительного времени Пальмира была важнейшим местом остановки для караванов, пересекающих Сирийскую пустыню, и часто называлась «Невестой пустыни». Самое раннее документальное свидетельство о городе обнаружено на вавилонских табличках, найденных в Мари. В них он упоминается под семитским названием Тадмор, что значит «отражающий атаки город» на аморитском языке или «непокорный город» на арамейском. Сейчас возле руин Пальмиры существует поселение Тадмор. Жители Пальмиры возвели огромные монументы с такими ритуальными предметами искусства, как известняковые плиты с бюстами усопших.

Осторожно, много больших фот!



На золотистых, нагретых солнцем стенах высечены листья и гроздья винограда, верблюды, орлы. До нашего времени Пальмира сохранилась неперестроенной, поздние наслоения ее не заслоняют.

В истории имеется много удивительных парадоксов: Помпеи, например, сохранила нам вулканическая лава, а Пальмиру — человеческое забвение. Она была брошена людьми и забыта.

А когда-то все начиналось с Эфки — подземного источника с тепловатой водой, отдающей серой. Отчаянные путешественники, странники, купцы устраивали здесь привал, поили усталых верблюдов, коней и ослов, разбивали на ночь шатры. Со временем здесь вырос своего рода перевалочный пункт — бойкий перекресток купли-продажи. Потом он превратился в город таможен, постоялых дворов и харчевен. Город менял, торговцев, разносчиков, коновалов, бродяг, воинов, жрецов самых разных религий, лекарей, беглых невольников, мастеров всех профессий.

Здесь продавали рабов и рабынь из Египта и Малой Азии. Высоко ценилась шерсть, крашенная пурпуром; купцы, расхваливая свой товар, утверждали, что по сравнению с пальмирскими другие пурпурные ткани выглядят блеклыми, словно их посыпали пеплом. Из Аравии и Индии привозили пряности и ароматные вещества. Постоянно был спрос на вино, соль, одежду, сбрую, обувь.



Под сводами Триумфальной арки совершались сделки, стоял многоязычный гул, но Триумфальной ее назвали европейцы. В их представлениях арки и ворота ставятся для прославления громких военных побед и в честь великих полководцев. Но пальмирские зодчие решали другую задачу: двойные ворота арки были поставлены под углом и как бы скрадывали излом улицы, спрямляли ее.

До нашего времени сохранился второй важный перекресток города — Тетрапилон. Он сооружен из гранитных монолитов на четырех огромных пьедесталах. Здесь тоже вовсю шла торговля, каменные перекрытия лавок сохранились до настоящего времени.

В городе было много храмов, строили их весело, на совесть.



Пальмиры были многоязычным народом, скитальцы пустыни, они никак не хотели подчиняться одному богу. В своих религиозных ритуалах они чаще всего поминали Бэла — бога неба, ему посвящен один из самых интересных храмов на Ближнем Востоке (прообраз Баальбека). Храм выделялся среди всех строений города, имел центральный зал площадью в 200 квадратных метров. Вот тогда-то и разнеслась по Древнему Востоку слава о красоте и совершенстве Пальмиры.

В храм вели три входа, украшенных позолоченными панелями. Нынче их заменяют дощатые ворота, через которые туристы попадают в святилище. Разбитую плиту венчают драконьи зубцы, придавая святилищу грозный вид. Сохранился особый вход, который был сделан для обреченных на заклание верблюдов, быков и козлов, а также сток для крови — бог Бэл требовал жертв.

В Пальмире был сооружен храм в честь бога Набо — сына Мардука, повелителя вавилонского неба. Набо ведал судьбами смертных и был посыльным у богов разноплеменного пальмирского пантеона. Выходец из Месопотамии, он уживался с финикийским Баальшамином, арабской Аллат и олимпийским Зевсом.


От храма Набо остался один фундамент, от храма Аллат — только двери, зато храм Баальшамина (финикийского бога грома и плодородия) высится и поныне.

А земными делами Пальмиры ведали вожди, жрецы, богатые купцы, которые заседали в Сенате. Их решения утверждал губернатор, назначаемый из Рима. Император Адриан, посетивший Пальмиру, дал городу некоторую самостоятельность — отозвал губернатора, снизил налоги, власть передал местному вождю.

Шли годы, пролетали десятилетия, и постепенно Пальмира превратилась в один из самых процветающих городов на Ближнем Востоке. Так же как и в Риме, здесь устраивались гладиаторские бои, юноши сражались с дикими зверями. Франтихи из высших слоев общества одевались по последней римской моде, а то и опережали ее.

Детям давали римские имена, нередко в сочетании с пальмирскими.

