Юго западная франция. Западная франция

Как и обещала, выкладываю подробный рассказ о путешествии по юго-западу Франции. Надеюсь, мои путевые заметки будут вам интересны, а может и полезны тем, кто планирует самостоятельную поездку во Францию.

Итак, все началось с того, что мы задумали съездить на фестиваль вина в Бордо. А потом решились на более амбициозные планы.

Маршрут: Бордо и окрестные виноградники - Страна Басков и побережье Атлантики (Байонна, Биаритц, Гетари, Сан-Жан-де-Люз) - Пиренеи (национальный парк и замки) - Тулуза.

Как добраться: На самолете до Парижа, дальше на поезде TGV до Бордо (около 3 часов). Из Парижа до Бордо можно долететь и самолетом, но получается дороже. Далее на прокатной машине по всему маршруту. Из Тулузы - обратно в Париж снова на поезде - около 6 часов (мы ехали на ночном в спальном вагоне).

Проживание: Заказывали гостиницы в Бордо, в Байонне и в глухой Пиренейской деревушке. Дешевые, но очень колоритные.

Питание: Во всех гостиницах можно заказать завтрак, но будьте готовы, что за 7-10 евро вам предложат лишь кофе с круассаном и джемом. В магазинах цены на продукты сравнимы с российскими (не считая копеечного вина, но об этом позжеJ ), кое что дороже. Рестораны дороже, но про особенности французских ресторанов расскажу попозже.

Источники вдохновения для планирования маршрута: путеводитель Кука по юго-западной Франции, booking.com (о, эти поэтические описания отелей!), Тур де Франс by Познер and Ургант, «Французский роман» Бегбедера (Гетари, Гетари…).

Бордо и виноградники

День 1

Путешествие началось холодным ранним утром в Питере, бокалом вина в московском Шереметьево, и получасом стояния на посадочной полосе в парижском Charles de Gaulle. В результате чего мы чуть не опоздали на поезд до Бордо. Памятка путешественнику: если соберетесь путешествовать на поезде из Парижа в высокий сезон, сделайте три вещи: заказывайте билет на поезд заранее (за пару месяцев почти не было билетов во второй класс), оставляйте часов 5 и более между рейсом и поездом (четырех оказалось маловато), узнайте заранее, как добраться до вокзала из аэропорта. Из французских аэропортов ходит автобус Air France по нескольким направлениям: между двумя аэропортами, до центра города и до двух вокзалов. Стоит 17 евро. Найти его стоянку самостоятельно очень сложно, поэтому обратитесь на стойку информации. Ходить он по идее должен каждые полчаса, но по факту намного реже из-за пробок и прочих непредвиденных обстоятельств. До вокзала Монпарнасс он довез нас часа за полтора. И мы вскочили в наш поезд за 10 минут до отправления! Вот это было облегчение…

Французский поезд TGV несется с огромной скоростью, у нас даже уши закладывало! Ближе к Бордо за окном побежали виноградники, но в общем, пейзаж не особо впечатлил. И вот 3 часа спустя мы вышли на центральном вокзале города Бордо и вдохнули теплый летний воздух. Перед вокзалом Бордо очень милая площадь, вокруг старые домики, и ездит суперсовременный трамвай, казалось бы бесшумно… За пару дней до отъезда, мы с ужасом прочитали отзыв об отеле, где мы забронировали номер (Stars Bordeaux Gare), что под окнами ходит ужасно громкий трамвай и спать невозможно. Трамвай показался нам вполне безобидным, но когда мы вошли в номер и открыли окно, шум и вправду был жутким. Но честно признаться, в номере мы бывали только для того, чтобы поспать после насыщенного дня, и мы засыпали без задних ног, несмотря на трамваи.

Номер был ужасен, малюсенький, с ободранными обоями. Зато в нем отлично убирались, а гостиница была всего в 5 минутах от вокзала и в 15 от самого центра Бордо. А еще там подавали абсолютно не типичные для Франции завтраки: шведский стол, с хлопьями, йогуртом, сырами, фруктами. Ну и вкуснейшими круассанами, конечно!

В первый вечер мы отправились на прогулку по набережной Гароны. Вокруг цвели гортензии и разные загадочные цветы, бродили арабские подростки, стояли бочки вина, оставшиеся от недавнего фестиваля вина Бордо, на который мы, к сожалению, не успели. Устав, мы присели поужинать в ресторане на площади Сан Мишель, известной своими антикварными лавочками, у одноименного собора. Надо сказать, что на протяжение всей поездки мы выбирали исключительно живописные места для приемы пищи.

День 2

Гостиница в Бордо у нас была заказана на три дня, но мы не планировали все время оставаться в городе. Хотелось посетить виноградники соседнего Сент Эмильона и побывать на пляжах и устричных фермах Аркашона (ближайший к Бордо город на Атлантике). Но погода выдалась дождливой (что разрушило наши надежды на милые пикники с бутылкой красного на берегу Гароны и купание в Аркашонском заливе), а общественный транспорт во Франции крайне непонятен, а машина у нас была заказана только на четвертый день. Поэтому на второй день мы двинулись исследовать Бордо под моросящим дождем. По набережной, вдоль медных фонарей и лавочек, добрели до исторического центра, помочили ноги в Зеркале (большой луже-фонтане, в которой отражается прекрасный архитектурный ансамбль парламента), посмотрели на театр, спроектированный Виктором Гюго (ничего особенного) и дошли до туристического офиса города. Находится он прямо напротив Ecole du Vin, где обучают будущих специалистов в области виноделия. К слову сказать, во Франции это вполне серьезная профессия, которой учатся в университете аж 6 лет. Погода немного наладилась и мы решили отправиться на автобусную экскурсию по шато и Сент Эмильону. Памятка туристу: приезжая во французский город, начните с посещения офиса туризма. Там вам абсолютно бесплатно выдадут карту города, много брошюр о музеях, журналы о всяких местных событиях. Здесь же можно заказать экскурсии по городу и окрестностям. Экскурсии во Франции недешевы. Зато каждая (во всяком случае в Бордо) включает в себя дегустацию!

