Что такое меловые карьеры. "Белорусские Мальдивы": описание озер, где находятся и как доехать

Природа не одарила Беларусь впечатляющими природными ландшафтами. Здесь нет ни моря, ни сколько-нибудь высоких гор. Реликтовый лес, равнинные озёра — вот и всё богатство. Но на помощь пришла промышленность. При кропотливой разработке природных ресурсов образовались многочисленные карьеры, шахты и терриконы. Нигде они не приобрели такой живописности, как в посёлке Красносельский в Гродненской области. Этот удивительный комплекс карьерных прудов прозван «Белорусскими Мальдивами» за невероятный бирюзовый цвет здешней воды, в которой растворены частицы мела.


1. Всё началось в 1914 году, когда акционерным обществом «Волынь» около деревни Красное Село был построен цементный завод «ROSS». Он и дал начало посёлку. Сырьё из карьера доставляли по воздушно-канатной дороге, которая просуществовала до 1959 года. С 1948 года начали использовать автомобильный транспорт.

2. В 1945 году завод получил название «Победа». В 1972-1974 годах здесь открылось сразу несколько новых производств: асбестоцементное, шиферное, известковое, трубное. К концу 1980-х годов завод морально и физически устарел. Его заброшенные корпуса и сейчас стоят почти в центре посёлка.

4. Сейчас ОАО «Красносельскстройматериалы» является одним из крупнейших цементных заводов Беларуси. Кроме цемента здесь производят сухие строительные смеси, известь, мелкогранулированный мел, блоки из ячеистого бетона, асбестоцементный лист, хризотилцементные трубы, керамику и тротуарную плитку.

5. Сырьё на завод доставляется с карьеров по дороге общего пользования, обозначенной предупреждающими табличками.

6. Вот из-за поворота появляется первый самосвал. Ему плевать на правостороннее движение, он едет прямо посреди дороги.

7. Асфальт узкий, двум БелАЗам не разъехаться, поэтому накатана широкая обочина.

8. Mersedes обгоняет «BMW».

9. По дороге грузовики проезжают деревню Карповцы, где все кусты, заборы и дома у дороги белые от известковой пыли.

11. На главном въезде в карьер стоит полуразобранный гусеничный экскаватор ЭКГ-5А.

12. Механические экскаваторы работают на красносельских карьерах с 1928 года. Сначала они были паровыми.

13. Вот и первый карьер. Он уже довольно сильно зарос тиной и выглядит совершенно не привлекательно.

14. Зато на берегах растут великолепные букеты ромашек.

15. И вездесущие маки.

16. На краю разбитой грузовиками дороги лежат ненужные столбы. Раньше все карьеры были электрифицированы.

17. В глубокой выемке лежит дорога к следующему карьеру.

18. Вдалеке маячит водная гладь.

19. Подъезды к карьерам во многих местах перекопаны, а у берега установлены устрашающие таблички. Популярность «Мальдив» так высока, что даже при первом заходе на сайт завода выскакивает сообщение следующего содержания:
«Уважаемые гости г.п. Красносельский!
Руководство ОАО «Красносельскстройматериалы», с целью предотвращения несчастных случаев, обращается к Вам c настоятельной просьбой отказаться от посещения меловых карьеров и купания в них. Карьеры являются технологической зоной и относятся к особо опасным производственным объектам, нахождение на территории которых посторонних лиц строго запрещено.
Помните, находясь на территории меловых карьеров, Вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Подумайте о себе и о ваших близких.
Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии 01 июля 2013 года провел испытания воды меловых карьеров ОАО «Красносельскстройматериалы». Согласно протоколу испытаний вода по микробиологическим показателям (ОКБ и ТКБ - общие колиформные бактерии и термотолератные колиформные бактерии) не соответствует требованиям Санитарных правил и норм. Количество вышеназванных бактерий превышает норму от шестидесяти до ста раз.»


20. Но предупреждения никого не останавливают. Уж больно здесь красиво. Многие приезжают с ночёвкой.

21. Это один из самых мелких прудов. Обычно здесь много народу, но я пришёл сюда пасмурным утром, накрапывал дождик. Я встретил всего две-три компании, вылезших из палаток опохмелиться.

22. На горе виден старый шагающий экскаватор НКМЗ. Он хоть и выглядит проржавевшим, но до сих пор в строю.