Древние пальмирцы любили ставить памятники друг другу. Почти все колонны Большой колоннады, храмов и общественные здания имеют посередине каменные полочки, на которых стояли скульптурные изображения знатных и уважаемых людей. В свое время колонны Агары (пальмирский форум, окруженный портиками и уставленный бюстами) держали около 200 таких изображений.

Но понемногу пальмирские вожди перестали слушать Сенат, начали проводить свою политику. Правитель Пальмиры Оденат разгромил войска самого персидского царя, однако он хорошо понимал, что любая его попытка возвыситься вызовет в Риме страх и озлобление. Но независимо от его воли и Пальмира, и он сам приобретали все большее влияние на Ближнем Востоке.

Тогда Рим прибег (как это весьма часто бывает) к простому средству — физическому устранению человека. Римские власти страны Сури в 267 году (или в 266) пригласили Одената для обсуждения текущих дел в Эмессу (современный город Хомс). И там во время встречи он вместе со старшим сыном Геродианом пал от руки своего племянника Меона.

По другим историческим сведениям, в убийстве Одената принимала участие его жена Зенобия, которая была мачехой Геродиану. Она якобы хотела устранить их обоих, чтобы освободить дорогу к власти своему малолетнему сыну Вабаллату. Фактически же энергичная вдова правила самостоятельно. С ее именем связаны громкая слава Пальмиры, расширение границ государства. Она переносила тяготы военных походов не хуже любого из своих солдат.


На местном языке имя Зенобия звучало как Бат-Зобби. В переводе на русский это означает — дочь купца, торговца. Она была очень красивой женщиной, это видно даже на монетах, которые сохранили ее образ. «Матовая, смуглая кожа и черные поразительной красоты глаза, взгляд живой с божественным блеском. Она одевалась в роскошные наряды, умела носить военные доспехи и оружие».

По свидетельству древних летописцев, Зенобия была образованной женщиной, ценила ученых, благожелательно относилась к философам и мудрецам.

Римский император Галлиен надеялся, что второй сын Одената не сможет по малолетству управлять Пальмирой. Однако он не учел, что вдова, красавица Зенобия, умнейшая и образованнейшая женщина, была готова заняться государственной деятельностью. Ее учитель, знаменитый философ-сириец Кассий Лонгин из Эмессы, посоветовал ей возвести на престол Вабаллата и стать при нем регентшей. Она с большой осторожностью выжидала час изгнания римских легионов с Ближнего Востока, чтобы навеки утвердить в царстве, которое она создаст, власть своей династии.



До поры до времени Зенобия тщательно скрывала свои намерения в надежде, что ее сыну позволят унаследовать трон отца. Но Рим боялся усиления окраин и сохранил за правителем Пальмиры лишь титул вассального царька. И тогда Зенобия объявила войну могущественному Риму.

Римляне были убеждены, что войска Пальмиры откажутся идти в бой под командованием женщины. И сильно просчитались. Пальмирские начальники Заббей и Забда присягнули на верность Зенобии. Перешедшая на ее сторону армия вскоре овладела Сирией, Палестиной, Египтом, а на севере достигла проливов Босфор и Дарданеллы.

Военные победы Зенобии встревожили Рим. Римский Император Луций Домиций Аврелиан решил выступить против ее армии. После поражения при Хомсе Зенобия надеялась отсидеться в Пальмире, но выдержать длительную осаду не удалось. Оставалось только вывезти все богатства города и отступить за Евфрат — а там спасет ширина реки и меткость прославленных пальмирских лучников. Но конница Аврелиана следовала по пятам, и у самой реки Зенобию захватили в плен. Пальмира пала.

Это было семнадцать веков назад. Дальнейшая судьба Зенобии таинственна и порождает много догадок и предположений: будто своевольная царица была убита, будто ее в золотых цепях провели по Риму, будто выдали замуж за римского сенатора и она жила до самой старости.


Взяв Пальмиру, римские войска сбили статую Зенобии, но город не тронули. При императоре Диоклетиане здесь даже возобновилось строительство: резиденция Зенобии была превращена в римский военный лагерь, здесь расширили казармы, улучшили водопровод, возвели христианскую базилику.


1900 год

Несколько раз пальмирцы поднимали восстание за независимость, но неудачно.

Постепенно городская знать покинула город, лишенные связей с Востоком ушли купцы, а вслед за ними без дела остались водители караванов, чиновники, искуснейшие ремесленники. И Пальмира начала чахнуть, превратилась в заурядный пограничный пост, место ссылок.


