Эль кано. "Хуан Себастьян Элькано" - испанский парусник на Кубе Что открыл хуан элькано

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских.

В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал.

После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова - уже в который раз - пощадила Элькано.

Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому "Консепсьон" сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна - "Викторию" и "Тринидад".

Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из "островов Пряностей" - Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле - "Виктории", капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а "Тринидад" оставить на Молукках.

И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же "Виктория" 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира. Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было эавершено!

Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом - земной шар с латинской надписью: "Ты первый обогнул меня".

И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог "поделить" между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне "земного яблока". И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

Прощай Ла-Корунья
Лa-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором "могли бы разместиться все флоты мира". Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах.

Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд - он уже видел себя адмиралом армады - и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией.

Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел "высочайший отказ" на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции.

Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям. Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим "земное яблоко", не пропадешь и у дьявола в пасти - рассуждала портовая братия.

В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было.

Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца "Ла мунейра". Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений.

В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

исп

В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработав денег, обосновался в Севилье , стал капитаном торгового судна. Разорился и оказался под угрозой тюрьмы; чтобы спастись, записался в экспедицию Магеллана.

Известен тем, что возглавил экспедицию Магеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. 18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам, но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля «Тринидад»). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию король Карлос I (он же император Карл V) присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня), и назначил ежегодную пенсию. На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано также участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Лоайса, которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником именно Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. Но ему не было суждено долго пробыть адмиралом. 6 августа его помощник Урданета отмечает в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день волны сомкнулись над телом покойного.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память его увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

Имел внебрачного сына Доминго Элькано, рождённого от Марии Эрнандес Дерниальде.

Хуан Себастьян дель Кано (позднее фамилия изменена на более благозвучную Элькано ; исп. Juan Sebastin del Cano (Elcano), баск. Juan Sebastian Elkano; 1486/1487, Гетариа, Страна Басков, провинция Гипускоа, Королевство Кастилия, ныне Испания - 4 августа 1526, Тихий океан) - испанский мореплаватель, первый человек, обогнувший земной шар.

Биография

Родился в баскской семье, имел трёх братьев. В молодости был наёмником, воевал в Италии. Заработав денег, обосновался в Севилье, стал капитаном торгового судна. Разорился и оказался под угрозой тюрьмы; чтобы спастись, записался в экспедицию Фернана Магеллана.

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо.

Известен тем, что возглавил экспедицию Магеллана после смерти последнего и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был очень рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам, но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля «Тринидад» (исп.)). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию король Карлос I (он же император Карл V) присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня), и назначил ежегодную пенсию. На основе его рассказов императорский секретарь Максимилиан Трансильван составил первый отчёт о путешествии, получивший большую известность в Европе.

Элькано также участвовал в качестве капитана одного из кораблей в экспедиции Гарсиа Хофре де Лоайса, которая направлялась по проложенному Магелланом пути к Островам Пряностей. Плаванье выдалось очень тяжёлым, и смертность на кораблях была крайне высока. 30 июля 1526 умер адмирал Лоайса, назначив своим преемником именно Элькано, который сам к тому времени был тяжело болен. Но ему не было суждено долго пробыть адмиралом. 6 августа его помощник Андрес Урданета отмечает в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день волны сомкнулись над телом покойного. Новый командир Торивьо Алонсо Саласар увидел землю (один из Маршалловых островов) две недели спустя.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память его увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

Имел внебрачного сына Доминго Элькано, рождённого от Марии Эрнандес Дерниальде.

Juan Sebastian Elkano ; / , Гетариа , Страна Басков , провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Биография

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля Тринидад). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию , отметил в своём журнале: «Скончался доблестный сеньор Xуан Себастьян дель Элькано». В тот же день покойный был похоронен в море. Новый командир, Торивьо Алонсо Саласар, увидел землю (один из Маршалловых островов) две недели спустя.

На родине мореплавателя, в Гетарии, память об Элькано была увековечена каменной плитой с надписью: «… достославный капитан Хуан Себастьян дель Кано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле „Виктория“. В память героя поставил эту плиту в 1661 году дон Педро де Этаве-и-Ази, кавалер ордена Калатравы. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света».