24. Ему характерны заросшие берега и многочисленные островки.

25. На один из островков туристы проложили дорожку из камней.

26. Общий вид карьера.

27. Глубина впадины значительная — порядка десяти метров.

28. Сюда добираются немногочисленные туристы, делают пару кадров и уходят обратно.

29. Я же спустился по выбитым в склоне ступеням к самой воде.

30. Вода с растворённым в ней мелом и большая глубина в сумме дают этот красивый оттенок.

31. Там, где помельче, можно оценить цвет воды.

32.

33. По дороге к последнему, самому большому водоёму, попадаются «несостоявшиеся» водоёмы.

34. Вот среди деревьев начинает проглядывать обширная водная гладь.

35. Это самый дальний и самый большой карьер.

36. Его длина — почти 2 километра.

37. Максимальная ширина — 250 метров.

38. Глубина — не меньше 50 метров.

39. Карьер имеет высокие обрывистые берега.

40. Именно берега представляют наибольшую опасность для путешественников. Вот одно из деревьев, упавшее в воду после очередного обвала.

41. Но красота этих мест окупает любую опасность.

42. Там, где когда-то заезжали БелАЗы, сейчас самый удобный спуск к воде.

43. Но купаться здесь не очень комфортно: сразу от берега начинается глубина, а вода ледяная.

44. Чтобы посмотреть полную панораму — щёлкните на изображение.

45. В тихой заводи сидят рыбаки.

46.

47. Растительность на берегах — самая обычная для Беларуси.

48. Берёзы, сосны, вереск, мох и полевые травы.

49. Но в сочетании с ландшафтом выглядит необычно.

50.

51.

52.

53. С высокой насыпи весь карьер как на ладони.

54. От широкой части тянется длинный «рукав», который и обеспечивает карьеру двухкилометровую продолжительность.

55.

56. Когда налетает ветер, по огромной водной глади бегут стаи волн.

57. Панорама напоследок. По клику откроется в полном размере.

Завораживает. Горы мусора отталкивают. Ехать или нет? сайт отправился в экспедицию по Волковысскому району и узнал, почему купаться в карьерах нельзя, но никого это не останавливает. Если вы уже приехали, возникают закономерные вопросы: где переночевать? Где отдохнуть и пообедать? Какие достопримечательности есть в окрестностях? В новом проекте «С места в карьер» мы ответим на эти вопросы.

Карьеры «легальные» и «нелегальные»

«Гранд каньон», «Столбы», «Синька» — купаться нельзя. «Голубое» и «Марс» — можно. Возле городского поселка Красносельский разбросаны десятки карьеров, но вдоль одних установлены запрещающие знаки, а за купание на других вам никто слова не скажет.

Дело не в голубизне воды и даже не в крутости берегов. Условно карьеры возле Волковыска можно разделить на старые и новые.

Возраст старых «голубых линз» около полувека. Они переданы во владения государства. Находятся рядом с автобазой, а дорогу вам покажет любой местный житель. Здесь вы вряд ли найдете знаки, запрещающие купание. Плавают на «Мальдивах», как правило, местные и те, кто не любит нарушать закон.


Новые карьеры принадлежат предприятию «Красносельскстройматериалы». Это промышленные объекты, за нахождение на которых посторонним грозит штраф от 3 до 10 базовых величин.

Гулять по этим карьерам легально можно будет через 7 лет. Тогда завод спишет их с «баланса». Во владения государства перейдут лишь те карьеры, берега которых не превышают угол в 35 градусов. После этого они будут доступны, а запрещающие таблички исчезнут.

Находятся они сразу за цементным заводом вдоль промышленной дороги, не заметить которую невозможно. Каждые несколько минут там проезжают БелАЗы и МАЗы, осыпая дорогу, деревья и людей мелом. Именно на новые карьеры и едут толпы отдыхающих. Они не знают о существовании других, разрешенных для посещения, «голубых линз».



Вдоль технической дороги установлены запрещающие знаки, а все подъезды к карьерам перекрыты бетонными блоками или перекопаны. Но туристов это не останавливает.

Рядом с дорогой появились импровизированные стоянки. Отчаянные бросают машины прямо на обочине, не опасаясь большегрузных машин, которые проносятся мимо на нешуточной скорости.