Арабы взяли ее без боя, горожане даже не могли оказать сопротивление. Да они уже и не жили в городе, а сбились за стенами святилища Бэла, налепили там множество темных и тесных глинобитных лачуг. Через 2-3 поколения никто уже и не помнил ни имен богов, ни названий храмов, ни назначения общественных зданий.

Потом на долгие годы пришли турки, которые сами не имели понятия о культуре подвластных им народов и другим не давали ее изучать. Раскопки были запрещены по всей Османской империи. Никому не было дела до прошлого, до блистательной истории умирающего теперь города. Пыль забвения скрыла Пальмиру от живой памяти человечества. Пальмиру пришлось открывать заново.



Честь открытия Пальмиры история приписывает итальянцу Пьетро делла Балле. Долго, с большими трудностями добирались до Пальмиры путешественники в XVII веке, но, когда они вернулись в Европу, им просто не поверили. Город в сирийской пустыне? Разве такое может быть? Но через 100 лет художник Вуд привез в Англию рисунки, сделанные в Пальмире. С опубликования этих гравюр и началась мода на Пальмиру, появились подробные описания древнего города, путевые очерки.


Самую интересную находку того времени сделал наш соотечественник, петербуржец С. С. Абамелек-Лазарев. Он обнаружил и опубликовал греко-арамейскую надпись с подробным изложением таможенных правил (так называемый «Пальмирскии тариф»). Сегодня этот документ хранится в Эрмитаже. В древние времена местные жители называли (впрочем, и сейчас называют) Пальмиру «Тадмор». В переводе это слово означает «быть чудесным, прекрасным».


В XX веке ею заинтересовались всерьез. Постепенно, но уверенно рос интерес России к Пальмире. Русский археологический институт в Константинополе снарядил экспедицию, исследователи сделали много фотографий, рисунков, схем, планов, топографических карт города. На основании этих материалов профессор Ф. Успенский издал потом обстоятельный труд.

Возвышающиеся в пустыне колоннады легендарной Пальмиры до сих пор манят к себе путешественников, которые с удивлением открывают для себя две соседствующие Пальмиры — два Тадмора. Одна из них — древняя, другая — новая, молодая. В одной из них уже давно не живут люди, она стала вечным музеем, в другой с 1928 года стали селиться бедуины, бедный народ. В 2003 году сирийское правительство издало закон о строительстве новой Пальмиры. Город стал благоустраиваться, были построены новые улицы, проведено электричество. Трудолюбивые жители заложили здесь пальмовые рощи, сады, огороды, вспахали поля, развели скот. По традиции пальмирцы занимаются торговлей, ткут ковры, платки, шьют национальные одежды и продают все это туристам. Новая Пальмира не конкурирует с древней, ибо сама является ее продолжением.


Первоначально Пальмира была основана как поселение в оазисе в северной части Сирийской пустыни, называемое Тадмор. Несмотря на то, что римская провинция Сирия была образована в 64 г. до н.э., население Тадмора (преимущественно арамейцы и арабы) оставалось полунезависимым более полувека. Они контролировали торговые пути между Средиземноморским побережьем Сирии и землями парфян на восток от Евфрата. Пальмира располагалась как раз на двух стратегических торговых маршрутах: из Дальнего Востока и Индии к Персидскому заливу, а также на Великом шелковом пути.



При римском императоре Тиберии (14—37 гг. н.э.) Тадмор был включен в состав провинции Сирии, и переименован в Пальмиру, «город пальм». После захвата римлянами Набатейского царства в 106 г. Пальмира стала самым важным политическим и торговым центром на Ближнем Востоке, переняв пальму первенства у Петры.

В 129 г. император Адриан пожаловал Пальмире статус «свободного города», дав жителям право свободного поселения и значительные торговые привилегии. В 217 г. император Каракалла дал Пальмире права колонии и назначил ее правителем сенатора Септимия Одената. Вскоре сам Оденат и его сын были убиты в результате мятежных заговоров. Правителем Пальмиры в 267 г. стала жена второго сына Одената — Зенобия, при которой город достиг наибольшего расцвета. Зенобия была очень амбициозной женщиной и даже заявила, что она ведет свой род от Клеопатры.

В 272 г. Пальмиру захватил император Аврелий и привез Зенобию в Рим в качестве своего трофея. В 273 г. Пальмира была разрушена до основания, и все жители были вырезаны в результате акта возмездия за мятеж местного населения, во время которого в городе было убито около 600 римских лучников.

В VI в. император Юстиниан пытался восстановить город и отстроил оборонительные сооружения.

В 634 г. город был захвачен арабами.

Сильнейшее землетрясение 1089 г. практически стерло Пальмиру с лица земли.