Нашем гидом и водителем микроавтобуса был очаровательный Франсуа. На прекрасном английском он посвятил нас в тонкости французского виноделия, рассказал об истории региона и привез в первый шато. Шато - в переводе с французского означает замок, но честно говоря, я бы их замками не назвала. Скорее усадьбами, окруженными гектарами виноградников. Шато передаются из поколения в поколение. Наше первое шато сохранилось с эпохи раннего Возрождения. Включая работающий колодец! В нем постоянно живут 90-летние потомки первых владельцев (как сказал гид, что они уже немного не в своем уме и не помнят, что к ним водят экскурсии, поэтому близко к дому лучше не подходить), а управляет делами их внук.

Французское правительство выделяет дотации на ремонт и содержание подобных памятников, при условии, что владельцы будут 30 дней в году пускать к себе в дом туристов. Но владельцы этого шато отказались и управляются со всем сами. В завершение экскурсии нас отвели на цех по бутилированию, а затем дали поупражняться в смешивании вина. Дело в том, что все вино бордо является смесью двух сортов вина: Мерло и Каберне. То есть сначала отдельно ферментируются эти два вида вин, а затем уже готовые вина смешиваются в разных пропорциях перед розливом в бутылки. Насмешивали и надегустировались вдоволь! Группа у нас была очень разнообразная: пара сдержанных австралийцев, милая британская старушка, девушка с Филиппин, шотландец (который, по-моему, был пьян еще до начала дегустации), и американец, по секрету признавшийся, что владеет коллекцией из 4000(!) вин из… Италии!

Второй шато на нашем пути производил вино категории премьер крю - что-то типа трех звездочек в рейтинге Мишлена. Виноградников с таким рейтингом - всего 16. Огромные виноградники простираются на 15 тысяч гектаров. Вначале каждого ряда лоз растет розовый куст. Это дань традиции - раньше считалось, что таким образом можно контролировать заболевания виноградных лоз, потому что розы были более восприимчивы к болячкам.

Подвалы под шато поражают своими размерами. Эти подвалы - бывшие каменоломни - тянуться под всей деревней Сент Эмильон. Самое старое вино, которе здесь храниться - 1945 года. Стоимость бутылки доходит до 10 тысяч евро. Сам Сент Эмильон очарователен и почти заброшен. Стоит забраться на смотровую площадку, чтобы полюбоваться его старинными крышами.

Памятка путешественнику: Было бы странно не посетить виноградники, будучи в Бордо, поэтому сделайте это обязательно. Проще всего сделать так, как мы: заказать экскурсию на месте. Сложнее, но возможно дешевле и интереснее - заранее выбрать интересующее вас шато и написать туда письмо с просьбой принять вас в определенный день. Однако далеко не все виноградники принимают туристов - им это просто незачем, потому что виноделы Франции практически не занимаются прямым маркетингом и продажей вина, а просто перепродают всю партию дилеру. Третий вариант для тех, кто не стеснен в средствах: на месте или заранее заказать машину с водителем, который повозит вас по всевозможным шато.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Западная Франция (авторский путеводитель для самостоятельного туриста) (О. С. Добрикова, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Франция… По этой привлекательной для русского туриста стране написано огромное количество путеводителей. Однако авторы рискнули взяться за новый вариант книги для путешественников. Ни в коей мере не претендуя на исключительную полноту, они предлагают читателю свой взгляд на западный регион страны.

Если несколько лет назад были весьма популярны туры под кодовым названием «Галопом по Европам», то сегодня все больше путешественников предпочитают вдумчивое изучение страны поверхностному взгляду. Именно поэтому авторы предлагают (и подразумевают) самостоятельное путешествие по региону.

Структура авторского путеводителя составлена по центрическому принципу: каждый регион представлен несколькими крупными городами, откуда протянуты маршрутные нити в близлежащие окрестности, добраться до которых можно либо общественным транспортом, либо на автомобиле. Ехать туда или нет – решать каждому читателю самостоятельно. Авторы постарались найти в каждом городке свою изюминку, ради которой стоит его посетить, не ограничиваясь стандартным кругом из Главной Площади, Главного Собора и Главного Замка (хотя не упомянуть их невозможно).

Полный цикл путеводителей предполагает включение нескольких томов. Однако начало положено западным регионом: Нормандия (Верхняя и Нижняя), Бретань и Земли Луары. Почему именно такой выбор? Не в последнюю очередь играет свою роль личная привязанность авторов к этому району Франции. Посетив большинство описанных в путеводителе городов, авторы могут со знанием дела рассуждать об их достоинствах и достопримечательностях. Кроме того, многие завзятые путешественники уже побывали в крупных городах Франции, влюбились в этот регион, и теперь хотят увидеть и узнать больше. Авторы выбрали наиболее привлекательные точки для визита, расширяющие и дополняющие стандартные экскурсионные туры. В качестве иллюстраций мы использовали собственные фотографии.