Купаться запрещено

Как мы сказали выше, за новые карьеры отвечает завод «Красносельскстройматериалы». За все несчастные случаи «расплачивается» руководство предприятия. Поэтому туристы для них — нежелательные гости.

Поскольку это промышленные объекты, инфраструктуры здесь нет. Ни баков для мусора, ни пологих спусков в воду, ни мест для отдыха, ни парковок для машин…



Зайдя на сайт завода, вы первым делом увидите предостережение: «Вода в карьерах не соответствует требованиям санитарных правил и норм ». Но местные и туристы относятся к этому сообщению скептически. «Я сюда третий раз приезжаю. Первый раз был в 2010 году. Со мной что-то случилось? » — обратился ко мне минчанин Евгений.

Дно и берега карьеров усыпаны кремнием, из которого наши предки делали топоры и копья. Шанс порезаться очень велик. Неопытным пловцам также не стоит рисковать: глубина в некоторых местах достигает 15 метров. Добавьте сюда ещё и риск обрушения берегов.

…но туристов это не останавливает

Массовое паломничество сюда начинается в вечер пятницы и достигает пика в полдень субботы. Номера машин преимущественно минские, но встречаются и автомобили из России. Туристы приезжают с палатками, матрасами, лодками и даже тележками из супермаркетов, наполненными едой. Привозят с собой и домашних питомцев.

Меня уверяли, что вода безопасна, ведь она «поднимается из недр земли, проходит несколько степеней естественной очистки, пробираясь через слои песка и гравия». Цвет воды зависит от химических процессов с мелом, проходящих на дне. Если за карьерами не следить, то через пятьдесят лет вода станет темной, когда дно зарастает илом.





Что бывает за пребывание на «белорусских Мальдивах»?

Для цементного завода туристы на новых карьерах — нарушители порядка. Предприятие всеми силами пытается применять меры к тем, кто вторгается на промышленную зону, однако этого, судя по всему, недостаточно.

Устное предупреждение. Дважды в день на карьеры приезжает рейдовая группа. Два представителя завода в желтых жилетах вежливо объясняют, что находится на карьерах небезопасно и просят уехать.

Однако после короткого инструктажа для сайт стражи порядка направились к машине со словами: «Мы уезжаем. Все, можете купаться ». То ли нам попался добродушный патруль, то ли такой метод уговоров неэффективен — осталось загадкой.


Штраф от 450 тысяч. Рядом с каждым карьером установлено несколько щитов, угрожающих штрафами от 3 до 10 базовых величин за пребывание на производственном объекте. Однако случаев, когда людей действительно оштрафовали, никто не припомнит.

Эвакуация автомобиля. Самые страшные последствия ждут автомобилистов, которые оставляют машины на обочинах. ГАИ вызывают сотрудники завода. Так, в пятницу было эвакуировано 20 автомобилей. Пять из них оказались машинами сотрудников предприятия, которые поставили своих «железных коней» на подъезде к заводу, но автоинспекция разбираться не стала.

Инфраструктура

« Вся инфраструктура у нас в багажнике » , — весело сообщил приезжий из Минска.

Ближайший населенный пункт (городской поселок Красносельский) находится в нескольких километрах от карьеров. Поэтому провизией и питьем лучше запастись заранее.



На ближайшей заправке в полдень субботы уже не купить дрова и уголь. Быстро раскупается и пиво. В магазине у заправки продавщицы выставляли новую партию двухлитровых бутылок хмельного напитка. По их словам, пятилитровые бутыли с водой и закуска к пиву уходит также быстро.

Ночуют приезжие в палатках или машинах. Хотя можно остановиться в городском поселке Красносельский: снять квартиру или выкупить койку в гостинице с оригинальным названием «Гостиница».

Ехать или нет?

Опрос отдыхающих показал, что для одних поездка на карьеры стала самым запоминающимся событием лета. Другие утверждали, что больше сюда не вернуться. Ехать или нет? Выбор всегда остается за вами.

Интервью с представителем завода «Красносельскстройматериалы».

Инфраструктура «белорусских Мальдив»: где поесть, переночевать и заправиться.


Мы благодарим компанию ООО «ФелОкт-сервис» — официального дилера автомобильной марки «Шкода» в Беларуси — за предоставленный для поездки автомобиль Škoda Yeti.