У Элькано был внебрачный сын Доминго, рождённый от Марии Эрнандес Дерниальде.

"Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей..." - говорил Штирлиц. Перефразируя эту фразу могу сказать, что из всего существующего транспорта я больше всего люблю корабли и поезда. Ну и еще старые автомобили, пожалуй. Именно поэтому одним из самых ярких впечатлений, которые оставила после себя Гавана, была случайная встреча со знаменитым учебным судном Королевских ВМС Испании "Хуаном Себастьяном Элькано", третьим в мире по величине, после барков "Седов" и "Крузенштерн", историческим парусником в мире.


Это была наша первая прогулка по столице Кубы и надо же было так сложиться обстоятельствам, чтобы выйти к набережной как раз в тот момент, когда знаменитый парусник выходил из гавани Гаваны, чтобы продолжить свой круиз и направиться в Нью-Йорк. А проплывая он оставлял за своими бортами старые испанские укрепления XVI века - крепость Эль-Морро и крепость Сан Сальвадор де Ла Пунта.

02. Крепость Эль-Морро, или Крепость Трех Волхвов (Castillo de los Tres Reyes), возведенная испанцами в XVI веке.

03. Крепость расположена по другую сторону канала выходящего из Гаванского залива, вокруг которого стоит город.

Баркентина "Хуан Себастьян Элькано" была построена в 1927 году на испанской верфи в Кадисе. А в ее первом морском путешествии принимал участие даже сам король Альфонсо XIII. Правда вскоре в Испании была провозглашена Вторая Республика, а король изгнан. После этого баркентина стала частью республиканского флота ВМС. Свое название парусник получил от знаменитого испанского мореплавателя Хуана Себастьяна Элькано, участника экспедиций Фернана Магеллана.

Именно Элькано принадлежит честь быть первым человеком обогнувшим земной шар. За что король Испании Карлос I (он же затем император Священной Римской империи Карл V Габсбург) назначил мореплавателю ежегодную пенсию, пожаловал герб и личный девиз "Primus circumdedisti me" (лат. Ты первый обогнул меня). Этот же девиз носит и парусник.

04. Баркентина "Хуан Себастьян Элькано" проходит возле стен Эль-Морро.

05. 25-метровый маяк крепости Эль-Морро был построен в 1845 году. Также когда-то в крепости располагалась и школа смотрителей маяков.

06. Старинная пушка крепости Сан Сальвадор де Ла Пунта смотрит на выход из залива. Но огонь по паруснику не открывает. Во-первых испанский корабль приплыл на Кубу с дружеским визитом, а во-вторых баркентина и сама имеет на своем борту вооружение в виде двух пушек и четырех пулеметов, правда оружие используется как церемониальное.

Парусник отправился в учебный рейс из Кадиса 1 апреля 2012 года, вскоре достиг берегов Тенерифе и покинул их 10 апреля, пересек Атлантический океан и достиг Гаваны 4 мая. Мы же как раз оказались 15 мая на набережной в те десять-пятнадцать минут, когда он покидал Кубу и отправлялся в Нью-Йорк, чтобы возглавить парад учебных судов на Гудзоне. Кстати "Хуан Себастьян Элькано" за свою морскую карьеру проплыл более 2 миллионов морских миль, а это почти четыре миллиона километров, больше всех в мире.

07. "Хуан Себастьян Элькано"

Что же касается технических характеристик, то, как я уже писал, это четырехмачтовая баркентина. То есть судно полностью оснащено косыми парусами, кроме носовой фок-мачты, только она несет прямые паруса. Длина судна 113 метров, высота надводной части 48 метров, скорость хода при работе дизельного двигателя 24 км/ч, а под парусами 32 км/ч. Экипаж более 200 человек. В автономном плавании парусник может находится 73 дня.

Из интересных фактов следует добавить, что в 1958 году на судне учебный круиз совершил будущий король Испании Хуан Карлос I де Бурбон, который отрекся в 2014 году от престола в пользу своего сына, нынешнего испанского короля Филиппа VI, который также проходил практику на этом корабле в 1987 году.

08. Провожая взглядом уходящую в Мексиканский залив баркентину в голове рождались романтичные образы из романов Жюля Верна, Рафаэля Сабатини, Майн Рида и Джека Лондона...