Даже в столь прикладной теме, как путеводитель, невозможно обойтись без экскурсов в историю, теорию архитектуры, в мифологию страны. Авторы решили не загромождать текст врезками, а оформили краткими сносками-примечаниями особенно интересные статьи, связанные с темами путеводителя. Найти их можно в конце книги.

Вторая часть путеводителя содержит практическую информацию для самостоятельного туризма: советы по организации своего путешествия, список (весьма краткий!) литературных произведений, рекомендуемых к прочтению перед поездкой, а также разговорник, в том числе перевод названий блюд из ресторанных меню. Заметим, что данная часть была составлена исключительно исходя из собственного опыта автопутешествий во Францию. В качестве приложения рискнули выложить выдержки из дневников в последней главе нашего путеводителя – ничто не может заменить личного опыта и впечатлений, записанных по следам событий!

И последнее. В современном мире большая часть информации поступает к нам из интернета. Поэтому все адреса имеют также и ссылку на соответствующий интернет-сайт. Ведь именно там можно получить самую актуальную информацию. Особенно это касается тарифов и режима работы достопримечательностей – то, что было актуально на момент написания путеводителя, не всегда совпадает с реалиями жизни.

Исторический обзор

Франция как государство делится на 27 регионов, 22 из них географически расположены в самой стране, 5 – на заморских территориях. Каждый регион делится на департаменты, которым присвоен порядковый номер.

Регионы Западной Франции

Нормандия не так давно была разделена на «Верхнюю» и «Нижнюю» – в 1955 году, когда произошло обновление административного деления Франции.

В римскую эпоху территория была разделена между многочисленными городами. Римляне провели на территории своей провинции дороги и проводили политику активной урбанизации населения. В V веке земли были захвачены франками и вошли в состав королевства Нейстрия. Новые завоеватели пришли с севера, постоянные набеги норманов опустошали регион. В 911 году Роллон Нормандский стал владельцем территории, которой дал свое имя – Нормандия.

Один из последующих герцогов Нормандских стал королем Англии – именно отсюда Вильгельм Завоеватель отправился за пролив завоевывать новые территории. Из-за этого территория Нормандии долгое время являлась предметом территориальных споров между Англией и Францией, особенно неустойчиво гражданство подданных было во время Столетней войны. В 1498 году Нормандские территории вошли в состав королевского домена. Вопрос же о притязаниях Англии на земли Франции был закрыт лишь в XVI веке, когда английская королева Мария Тюдор потеряла последний город на территории Франции – Кале.

Послереволюционный период ознаменовался активным ростом промышленности. Вторая Мировая война прошла через Нормандию, а 6 июня 1944 года союзные войска начали высадку в Нормандии, тем самым открыв Второй фронт в Европе во время Второй мировой войны.

Бретань и Земли Луары также тесно связаны друг с другом. Исторически Земли Луары не являлись единым регионом, его современные территории принадлежали соседним провинциям. Он был создан в 1955 году для усиления Нанта, который являлся центром исторической области Бретань.

Бретань – самый древний из регионов современной Франции, его история началась еще до палеозойской эры в. В V веке до н. э. полуостров был завоеван кельтами, оставившими впечатляющие памятники своей культуры. В период расцвета Римской империи Бретань была одной из римских провинций, затем полуостров заселили бриты, пришедшие с Британских островов и назвавших свою новую родину «Малая Британия». В IX веке герцог Номиноэ создал Бретонское герцогство, более или менее сохранявшее свою независимость до 1532 года, когда произошло присоединение к Франции, прошедшее более или менее безболезненно – через брак королей Франции с наследницей Бретонского герцогства. Проблемы начались в XVII веке, когда Людовик XIV занялся отменой привилегий регионов. Однако для Бретани период с XV до XVIII века является благоприятным в развитии торговых и экономических связей. Французская революция лишает провинцию всех привилегий, многочисленные восстания сотрясают города. Сегодня Бретань – особая провинция, бережно сохраняющие национальную обособленность. Земли Луары же часто путают с историческим регионом «Долина Луары», часть которого сейчас расположена в регионе Центр.

Франция – довольно большая страна, расположенная в Западной Европе. На севере и западе омывается водами Атлантики, южный ее берег ласкают волны Средиземного моря. На юге сосредоточены самые крупные города Франции, а северо-запад – удивительное место, историческое и живописное. Несколько суровая природа, скалы, волны, обтачивающие прибрежные камни, ветра, старинные замки и крепости. Это стоит самого пристального погружения в их историю.

Северные города Франции

Они простояли века, но жизнь и поныне продолжается в гордых архитектурных памятниках светской и религиозной истории севера Франции. Например, в Сент-Омере находится церковь Богоматери – жемчужина церковной архитектуры Фландрии, великолепное сочетание романского и готического стилей. Ее начали строить в 1200 г., а закончили в XV веке.

Лилль: город промышленников

Главный город Северной Франции – Лилль. Здесь немало замечательных зданий светской городской архитектуры, в том числе грандиозная постройка Старой биржи XVII века и крепость Людовика XIV – огромная цитадель, на строительство которой ушло 60 млн. кирпичей и потребовались усилия 2 тыс. каменщиков.