Нужно ли тратить половину годового дохода и лететь на самолете к чудесным райским островам, когда такие потрясающие места есть и в Республике Беларусь? Действительно сказочные пейзажи, глядя на которые, понимаешь, что все красочные картинки из интернета просто блекнут, и все это - творение рук человеческих. Да, это так, меловые карьеры, ныне заброшенные, стали популярным курортом для огромного количества туристов. Многие местные жители уверены, что в Беларуси можно хорошо отдохнуть. Нет, про то, что здесь много красивых рек и озер, знают многие, но вот такие места, словно из рекламы Баунти, - это точно невозможно. Нет, возможно, именно такими сегодня и предстают восхищенным взорам меловые карьеры.

Местонахождение

Совсем недавно про отдых в этих местах не слышал практически никто. Затем пытливые путешественники, совершающие пешие походы, наткнулись на потрясающие голубые озера, окруженные белоснежными берегами, которые поросли пушистыми елочками. Так стали набирать популярность меловые карьеры. Она растет с каждым годом, сейчас про карьеры под Волковыском не слышал только лишь ленивый, уж больно красиво здесь, настоящий рай. Мы постараемся подробно рассказать вам, где они расположены, чтобы дорога была легкой и приятной.

Наверное, начать нужно с того, что Красносельские меловые карьеры - это огромная территория. То есть это не одно или два озера, а огромное их количество. Их здесь сотни, однако особенный интерес для туристов представляют только те, которые были вырыты совсем недавно. Их главное очарование - это потрясающий лазурный цвет воды. Такое явление наблюдается, если карьер только недавно заполнился чистой водой. Буквально на следующий сезон она станет совершенно обычной, поэтому нужно ловить момент.

Впечатление

Оно самое сильное у тех, кто впервые видит меловые карьеры. Фото здесь желает сделать каждый, причем люди стараются подгадать момент, чтобы солнечные лучи падали на водную гладь, так лучше всего получается запечатлеть потрясающий голубой цвет на фоне белых берегов. Отзывы обычно сходятся между собой, люди видят фотографии, которые выставляют другие туристы, но не верят, что такое может быть совсем рядом, в Беларуси. Когда туристы попадают сюда впервые, то понимают - это рай на земле, и он существует вовсе не на экзотических островах, более того, его создал человек.

Как добраться

Давайте немного подробнее поговорим о том, где находятся меловые карьеры. В первую очередь вам нужно найти на карте Волковыск и двигаться в направлении него. Самый первый карьер находится как раз по пути, не доезжая завода строительных материалов. Однако не расстраивайтесь, если у вас нет личного автомобиля. Вы можете предпринять захватывающее приключение. Собирайте дружную компанию и отправляйтесь в путь. Вас ждут меловые карьеры. Как доехать на общественном транспорте, мы сейчас и рассмотрим. Из Минска до Барановичей вы можете добраться на электричке или поездом. Дальше вам необходимо на дизеле проделать путь до Волковыска. Наконец, возьмите билет на пригородный автобус до поселка Красносельского. Не доезжая до него, вам потребуется выйти перед деревней Новоселки. Дале вас ждет очаровательное путешествие пешком.

История этих мест

Мы уже говорили, что появилось это чудо благодаря стараниям человека. Именно здесь находятся крупные месторождения мела, добычей которого занимается промышленный гигант - ОАО «Красносельскстройматериалы». Производит он различные строительные смеси, так что добыча мела идет до сих пор, благодаря чему регулярно появляются все новые карьеры. В общем-то, заблудиться здесь очень сложно, гигантское производство видно издалека, вся дорога до Красновельска идет по этому ориентиру. Да и дальше, до самых карьеров, вы будете видеть огромные грузовики, которые вывозят мел, и вся дорога, указатели и деревья вокруг покрыты меловой пылью.

Опасность

Когда туристы попадают на меловые карьеры, фото на память становится просто навязчивой идеей. Все стараются запечатлеть не только фантастическую природу, но и себя на ее фоне, а потому подвергают себя риску. Каждый год здесь гибнет несколько человек, чем обеспокоены власти. Кажущиеся горные пейзажи - это не что иное, как пески, которые легко могут обрушиться и похоронить под собой. Крутые берега порой достигают 40 метров, и вся эта стена может в одночасье рухнуть. А глубина здесь - до 50 метров. К тому же прогревается вода не более, чем на 2 метра, поэтому, ныряя, вы можете испытать последствия резкого перепада температур. Большое количество бактерий в воде тоже таит определенную опасность для человека. Поэтому не забывайте, для чего были выкопаны меловые карьеры. Область туризма и сфера промышленной добычи мела сильно отличаются друг от друга, и про безопасность купающихся инженеры вряд ли думали.