В 1678 г. Пальмиру обнаружили два английских купца, живших в городе Халеб в Сирии.

С 1924 г. в Пальмире активно ведутся археологические раскопки, проводимые учеными из Британии, Франции, Германии, Швейцарии, а с мая 1959 г. и Польши.

В 1980 г. организация ЮНЕСКО включила Пальмиру в список объектов, имеющих статус «Всемирного наследия».


История Пальмиры — сказочного города посреди пустыни и своеобразного «окна из Европы в Азию» — посредством поэтической метафоры оказалась связана еще с одним городом на земле — Санкт-Петербургом. В 1755 г. в петербургском журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» был опубликован краткий пересказ книги о Пальмире, опубликованной в 1753 г. в Лондоне английскими путешественниками Г. Доукинсом и Р. Вудом. Текст этой публикации на русском языке, в особенности замечание об искусстве Пальмиры, достигшем расцвета в то время, когда «художества Греции и Рима уже возведены были на высокую совершенства ступень», ассоциировалось с «греческим проектом» великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Так возник образ «Северной Пальмиры».

Своих внуков Екатерина II назвала Александром (в честь Александра Македонского, открывшего путь в Азию) и Константином (в память византийского императора), что отвечало планам создания великой империи на Балканах. Пальмира в сознании просвещенных людей екатерининского времени связывалась с идеей «расширения окна», созданного царем Петром, не только в Европу, но и в Азию, а себя императрица Екатерина сравнивала со своенравной царицей Зенобией, вдовой царя Одената, которая после смерти мужа вознамерилась создать огромное царство между Западом и Востоком.






Древний город Пальмира расположен в Сирии. Грандиозные сооружения Пальмиры потрясают умы современников и могут спокойно конкурировать с постройками европейской античности. Древняя Пальмира в Сирии настолько была великолепна, что стала нарицательным именем для многих существующих городов (для России северная пальмира - Санкт-Петербург, южная пальмира - Одесса).

История города Пальмира в Сирии

Упоминания о городе Пальмире начинаются с XIX века до н.э. Тогда город назывался Тадмор, так же и в настоящее время называется одна из деревень близ развалин легендарного города.

Выгодное географическое положение позволило древней Пальмире к I веку н.э. стать крупным торговым и культурным центром. А рост богатства притягивал взоры недоброжелателей. Так в 271 году римский император Аврелиан взял под осаду Пальмиру в Сирии. Никто из местных защитников не смог противостоять римским легионерам, и городу пришлось сдаться.

После разграбления в городе был размещен римский гарнизон. Строительство продолжилось в III -IV веках, но оно носило оборонительный характер. Новый лагерь Диоклетиана был обнесен стенами, которые, к слову, занимали уже меньшую территорию, чем сам город. Население Пальмиры резко падало. После пришествия византийцев здесь был оборудован пограничный пункт, а уже при арабах город полностью пришел в запустение и был погребен под толщей песка. Позже здесь периодически появлялись купцы, путешественники и даже исследователи, но полноценные раскопки начались только в 1920-х годах.

Город Пальмира в Сирии. Описание

Сам город имел эллиптическую форму с длиной порядка двух километров и шириной вдвое меньше. Хорошо сохранились главные памятники города Пальмиры, окруженные стенами. Еще до прихода римлян в городе сложилось два центра - культовый и торговый. Позже дорогу, соединяющую их, связала Большая колоннада, являющаяся главной достопримечательностью древней Пальмиры. Километровая улица имеет ширину 11 метров, с обеих сторон ее украшают портики с двумя рядами колонн. В настоящее время эти десятиметровые сооружения в результате долгой работы песка изрядно повреждены.

Колоннада

По мере движения по улице имеются арочные ответвления на боковые улицы. В центральной части дороги находится триумфальная арка, полуразрушенное, но не менее впечатляющее строение. В конце улица приводит к святилищу Бела.

Триумфальная арка

Храм Бела, построенный в 32 году н.э., был посвящен верховному местному божеству и являлся главным храмом города. Самое большое сооружение в былые времена содержал двор, бассейны, алтарь и само здание храма. В архитектурном плане в нем объединилось влияние римской и восточной архитектуры.

Храм Бела

Храм Баалшамина, посвященный почитаемому во всей Сирии богу небес, является вторым сооружением Пальмиры. Типично римская постройка была завершена в 131 году н.э. Оба этих храма сохранились почти полностью и дают возможность оценить мастерство строителей Пальмиры. Но на этом перечень построек не заканчивается.