Аррас: мрачная готика

Известен тем, что Гамлет заколол старика Полония через аррасский гобелен, и тем, что здесь родился один из предводителей-демонов Великой французской революции Робеспьер. Но и сегодня это довольно интересное место. Готический собор XIII века в городе Амьене чудом пережил бомбежки двух мировых войн. Истинным шедевром является тончайшая резьба по дереву в оформлении хоров собора работы мастеров XVI века.

Онфлёр: город художников

Далее на запад вдоль побережья Нормандии расположены замечательные курортные городки и морские порты, известные нам из истории. Самое живописное из этих мест – бухта города Онфлёр. По коллекции картин в Музее Эжена Будена можно судить о том, что в Онфлёре очень любили работать художники Коро, Курбе, Моне и Дюфи.

Довиль: цветочный берег

Город казино и модных дискотек, главный из курортов на побережье Ла-Манша, по сей день сохранивший то великолепие, которое и сделало его знаменитым на рубеже веков. Довиль – самый престижный морской курорт совсем недалеко от Парижа, прозванным «цветочным берегом» и «парижской Ривьерой».

Руан: память о Жанне Д’Арк

На некотором удалении от побережья, в Жюмьеже, находятся руины старинного аббатства, которое было освящено в 1067 г. в ознаменование покорения Англии Вильгельмом-завоевателем. Главный город Верхней Нормандии Руан почитаем французами как место сожжения Жанны дʼАрк. Руан – один из крупных городов страны и порт на реке Сене еще со времен Средневековья. Кроме собора XI-XII веков, здесь есть и другие замечательные достопримечательности.


На побережье департамента Кальвадос можно увидеть плацдармы высадки десанта во время проведения Нормандской операции 6 июня 1944 г. (день «Д») – «Омаха», «Юта», «Голд», «Джуно» и «Суорд». За плацдармом «Юта», в Мадлен, находится один из музеев, посвященный этой акции. Главная экспозиция, посвященная операции «Оверлорд», расположена в Арроманше.

Крупнейшая река на севере Франции – знаменитая Сена, в устье которой возведен один из самых длинных в мире подвесных мостов – нормандский. Первый по величине речной порт в Париже, второй – в Руане. На берегах Сены, разделяющей столицу на две части, расположены:

  • многие века служивший резиденцией монархов Лувр, теперь ставший музеем;
  • дворец Каранавале;
  • красочные сады Тюильри;
  • знаменитая башня Сен-Жак и многие другие достопримечательности.

Атлантическое побережье

Прежде чем отправляться на продуваемый всеми ветрами Атлантики полуостров Котантен, с которого отплывали в Англию дикие норманнские завоеватели, советуем выпить глоток кальвадоса – замечательной яблочной водки местного производства.

Кан: родина Вильгельма-завоевателя

Главный город в Нижней Нормандии – Кан. Именно здесь жил Вильгельм-завоеватель до переезда в Англию. Вильгельм и его жена Матильда оставили в наследство будущим поколениям два прекрасных монастыря – мужской и женский, они расположены к западу и востоку от центра Кана.

В соборе города Байё можно увидеть старинный гобелен с художественно вытканным изображением событий периода норманнского завоевания.

Один из самых ярких образцов церковной архитектуры Франции и, пожалуй, одно из чудес западного мира в целом – монастырь Мон-Сен-Мишель, расположенный в небольшой бухте к югу от полуострова Котантен. Монастырь, построенный в период с XI по XVI века, стоит на островке, который соединен с материком дамбой. Постарайтесь побывать там во время прилива.

Курорты на Атлантике

Курорты Франции на Атлантическом океане широко представлены и на покоряющем своей строгой красотой побережье Нормандии, и на зеленеющих берегах живописной Аквитании, и среди пленяющих красочных пейзажей Бретани. Пусть море у берегов Атлантики достаточно прохладно даже в разгар сезона, но вода здесь удивительно чистая, а инфраструктура отлично развита и отдых разнообразен и комфортабелен.

Известнейшие курорты Нормандии – Довиль, Трувиль, Кабур, которые располагают великолепными пляжами. Любители роскоши и фешенебельности оценят курорт Биарриц, раскинувшийся на берегах Аквитании. А тур в город Сулак-сюр-Мер, славящийся виноградниками, привлечет истинных ценителей вина.

Бретань на карте Франции занимает северо-западную оконечность страны. В Бретани тоже есть замечательные морские курорты с песчаными пляжами. Прежде всего в районе Динара на побережье Ла-Манша и Ла-Боль на берегу Атлантического океана. Но главная достопримечательность этой области – её скалистое побережье. На всем протяжении, от Плуманака до Трегастеля, – прекрасные места для купания и Требёрдена, оттуда можно увидеть розовые гранитные скалы Бретани.

Бретонцы сохранили собственный язык (он относится к кельтской группе) и свои обычаи. Один из таких обычаев – проведение религиозных шествий, в которых участвуют местные жители в пышных национальных нарядах. О древнем кельтском происхождении обычаев свидетельствуют, в частности, необычные круги, выложенные из камней. Например, в Карнаке есть место, где круги составлены из 3 тыс. гигантских камней. Их выложили древние народы севера, населявшие Европу.