Плюсы и минусы местного отдыха

Здесь очень интересная и необычная природа. Потрясающая лазурная водная гладь, белоснежные берега - все это создает интереснейший пейзаж. Однако туризм здесь не предусмотрен, поэтому загорать отдыхающие вынуждены где придется, на обрывистых берегах, поросших мхом и смешанным лесом. Спускаться к воде нужно будет по крутому склону без ступеней. Никакой пляжной инфраструктуры, спасателей и врачей. В разгар сезона здесь отдыхает очень много туристов, а это означает приятную компанию, а также занятые места на удобных участках берега, много брошенного мусора, мутную воду, поскольку большое количество купающихся поднимает со дна примеси мела.

Последние несколько лет карьеры в городском поселке Красносельский под Волковыском пользуются большой популярностью. Каждое лето сюда приезжают сотни людей из разных уголков Беларуси и из стран-соседок. Место стало известным благодаря бирюзовой воде и красивым видам карьеров.

На "белорусских Мальдивах" можно увидеть самостоятельных путешественников и любителей экстремального отдыха. Туристы приезжают на своих авто, разбивают палатки и останавливаются, как правило, на выходные. Увидеть Красносельские карьеры своими глазами, в основном, прибывает молодежь. Нередко молодые родители берут с собой детей и даже младенцев.

Шесть лет назад, когда фотографии карьеров стали активно расходиться по соцсетям, люди потихоньку съезжались просто чтобы полюбоваться "белорусским Мальдивами". Самые смелые купались в карьерах. Три-четыре года назад путешественники приезжали уже семьями, с палатками, едой и необходимыми для отдыха вещами.





Местные жители поняли, что карьеры пользуются популярностью и нелегально занимались торговлей: продавали воду, продукты, уголь и даже палатки для приезжих. Некоторые жители Красносельского и из соседних деревень дежурили на лучших пляжах карьеров, устанавливали плату за место от 30 до 50 долларов, за дрова - 10.

Ради отдыха в красивом и популярном месте самостоятельные путешественники готовы на многое: ехать на своей машине, добираться ночным поездом или перекладными электричками, автобусом, автостопом. Людей не пугают крутые обрывы, глубина карьеров и даже таблички, которые свидетельствуют об опасности места.

Несколько лет назад организаторы активного отдыха и экстремальных развлечений приезжали из других городов подзаработать на меловых карьерах. Предлагали отдыхающим полетать на параплане, с ветерком пролететь на тарзанке с одного берега на другой, воспользоваться водным мотоциклом и байдарками.

Местные бизнесмены поняли, что карьеры могут стать золотой жилой и даже обращались к руководству завода "Красносельсктройматериалы", во владениях которого находятся карьеры. Но, несмотря на убедительные проекты бизнесменов, "белорусские Мальдивы" считаются промышленной зоной и являются запрещенным местом для отдыха и купания. Есть даже риск оползней. Руководство завода не хочет брать на себя ответственность за жизни людей, поэтому сделать легализованный палаточный городок с обустроенной инфраструктурой, торговыми лавками и биотуалетами, вероятно, в ближайшее время не получится.

Красносельские карьеры стали излюбленным местом для фото и видеосъемки. Часто на карьерах фотографируются молодые пары, молодожены. В 2012 году на белорусских Мальдивах группа "Цвет алоэ" сняла клип "Наше лето".

В начале 2014 года агентство БЕЛТА писало, что меловые карьеры могут стать объектом водного туризма в Волковысском районе в рамках проекта "По следам шахтеров" при поддержке проекта Агентства США по международному развитию (USAID) "Местное предпринимательство и экономическое развитие". В апреле телеканал "Беларусь 1" сообщил, что в Волковысском районе начали разработку туристического маршрута на озерах, которые находятся в . В сюжете говорится о том, что на белорусских Мальдивах обустроят зону отдыха в ближайшие два года .