Храм Баалшамина

Возле триумфальной арки расположен храм Набо. Напротив него находятся развалины римских терм. Осталась также часть водопровода, ведущая к термам от ближайших источников воды. Рядом расположены театр и Сенат. Рядом с Сенатом выстроена агора - площадь для торговли или оповещения народа.

Театр в Пальмире

Рядом с агорой был найден «Пальмирский тариф» - массивная плита длиной 5 метров, содержащая решения Сената о тарифах и налогах. В настоящий момент эта плита находится в Эрмитаже Петербурга.

Как выше упоминалось, к поздним постройкам относится лагерь Диоклетиана. Сейчас здесь на центральной площади расположены развалины храма знамен, где раньше располагались боевые знамёна римлян. За лагерем Диоклетиана расположены стены, а далее идут холмы. На одном из холмов расположена крепость Калаат Ибн-Маан, возведенная здесь арабами в средние века. Здесь же на склонах расположен некрополь, представленный разрушенными башнями. Часть из них возводилась на гипогеях - подземных захоронениях.

Холмы и башни близ Пальмиры

Былое величие города было погребено временем. Но сейчас город Пальмира снова приобретает былую славу, став крупным туристическим центром.

Пальмира. Это название слышали, наверное, все. Но мало кто знает, что оно значит и откуда произошло.

(изначально "Тадмор ") - город на территории современной Сирии, один из самых развитых центров античного мира, столица Пальмирского царства.

История Пальмиры довольно коротка, город не просуществовал и тысячи лет, но на своем веку повидал всего: расцветы и падения, войны и разрушения, предательства и интриги...

Приблизительно в 800 - 600 годах до н.э. на месте будущего города стали постоянно устраивать привал торговые караваны, идущие через суровую сирийскую пустыню в Дамаск или к побережью реки Евфрат. На выбор путниками именно этого места повлиял небольшой подземный источник питьевой воды. Буквально за пару столетий место вокруг источника воды разрослось до небольшого города. Привлекаемые постоянным потоком караванов, сюда съезжались ремесленики, торговцы, богачи, проводники, врачи и даже рабы-беглецы. Для самих торговых караванов Тадмор перестал быть просто перевалочным пунктом, теперь это была конечная точка путешествия и главный рынок сбыта товара. Тем торговцами которые все еще держали свой путь дальше через пустыню Тадмор предлагал кров над головой, еду, воду, выпивку и все чего еще можно было пожелать. Словом, город был обречен на успех, если бы не одно большое но...

Уже в самом начале нашей эры Пальмира стала очень серьезным игроком на политической арене античного мира, что не давало покоя Риму. Масла в огонь подливал еще и тот факт, что Пальмира находилась между двумя враждующими державами: Римской империей и Парфянским царством, и, понятное дело, римляне опасались как бы пальмирцы и парфяне не объединились.

Первая попытка римлян захватить Пальмиру была предпринята в 41 году нашей эры, была она безуспешной. Однако, в скором времени город все-таки был захвачен и разрушен римлянами. Благо, на восстановление Тадмору понадобилось совсем немного времени. Этим было положено начало конца великой столицы Пальмирского царства . Статус Пальмиры постоянно менялся на протяжении более двух веков, то она была колонией Рима, то практически независимой автономией...

В период с 220 по 270 г. Пальмира снова начала приобретать могущество и медленно ослаблять влияние Римской империи на своих землях. Город стал одним из главных культурных, научных и религиозных центров на ближнем востоке. В это время строилось множество сложнейших и красивейших предметов архитектуры: храмы, дворцы, площади, форумы, сады...

В 267 году произошло одно из важнейших событий в истории Пальмирского царства - к власти пришла царица Зенобия . Считается, что на престол она взошла довольно грязным способом, шагая "по головам". Но это не помешало Зенобии привести Пальмиру к небывалому до селе уровню развития.

Царице удалось собрать мощную армию и выйти из под контроля Рима впервые же месяцы правления, более того в скором времени под властью Пальмирского царства оказались все земли Сирии, северные земли вплоть до проливов Босфор и Дарданеллы, Палестина и Египет. Зенобия строила планы по захвату Рима, но им не суждено было сбыться...

Римский император Аврелиан в 273 году объявил Пальмире войну. Многочисленная римская армия не просто захватила город, она его практически полностью разрушила. Сама Зенобия была захвачена в плен и подверглась привселюдному унижению в центре Рима.

После этих событий Пальмира утратила все свое величие, город медленно, но верно уходил в небытие. Будучи еще два раза захваченным и разрушенным арабами, а затем турками от Тадмора осталось лишь небольшое селение, о былом величии которого напоминали только разрушенные храмы, площади, колонны и другие сооружения.

  • 20299 просмотров