Город-крепость Ла-Рошель

Далее по берегу Атлантического океана находится Ла-Рошель – процветающий портовый город, который в XVII веке по приказу Ришелье стал жертвой жестокой осады, поскольку население города составляли протестанты, они живут там и по сей день. Сегодня Ла-Рошель – самый популярный порт среди владельцев яхт, плавающих в этих водах, а дома старого города, особенно на Дворцовой улице, словно переносят вас в далекий и славный XVII или XVIII век.

Бордо: город – винная этикетка

В Бордо тоже есть прекрасная старая часть города, а его Большой театр – один из красивейших во Франции. Но главные достопримечательности Бордо – Медок, Марго, Пойяк и другие – хранятся в винных погребах.

Биарриц: роскошь королей

Любимый курорт императора Наполеона III и его супруги Евгении, а также Бисмарка и принца Уэльского, ставшего королем Эдуардом VII. Здесь и сегодня ощущается атмосфера былого величия Франции. Немного воображения – и в мелькании хрустальных люстр в зеркалах старинного казино можно увидеть образы августейших персон прошлого.

Юго-западные города Франции

На юго-западе страны находится наибольшее количество великолепных парков, самым значительным из которых является Национальный Пиренейский Заповедник. Юго-запад Франции – это и деревенские пейзажи Оверни, и холмистая долина реки Дордонь, и аппетитные блюда Перигора, которые можно отведать в уютнейших ресторанчиках таких живописных городков, как Сарла и Каор.

Каор: очарование юга

Город прославлен не только своими превосходными белыми винами. Достопримечательности этого местечка причислены к всемирному наследию ЮНЕСКО. Изумительной красоты собор святого Этьена, прекрасный мост Valentre и старинные бульвары Каора делают его настоящей жемчужиной юго-запада Франции.

Небольшая долина реки Везер к востоку от Перигора, между Монтиньяком и Лез-Эзьером, содержит самую изумительную в мире коллекцию произведений искусства доисторической эпохи.

Интересно:

Поразительные рисунки на стенах пещеры Ласко были высечены 13-30 тыс. лет назад и изображают застывших на бегу животных, исполненных в трех цветах, с использованием перспективы и таких технических приемов, которые передают движение.

Каркасон: город-крепость

Южнее находится город Каркасон, представляющий необычайный интерес для военных историков. Это самая настоящая крепость, но настолько красивая, что кажется, будто к войне она не имеет никакого отношения. Город из сказки. Другого такого памятника Средневековья в Европе нет.

Альби – ещё один замечательный исторический город, который сегодня больше известен тем, что в 1864 г. там родился французский художник Тулуз-Лотрек.

Город на юге Франции, воспетый множеством поэтов, столица этих земель Лангедока – своенравная и гордая Тулуза. В старом районе города находятся грандиозная крепость-церковь из красного кирпича Сен-Сернен и роскошные особняки XVI-XVII веков из того же материала. Музеи Тулузы богаты скульптурой романского периода. Сегодня этот город является индустриальной столицей Франции, здесь строят аэробусы и «конкорды».

Красивейшие города

Вся Франция – само очарование и мечта. Какие же самые интересные, самые красивые города Франции? Наш произвольный список:

  • заслуженно возглавляет прекраснейшая столица, исполненная утонченного шика и очарования. Париж пленяет своих гостей как видами, открывающимися со всемирно известной Эйфелевой башни, так и великолепием Собора Парижской Богоматери и величием Триумфальной Арки;
  • Ницца – воплощение самой элегантности и неповторимого шарма, знаменитая не только своими курортами, но и чудесной площадью Россетти с поражающим воображением фонтаном и расположенным на ней собором;
  • пронизанный духом древности Лион, известный прекрасными римскими амфитеатрами, также считается одним из красивейших городов, который обязательно стоит посмотреть;
  • Страсбург – город, прославленный поразительной архитектурой и богатейшим культурным наследием;
  • Марсель – морской порт, сохранивший отпечаток величественного средневековья;
  • прославленные фестивалями Канны — подлинный город-сад, на островках которого найдется множество памятников истории от замка и старинного монастыря до места заточения поистине легендарной «железной маски».

Список городов Франции, от чудесных видов которых не оторвать взгляд, можно продолжать бесконечно.

А в следующих статьях мы приоткроем занавес над таинственными событиями, невидимой канвой пронизывающими историю Дэна Брауна о коде да Винчи, которые происходили во французском Лангедоке в цитаделях Альби, Нарбонне и в Лурде и последнем убежище катаров – легендарных крепостях Монсегюр и Керилибус.

Вы поймете, почему в Европе и особенно во Франции процветал культ черной мадонны, которой в храмах на склонах горного массива Монт-де-ля-Мадлен посвящено более 300 статуй. Вы узнаете о загадках Шартрского собора, который стал предтечей готических соборов Франции.

ЗАПАДНАЯ ФРАНЦИЯ

Нормандия, Бретань, Земли Луары (Атлантическая Луара)

Вступление

Франция… По этой привлекательной для русского туриста стране написано огромное количество путеводителей. Однако авторы рискнули взяться за новый вариант книги для путешественников. Ни в коей мере не претендуя на исключительную полноту, они предлагают читателю свой взгляд на западный регион страны.

Если несколько лет назад были весьма популярны туры под кодовым названием «Галопом по Европам», то сегодня все больше путешественников предпочитают вдумчивое изучение страны поверхностному взгляду. Именно поэтому авторы предлагают (и подразумевают) самостоятельное путешествие по региону.