Однако официальной информации о том, что на карьерах разрешены отдых и благоустройство инфраструктуры пока нет. Об этом свидетельствуют таблички, на которых администрация ОАО "Красносельскстройматериалы" оповещает об опасности.

Также при входе на сайт завода строительных материалов всплывает окно с предупреждением.

Уважаемые гости г.п. Красносельский!

Руководство ОАО "Красносельскстройматериалы", с целью предотвращения несчастных случаев, обращается к Вам c настоятельной просьбой отказаться от посещения меловых карьеров и купания в них. Карьеры являются технологической зоной и относятся к особо опасным производственным объектам, нахождение на территории которых посторонних лиц строго запрещено.

Помните, находясь на территории меловых карьеров, Вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Подумайте о себе и о ваших близких.
Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии 01 июля 2013 года провел испытания воды меловых карьеров ОАО "Красносельскстройматериалы". Согласно протоколу испытаний вода по микробиологическим показателям (ОКБ и ТКБ - общие колиформные бактерии и термотолератные колиформные бактерии) не соответствует требованиям санитарных правил и норм. Количество вышеназванных бактерий превышает норму от шестидесяти до ста раз.

Смогут ли проложить туристический маршрут и обустроить зону для туристов на белорусских Мальдивах в ближайшее время, пока не известно. Но в целях безопасности лучше отказаться от отдыха и купания.

Ключевая ценность этой статьи — актуальная карта проезда к меловым карьерам с подробными пояснениями.
Надеюсь, вам будет легче добраться до места отдыха.

Пишу заметку, которой не хватало нам самим во время поездки на Беларусские Мальдивы.

В статьях о карьерах за прошлые года не вся информация актуальна. Следуя указанному в статьях маршруту, мы постоянно натыкались на неопределенности и неприятные неожиданности. В пабликах о меловых карьерах под Волковыском в вконтакте можно найти только вопросы от желающих посетить достопримечательность впервые, а ответов почти нет.

  • Меловые карьеры в Беларуси прекрасны. Вода действительно лазурного цвета.
  • Нахождение и купание на карьерах официально запрещены, возможен штраф. Туристам там не рады.
  • От Минска на авто ехать 3 часа в одну сторону.
  • Очень много клещей в траве.
  • В городе Волковыск смотреть особо нечего.

Как доехать

В Красносельском районе есть старые и новые карьеры. Вам нужно на новые:)
Дорога на автомобиле от Минска до карьеров занимает чуть больше 3-х часов.

Координаты: 53.279295, 24.470577.

В Гугл навигаторе достаточно ввести поисковый запрос «Меловые карьеры».

Вот подробная карта с пояснениями как доехать до карьеров в районе п. Красносельский:

При въезде в д. Новоселки тоже будет знак «Движение запрещено», но через 700м. Можно оставить машину и идти пешком это дополнительное расстояние.
Другой вариант — проехать 700м и легально оставить машину рядом с указанной меткой в д. Карповцы. Учитывайте, что ехать придется через деревню по грунтовой дороге с ямами.

Как пройти

Идти пешком придется в любом случае)

Готовьтесь встретить на пути много предупреждающих об опасности знаков и сформируйте заранее отношение к ним всех участников вашей поездки)
В правом верхнем углу на карте указан финишный участок маршрута. На первой половине этого участка дорога перекопана:
Преодолеть этот участок на транспорте крайне затруднительно. Запаситесь подходящей обувью.
Вторая часть финишного маршрута более приятна:
Еще несколько шагов по тропинке — и вы у цели:)

Штраф

Размер штрафа: от 3 до 10 базовых величин. Сейчас базовая 23 бел. рубля. Итого, штраф может составить 230 бел. рублей/7400 российских рублей/130$.

В некоторых источниках встречалась информация о патрулировании милицией территории карьеров. Но отзывов оштрафованных туристов мы не встречали.

Старые меловые карьеры

Старые карьеры не такие красивые. Вода в них более зеленая, почти стандартного цвета воды в обычном пруду.

Кратчайший путь от новых карьеров до старых перегорожен очередным знаком «Движение запрещено», поэтому добираться придется в объезд через п. Россь.

Карта проезда от новых карьеров к старым:

Приятных Вам путешествий!)
Если статья была вам полезна, напишите ниже комментарий об этом?)