Структура авторского путеводителя составлена по центрическому принципу: каждый регион представлен несколькими крупными городами, откуда протянуты маршрутные нити в близлежащие окрестности, добраться до которых можно либо общественным транспортом, либо на автомобиле. Ехать туда или нет – решать каждому читателю самостоятельно. Авторы постарались найти в каждом городке свою изюминку, ради которой стоит его посетить.

Полный цикл путеводителей предполагает включение нескольких томов. Однако начало положено западным регионом: Нормандия (Верхняя и Нижняя), Бретань и Земли Луары. Почему именно такой выбор? Не в последнюю очередь играет свою роль личная привязанность авторов к этому району Франции. Посетив большинство описанных в путеводителе городов, авторы могут со знанием дела рассуждать об их достоинствах и достопримечательностях. Кроме того, многие завзятые путешественники уже побывали в крупных городах Франции, влюбились в этот регион, и теперь хотят увидеть и узнать больше. Авторы выбрали наиболее привлекательные точки для визита, расширяющие и дополняющие стандартные экскурсионные туры.

В современном мире большая часть информации поступает к нам из интернета. Поэтому все адреса имеют также и ссылку на соответствующий интернет-сайт. Ведь именно там можно получить самую актуальную информацию. Особенно это касается тарифов и режима работы достопримечательностей – то, что было актуально на момент написания путеводителя, не всегда совпадает с реалиями жизни.

Исторический обзор

Франция как государство делится на 27 регионов, 22 из них географически расположены в самой стране, 5 – на заморских территориях. Каждый регион делится на департаменты, которым присвоен порядковый номер.

Нормандия не так давно была разделена на «Верхнюю» и «Нижнюю» – в 1955 году, когда произошло обновление административного деления Франции.

В римскую эпоху территория была разделена между многочисленными городами. Римляне провели на территории своей провинции дороги и проводили политику активной урбанизации населения. В V веке земли были захвачены франками и вошли в состав королевства Нейстрия. Новые завоеватели пришли с севера, постоянные набеги норманов опустошали регион. В 911 году Роллон Нормандский стал владельцем территории, которой дал свое имя – Нормандия.

Один из последующих герцогов Нормандских стал королем Англии – именно отсюда Вильгельм Завоеватель отправился за пролив завоевывать новые территории. Из-за этого территория Нормандии долгое время являлась предметом территориальных споров между Англией и Францией, особенно неустойчиво гражданство подданных было во время Столетней войны. В 1498 году Нормандские территории вошли в состав королевского домена. Вопрос же о притязаниях Англии на земли Франции был закрыт лишь в XVI веке, когда английская королева Мария Тюдор потеряла последний город на территории Франции – Кале.

Послереволюционный период ознаменовался активным ростом промышленности. Вторая Мировая война прошла через Нормандию, а 6 июня 1944 года союзные войска начали высадку в Нормандии, тем самым открыв Второй фронт в Европе во время Второй мировой войны.

Сайты регионов: www.hautenormandie.fr и www.region-basse-normandie.fr .

Бретань и Земли Луары также тесно связаны друг с другом. Исторически Земли Луары не являлись единым регионом, его современные территории принадлежали соседним провинциям. Он был создан в 1955 году для усиления Нанта, который являлся центром исторической области Бретань.

Бретань – самый древний из регионов современной Франции, его история началась еще до палеозойской эры в. В V веке до н. э. полуостров был завоеван кельтами, оставившими впечатляющие памятники своей культуры. В период расцвета Римской империи Бретань была одной из римских провинций, затем полуостров заселили бриты, пришедшие с Британских островов и назвавших свою новую родину «Малая Британия». В IX веке герцог Номиноэ создал Бретонское герцогство, более или менее сохранявшее свою независимость до 1532 года, когда произошло присоединение к Франции, прошедшее более или менее безболезненно – через брак королей Франции с наследницей Бретонского герцогства. Проблемы начались в XVII веке, когда Людовик XIV занялся отменой привилегий регионов. Однако для Бретани период с XV до XVIII века является благоприятным в развитии торговых и экономических связей. Французская революция лишает провинцию всех привилегий, многочисленные восстания сотрясают города. Сегодня Бретань – особая провинция, бережно сохраняющие национальную обособленность. Земли Луары же часто путают с историческим регионом «Долина Луары», часть которого сейчас расположена в регионе Центр.

Сайты регионов: www.bretagne.fr и www.paysdelaloire.fr .

ВЕРХНЯЯ НОРМАНДИЯ

Верхняя Нормандия (фр. Haute-Normandie) составлена из двух департаментов – Эр (27) и Приморская Сена (76), названных так по рекам, протекающим по нормандским землям – Сене и Эр. Столицей региона является город Руан. Площадь территории 12 317 кв. км. По численности населения занимает 13-е место среди регионов. На флаге региона изображены два нормандских леопарда на красном фоне.

Верхняя Нормандия является промышленным регионом Франции: здесь производятся пластмассы и смазочные материалы, а также треть всех французских автомобилей. Благодаря выходу в Атлантический океан, широко развита международная торговля. Большую часть территории региона занимают сельскохозяйственные угодья.

Основные города:

Руан (столица)

Руан (Rouen), 106 000 жителей

Где находится: департамент Приморская Сена, 130 км к северо-западу от Парижа. Столица региона Верхняя Нормандия.

Как добраться:

На поезде: из Парижа от вокзала Сен-Лазар (Gare St-Lazare), время в пути 1 час 30 мин, цена билета 22,30 евро.

На авто: из Парижа по А13, время в пути 1ч 50 мин, плата за проезд 14 евро.

Туристический офис расположен на Кафедральной площади (place de la Cathédrale), 25. Работает с мая по сентябрь –в 9.00-19.00, по вс. 9.30-12.30 и 14.30-18.00; с октября по май – 9.00-18.00, в вс. 10.00-13.00. Сайт: www.rouentourisme.com .

Визитная карточка

Руан – это:

столица Верхней Нормандии;

город собора Клода Моне;

город Жанны д"Арк.

История

При строительстве городского метро археологи обнаружили фрагменты галло-романского поселения III века. Возникло оно именно в этом месте потому, что ниже по течению Сены античные инженеры никак не могли связать берега реки каменным мостом. Так Руан и развивался – как первый от устья город с мостом через Сену. Кроме того, здесь все еще ощущаются приливы, позволявшие в те далекие времена проводить по реке тяжелогруженые суда. Такое выгодное расположение сделало город одним из крупнейших торговых, религиозный и культурных центров. Даже в самом начале своего существования, когда городок носил римское имя Лугдунесис (Lugdunensis), он уже был главным городом Галлийской провинции. В 841 году его завоевали норманны, и всего через 50 лет Руан сделался столицей Нормандии. К Франции его присоединили в 1204 году, хотя был в истории Руана период принадлежности Англии – с1419 по 1449 год. В XVI веке город покинуло более ¾ его населения – это были гугеноты, подвергшиеся тотальному преследованию по всей Франции после отмены Нантского эдикта в 1685 году.

Гугенотские войны во Франции (также их называют «религиозными войнами») – это серия (историки выделяют 10 войн) долгих противостояний между католиками и протестантами (гугенотами), раздиравших Францию с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны и адмирал де Колиньи, во главе католиков – королева-мать Екатерина Медичи и герцоги де Гизы. Соседи страны также пытались участвовать: Елизавета Английская поддерживала протестантов, Филипп Испанский – католиков. Войны закончились восшествием на престол Генриха Наваррского, сменившего протестантизм на католичество, и изданием Нантского эдикта, признавшего свободу вероисповедания.

Каждый из нас в детстве мечтал побывать в городах, описанных знаменитыми французскими писателями. А мечты должны сбываться. Отправившись на запад Франции вы сможете побывать в Нанте, где родилься Жуль Верн. Посетить знаменитую крепость в Ля-Рошель, описанную Александром Дюма. И побывать в знаменитом городе По, в небо которого поднялся первый воздушный шар и первый самолет.

Нант

Фото: © by dalbera | flickr.com

Нант, расположенный в устье Луары, издревле, считался вторым по величине речным портом Франции. Любопытно, что город расположенный не на побережье, а в 56 км от Атлантического океана, является крупнейшим портом Франции с грузооборотом более 20 млн. тонн в год.

Нант был основан в I веке галлами-намнетами, которые и дали название городу. Уже в III веке сюда пришло христианское учение, и город стал центром епархии.

C 834 по 936 год Нант находился под владычеством норманнов. Но в IX веке, франки стали претендовать на Нант и к 936 году город становиться столицей Бретани. К XIV веку в этом крупном портовом городе появляется даже свой флот.

Во времена Гугенотских войн, Нант выступая оплотом католичества, отказался покориться Генриху IV. При этом в 1598 году был подписан знаменитый Нантский эдикт, который уравнял в правах протестантов и католиков.

Расцвет Нанта пришелся на XVII век, когда все окрестные островки стали застраиваться, между ними возводились мосты и Нант превратился во французскую Венецию, став главным торговым и транспортным центром между Пуату и Нижней Бретанью. Через Нант проходил «сахарный путь», по которому из Вест-Индии во Францию, Англию и Скандинавию везли сахарный тростник. Колониальные грузы сделали город главным портом страны и рядом с ним стали открываться кузницы и чугунолитейные мастерские, фабрики по производству шоколада и консервов.

Из-за блокады времен наполеоновских войн, тростниковый сахар был заменен на свекольный, что привело к спаду в работе порта, и как следствие к упадку всей экономики города.

В XIX -XX веках в верхней части течения Луары началось строительство новых гаваней и город получил новые возможности для экономического роста.

Что посмотреть:

Замок бретонских герцогов (Castle of the dukes of Brittany), был построен в средние века герцогом Франциском II и его дочерью, Анной Бретонской. Их целью было защитить независимое герцогство Бретань от попыток включение его во французское королевство. В период с XIII по XVI века замок служил резиденцией герцогам Бретани. Во внутреннем дворе замка располагается дворец XV века, построенный в стиле эпохи возрождения из туфа. Сегодня на территории замка располагается исторический музей, который считается одним из лучших музеев Франции. Здесь же расположен музей прикладного искусства, в котором можно посмотреть на доспехи, мебель и одежду средневековых бретонцев. В 1862 году французское министерство культуры причислило замок к историческим памятникам Франции.

Машины острова Нант (Machines of the isle of Nantes), созданные на месте бывших судовых доков и складов художниками Франсуа Деларозьером и Пьером Орефисом, по праву считаются одним из чудес Нанта. В основу их проекта легло путешествие во времени и пространстве на стыке воображаемых миров Жюль Верна и механических чудес Леонардо да Винчи. Машины были открыты для широкой публики 1 июля 2007 года. Среди представленных машин особенно интересны: Великий Слон, Карусель Чудеса Морского Мира и Древо Цапель.
Великий слон высотой 12 метров и шириной 8 метров, изготовлен из 45 тонн дерева и стали. Одновременно он может поднять 49 пассажиров. Продолжительность прогулки 45 минут.
Здесь же можно посетить музей, рассказывающий историю создания этих машин.

Музей Жюля Верна (Jules Verne Museum)

В 1828 году в Нанте родился знаменитый писатель - Жюль Верн. На улице 4 Route de Clisson, расположен дом, в котором он родился и провел свое детство, но дом находиться в частном владении и закрыт для широкой публики.

Музей Жюль Верна расположен на 3 Rue de l"Hermitage. В нем представлены книги первых изданий писателя и различные документы.

Еще одним символом Нанта можно назвать готический Собор святого Петра и Павла, который был заложен в 1434 году. Строительство велось 457 лет и была окончено лишь в 1891 году. Храм построен из белого известняка. Фасад собора довольно прост, а вот внутреннее убранство поражает своим великолепием. В соборе похоронены Франциска II, герцог Бретани, и его жена.

В Музее Добре, который расположен в одноименном особняке неороманского стиля, можно увидеть бытовые предметы различных эпох - от античности до Великой французской революции. Коллекция была собрана самим Томасом Добре, путешественником и коллекционером.

Не менее интересным будет и Музей изящных искусств, который считается одним из самых лучших и значительных музеев на западе Франции. Здесь представлены коллекции живописи и скульптур 12-19 веков.

Как добраться:

Прямых рейсов в Нант из России нет, поэтому лететь придется с пересадкой в Париже или в другом европейском городе. Приобрести билет до Нанта можно в разделе .

Из Парижа в Нант каждые два часа отходит скоростной поезд. Время в пути 2 часа. Поезд отходит с вокзалов Paris Montparnasse 1 и 2. Стоимость проезда от 62€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

От Парижа до Нанта 385 км, время в пути 3 часов 35 мин. Стоимость топлива (дизель) составит от 35€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 35€.

Из Парижа в Ля-Рошель можно добраться на скоростном поезде за 3 часа 30 мин. Поезд отходит с вокзала Gare Montparnasse, метро Gare Montparnasse. Стоимость проезда от 68€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

Из Бордо в Ля-Рошель можно добраться за 2 часа. Стоимость проезда от 30€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

От Парижа до Ля-Рошель 471 км, время в пути 4,5 часа. Стоимость топлива (дизель) составит от 40€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 40€.

От Бордо до Ля-Рошель 188 км, время в пути 2 часа. Стоимость топлива (дизель) составит от 17€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 13,5€.

Прямых рейсов в Бордо из России нет, поэтому лететь придется с пересадкой в Париже или в другом европейском городе. Приобрести билет до Бордо можно в разделе .

Из Парижа в Бордо каждые полтора часа отходит скоростной поезд. Время в пути 3 часа 30 мин. Поезд отходит с восточного вокзала Gare de l"Est, метро: Gare de l"Est. Стоимость проезда от 45€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

От Парижа до Бордо 585 км, время в пути 5 часов 20 мин. Стоимость топлива (дизель) составит от 53€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 53€.

Из Парижа в По на скоростном, прямом поезде можно добраться за 5,5 часов. Поезд отходит с вокзала Gare d"Austerlitz , метро Gare d"Austerlitz. Стоимость проезда от 70€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

Из Бордо в По можно добраться за 2,5 часа. Поезд отходит с вокзала Bordeaux Saint Jean. Стоимость проезда от 28€. Приобрести билет можно насайте или в кассах вокзала.

Из Тулузы в По на прямом, скоростном поезде можно добраться за 2,5 часа. Поезд отходит с вокзала Toulouse Matabiau. Стоимость проезда от 33€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

От Парижа до По 784 км. Время в пути 7 часов. Стоимость топлива (дизель) составит от 71€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 72€.

От Бордо до По 205 км. Время в пути 2 часа. Стоимость топлива (дизель) составит от 18€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 19€.

Из Парижа в Лурд на скоростном, прямом поезде можно добраться за 6 часов. Поезд отходит с вокзала Gare Montparnasse, метро Gare Montparnasse. Стоимость проезда от 71€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

Из Бордо в Лурд поездом можно добраться за 3 часа. Стоимость проезда от 27€. Поезд отходит с вокзала Bordeaux Saint Jean. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

От Парижа до Лурда 830 км. Время в пути 7,5 часов. Стоимость топлива (дизель) составит от 75€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 78€.

От Бордо до Лурда 250 км. Время в пути 2,5 часа. Стоимость топлива (дизель) составит от 23€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 25€.

Из Парижа в Тулузу можно добраться на скоростном поезде за 5 часа 30 мин. Поезд отходит с вокзала Gare Montparnasse, метро Gare Montparnasse. Стоимость проезда от 90€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

Из Бордо в Тулузу можно добраться за 2 часа. Стоимость проезда от 38€. Приобрести билет можно на сайте или в кассах вокзала.

От Парижа до Тулузы 679 км, время в пути 6 часов. Стоимость топлива (дизель) составит от 61€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 33€.

От Бордо до Тулузы 244 км, время в пути 2 часа 20 мин. Стоимость топлива (дизель) составит от 22€. Стоимость проезда по платным дорогам составит 17,5€.

Подобрать можно в соотвествующем разделе сайта.